ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
ѕриборы дл€ электронной диагностики

—≈–√≈… √ј«≈“»Ќ, ,
технический эксперт компании Ђјм≈врої

ѕрежде чем говорить об электронной диагностике, необходимо хот€ бы в общих чертах по€снить, как работает современна€ система управлени€ двигателем и, в частности, непосредственно блок управлени€. ѕри этом дл€ нас сейчас наиболее важно то, что блок управлени€ обладает функци€ми самодиагностики, то есть способностью получать и хранить информацию об отказах и отклонени€х в работе системы.

»так, блок управлени€ получает необходимую информацию от совокупности различных датчиков. ѕосле ее

обработки путем аналого-цифрового преобразовани€ эта информаци€, а также данные, хран€щиес€ в ѕ«” блока (различные матрицы, таблицы и т. п.) используютс€ микрокомпьютером дл€ расчета параметров управл€ющих сигналов: например, длительности впрыска, угла опережени€ зажигани€ и других.

ќднако микрокомпьютер не только управл€ет двигателем, но также непрерывно осуществл€ет проверку Ђправдоподобностиї параметров входных и выходных сигналов, т. е. сравнивает их с определенными границами (допусками), в которых они должны находитьс€. ¬ случае выхода того или иного параметра за пределы допуска программа работы микрокомпьютера мен€етс€. ¬ специальную область пам€ти записываетс€ цифровой код данной неисправности, а программа управлени€ измен€етс€ таким образом, чтобы максимально скомпенсировать, если это возможно, последстви€ неисправности, т. е. осуществить так называемое резервирование. ѕо степени вли€ни€ на работу двигател€ неисправности или отклонени€ могут иметь различный Ђвесї, поэтому реакци€ программы компьютера и последстви€ также могут быть различны. ќдни неисправности вызывают полную остановку двигател€, другие Ч резкое ухудшение ездовых характеристик, третьи практически незаметны. ¬ любом случае почти все современные (1983Ч1998 гг.) блоки управлени€ позвол€ют тем или иным способом получить, т. е. считать из пам€ти, информацию об отказе в виде цифрового кода. Ќа автомобил€х выпуска до начала 90-х годов коды отказов, как правило, можно было считывать по вспышкам специальных ламп-индикаторов (Check Engine и им подобных). ¬ более поздних системах это возможно только с помощью специальных приборов, которые получили усто€вшеес€ название Ђсканерї.

—амосто€тельный анализ и поиск неисправностей в контролируемой системе Ч очень важна€ и мощна€ функци€ блока управлени€. ќднако это еще не все. ќбъективно микрокомпьютер не может вы€вить все неисправности двигател€. ¬едь двигатель Ч это комплекс многих систем и подсистем Ч механика, топливоподача (гидравлика), охлаждение, смазка, подсистемы уменьшени€ токсичности (рециркул€ци€, инжектирование вторичного воздуха) и т. п. ¬полне очевидно, что неисправности элементов, относ€щихс€ к самой системе управлени€, включа€ датчики, исполнительные механизмы и проводку, микрокомпьютер вы€вл€ет достаточно эффективно.

ќднако неисправности, не св€занные напр€мую с электроникой, не всегда могут быть Ђвычисленыї и формализованы в виде цифрового кода. » уже, конечно, не надо ждать от блока управлени€ разного рода чудес: определить, почему двигатель стучит или Ђестї масло, он не сможет.

 роме уже готовых Ђрешенийї о неисправности в цепи конкретного компонента или отклонений в работе системы, записанных в виде кода, большинство современных блоков управлени€ могут выдавать также дополнительную информацию. ќна представл€ет те самые параметры (входные и выходные сигналы, внутренние параметры системы), которые непрерывно обрабатываютс€ компьютером блока управлени€. ¬с€ эта информаци€ в закодированном цифровом виде передаетс€ на диагностический разъем блока управлени€. јнализ этой информации позвол€ет квалифицированному диагносту обнаруживать не только неисправности сложного характера, но и вы€вить отклонени€ как в работе самой системы управлени€, так и других подсистем, например, охлаждени€, зажигани€, топливоподачи (гидравлика) и т. п. ј считана и раскодирована информаци€ может быть только при наличии сканера Ч того самого прибора, о котором мы собираемс€ поговорить.

 ак устроен и работает сканер

—канер представл€ет собой портативный прибор, выполненный обычно на базе специализированного микропроцессора, и об€зательно имеет клавиатуру и дисплей (обычно жидкокристаллический).

ќсновна€ функци€ сканера Ч Ђраспаковкаї и раскодирование цифрового массива, поступающего на диагностический разъем из блока управлени€ провер€емой системы (например, системы управлени€ двигателем, јЅ— тормозов,  ѕѕ и т. д.).  ак уже говорилось выше, это могут быть коды отказов из пам€ти блока или непрерывно обновл€емые данные (цифровые параметры), обрабатываемые микрокомпьютером блока.

јнализ этой информации позвол€ет диагносту быстро и эффективно находить неисправности в провер€емой системе.

 роме пассивного отображени€ тех или иных параметров теституемой системы сканеры могут подавать специальные команды, т. е. работать в так называемом интерактивном режиме. Ёто означает, что непосредственно с клавиатуры сканера можно включать или, наоборот, выключать те или иные элементы, например, форсунки, или даже задавать блоку управлени€ специальные режимы работы.

 акие сканеры существуют на рынке

»з сказанного выше следует, что сам сканер €вл€етс€ не слишком сложным прибором. ≈го функции легко может выполнить любой ноутбук.  стати, соответствующие программы дл€ –— существуют, но пока этот вариант не может конкурировать со специализированными приборами в удобстве пользовани€, надежности, широте охвата автомобилей и систем.

Ќаибольший интерес представл€ет программное обеспечение сканера. Ёто информаци€ по расшифровке цифровых протоколов обмена по сотн€м моделей и систем автомобилей, хран€ща€с€, как правило, в ѕ«” специальных картриджей, или как их еще называют, программных модулей. “аких модулей может быть несколько Ч все зависит от степени универсальности сканера. ƒл€ примера: на двух картриджах сканера Enhanced Monitor (фирма ќ“—) хранитс€ информаци€, позвол€юща€ раскодировать протоколы обмена дл€ 45452 различных систем управлени€ автомобилей General Motors, Ford и Chrysler с 1983 по 1997 гг., включа€ 30330 систем управлени€ двигателем, 7713 јЅ— тормозов, 1080 систем управлени€ автоматическими  ѕѕ и 5429 других систем.

—реди всех видов диагностического оборудовани€ рынок сканеров имеет, пожалуй, наиболее четкое и даже жесткое разграничение.

ѕрактически каждый производитель автомобилей имеет свой оригинальный сканер, и только он может примен€тьс€ на сервисной (т. е. дилерской) сети этого производител€.

ƒилерские приборы Ч самые мощные. — их помощью можно осуществл€ть тестирование всех электронных систем, имеющих возможность выдачи цифровой информации на диагностический разъем (число таких систем на автомобил€х высокого класса может достигать нескольких дес€тков).  роме описанных выше функций, дилерские сканеры позвол€ют измен€ть программу работы системы, осуществл€ть корректировку, Ђобучениеї и многое другое. ќднако большинство этих приборов жестко ориентированы только на одного производител€, т. е. не €вл€ютс€ универсальными. ƒа и покупка такого прибора возможна только дл€ авторизованного дилера.

Ќапротив, сканеры, которые предлагаютс€ на рынке оборудовани€ дл€ независимых —“ќ, универсальны, т. е. способны диагностировать большое число моделей самых разных производителей. ’от€, конечно, до 100%-ного охвата пока еще далеко.

ѕервопроходцами в деле всеобщей компьютеризации автомобил€ и, соответственно, компьютерной диагностики, €вл€ютс€ американские фирмы. ѕервые сканеры были сделаны фирмами MPSI и ќ“— еще в 1981 году. ‘ирма ќ“— и поныне остаетс€ одним из ведущих производителей сканеров на мировом рынке. √лавное, что подкупает в американских приборах, да и вообще в подходе американцев к диагностике Ч это демократичность. ѕроизводители автомобилей не преп€тствуют получению информации по расшифровке протоколов обмена, поэтому она доступна в том числе и производител€м диагностического оборудовани€ дл€ независимых —“ќ (вопрос только в сумме оплаты). ѕоэтому американские сканеры, как правило, существенно превосход€т европейские по многим показател€м.

—канеры американских производителей Ч ќ“—, Snap-On, Vetronix, MPSI, €вл€ютс€ в полной мере универсальными. ќни позвол€ют тестировать абсолютно все автомобили американских производителей Ч GM, Ford, Chrysler, а также большинство моделей, ввозимых в —Ўј из японии и  ореи. ќхват тестируемых систем управлени€ также впечатл€ет Ч двигатель,  ѕѕ, подушка безопасности, подвеска, јЅ— и некоторые другие.

‘ирмы ќ“— и Snap-On, захватив большую часть американского рынка, на этом не успокоились и дополнили свои сканеры (модели Auto Scan2/Monitor Enhanced и ћ“2500/PDL1000 соответственно) программными картриджами и адаптерами дл€ диагностики автомобилей европейских фирм Ч BMW, VW/Audi, Opel, Ford, Rover. ѕравда, список тестируемых систем ограничиваетс€, в основном, двигателем. »з европейских производителей с американцами может конкурировать только одна фирма Ч Robert Bosch (приборы KTS-300 и KTS-500). ќднако эти приборы больше ориентированы на системы управлени€ Bosch и не имеют такого Ђглобальногої охвата.

ќбособленной группой стоит несколько моделей сканеров, не €вл€ющихс€ дилерскими формально, но, по сути, поддерживающих большинство необходимых функций, да к тому же на модел€х нескольких производителей. ќдним из таких приборов €вл€етс€, например, сканер Tech2 Flash, выпускаемый фирмой ќ“— по лицензии Hewlett Packard. ≈сли оригинальный прибор Tech2 €вл€етс€ дилерским сканером концерна GM, то его двойник Tech2 Flash позвол€ет тестировать автомобили всей большой тройки Ч GM, Ford и Chrysler.

≈сть подобные приборы дл€ тестировани€ Ђевропейцевї Ч Mercedes, BMW, VW, или Ђкорейцевї Ч Daewoo, Hyundai, Kia. “акие приборы ориентированы на относительно узкий круг производителей, зато имеют более развитые возможности и представл€ют интерес, в первую очередь, дл€ сложившихс€ профессионалов. “ак или иначе, выбор сканера во многом зависит от специализации —“ќ на конкретных марках автомобилей. Ќу а как конкретно с помощью сканера диагностировать те или иные неисправности в системах управлени€ Ч тема наших будущих публикаций.


ƒругие наши статьи...


 
 орейский сканер HISCAN Ч один из представителей приборов повышенной сложности




—канеры американских фирм Ч приборы наиболее универсальные и всеохватывающие





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены