ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

ћотортестер на —“ќ: прошлое, насто€щее, будущее...


јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук
—≈–√≈… √ј«≈“»Ќ, технический эксперт компании "јћ-≈вро"

  теме моторной диагностики мы обращались уже не раз, начав со сравнительно простых приборов (ЂјЅ—-автої, февраль 1998 г.). ѕродолжа€ этот разговор,мы рассмотрели газоанализаторы (ЂјЅ—-автої, июль 1998 г.), а также некоторые особенности их применени€ в ремонтной практике (ЂјЅ—-автої, окт€брь 1998 г.). ¬се эти приборы достаточно удобны в работе, но имеют общий недостаток - измер€ют только один, в лучшем случае, несколько параметров, предоставл€€ специалисту слабую возможность на основе этих скудных данных делать дальнейший анализ результатов. “ака€ особенность рассмотренных приборов не позвол€ет увеличить производительность —“ќ - слишком велики затраты времени на каждый автомобиль. –ешают проблему универсальные устройства, получившие на «ападе название Engine Analyzer. ” нас же более привычным дл€ слуха стало пон€тие Ђмотортестерї.

ѕервые мотортестеры по€вились в середине 50-х годов. Ёти приборы представл€ли собой громоздкие металлические стойки со множеством мигающих лампочек и стрелочных индикаторов. Ќесмотр€ на это, функции приборов были весьма ограниченными - измер€лись лишь частота вращени€, угол замкнутого состо€ни€ и падение напр€жени€ на контактах прерывател€, а также напр€жение в бортовой сети автомобил€. ƒл€ измерени€ угла опережени€ зажигани€ использовалс€ обычный стробоскоп, подключаемый к прибору.

 ардинальное изменение функциональных возможностей мотортестеров произошло в конце 60-х - начале 70-х годов, когда в прибор стали встраивать осциллограф, способный работать с высоковольтными сигналами систем зажигани€. ƒальнейшее развитие мотортестеров шло на основе именно этой схемы, и по прошествии четверти века их технический потенциал стал поистине впечатл€ющим.

—амые большие возможности дл€ диагностировани€ сегодн€ имеют мотортестеры высшего уровн€ сложности. —оответственно, цена прибора колеблетс€ в пределах 25-50 тыс. долларов. ј его производством зан€ты в первую очередь три крупнейших в мире фирмы - американские Automofive Diagnostic (торговые марки Bear и Allen) и Sun Electric, а также европейска€ Robert Bosch. –азумеетс€, эти приборы €вл€ютс€ универсальными настолько, насколько это вообще возможно, - они позвол€ют тестировать двигатели самых различных марок и моделей автомобилей, хот€ мотортестеры фирмы Bosch имеют более выраженный европейский акцент. —уществуют также узкоспециализированные приборы, предназначенные дл€ диагностировани€ автомобилей только одного конкретного производител€. “акие мотортестеры используютс€ на сервисных станци€х дилеров и практического интереса дл€ большинства независимых —“ќ не представл€ют.

ќсновой мотортестеров высшего уровн€ сложности €вл€ютс€ современные компьютеры. јмериканские производители решают этот вопрос традиционно - используют IBM-совместимый процессор Intel 486, а сейчас уже и Pentium, работающие в операционной среде Windows (DOS в более ранних верси€х). “акой подход несет в себе целый р€д удобств - упрощает обслуживание и ремонт, позвол€ет без проблем подключать мотортестер к другим IBM-совместимым устройствам и сет€м, т.е. пользоватьс€ в полной мере всеми благами всеобщей компьютеризации. ¬ то же врем€ Bosch использует процессор Motorola и известную только специалистам операционную систему ќS-9. ¬ какой-то мере это €вл€етс€ недостатком немецких приборов.

¬ состав мотортестеров вход€т специальные датчики и пробники, подключаемые к поворотной консоли (отсюда эти мотортестеры иногда называют консольными). — помощью датчиков и пробников осуществл€етс€ измерение различных параметров двигател€, причем число этих параметров по сравнению с уже упом€нутыми приборами 50-х годов значительно выросло. “ак, при проверках систем зажигани€ фиксируютс€ не только картины протекани€ тока в первичной цепи и угол опережени€ зажигани€, но и напр€жени€ на клеммах катушки зажигани€, величина тока и напр€жение разрыва, напр€жение пробо€ искрового промежутка свечи, напр€жение дуги, длительность искрового разрыва. јмериканские приборы могут измерить и более Ђэкзотическиеї параметры - число колебаний тока в катушке зажигани€ после окончани€ искрового разр€да и даже падение напр€жени€ на так называемых паразитных зазорах (например, между бегунком и контактами на крышке распределител€ зажигани€).

ƒл€ измерени€ параметров систем зажигани€ используютс€ емкостные, индуктивные датчики и кабели специальной конфигурации. ќбилие различных типов систем зажигани€, устанавливаемых на современных и более старых автомобил€х, требует также оснащени€ мотортестеров массой дополнительных, причем весьма дорогосто€щих, адаптеров дл€ их подключени€.

 роме системы зажигани€ мотортестер измер€ет параметры систем пуска и электроснабжени€, разрежение во впускном коллекторе, частоту вращени€, состав выхлопных газов. Ќе €вл€етс€ проблемой и информаци€ непосредственно от компьютера управлени€ двигателем - ее тоже можно получить, подключившись к диагностическому разъему автомобил€. ¬ данном случае мотортестер будет выполн€ть роль сканера (об этом приборе, а также о компьютерной диагностике мы планируем рассказать в ближайших номерах журнала).

¬с€ информаци€, собираема€ и обрабатываема€ мотортестером, выводитс€ на дисплей монитора в удобной дл€ анализа форме. Ёто могут быть как цифровые, так и аналоговые сигналы, включа€ реальные формы напр€жений в цеп€х системы зажигани€, сигналов датчиков и исполнительных механизмов.

ћотортестеры высшей группы сложности снабжаютс€ программным обеспечением, облегчающим как тестирование двигател€, так и анализ полученных результатов. Ќапример, возможно тестирование не только в ручном (по команде оператора), но и в автоматическом режиме. ѕри этом проводитс€ сери€ последовательных измерений различных параметров во врем€ прокрутки двигател€ стартером, на холостом ходу, на повышенной частоте вращени€, при ускорении и т.д. ѕолученные значени€ параметров сравниваютс€ с эталонными дл€ данного двигател€, которые хран€тс€ на жестком диске системного блока мотортестера. ≈сли какой-либо параметр вышел за допустимые пределы (а они тоже Ђзашитыї в пам€ть), то информаци€ об этом по€витс€ на дисплее. ƒалее можно воспользоватьс€ специальной экспертной программой, котора€ выведет на дисплей список возможных причин неисправностей. »менно наличие банка эталонных параметров и программы автоматического тестировани€ €вл€етс€ той Ђизюминкойї, котора€ отличает мотортестер высшей группы сложности от его не менее современных, но гораздо более дешевых собратьев.

  сожалению, практика (и особенно отечественна€) показывает, что подобные дорогие приборы далеко не всегда и не везде используютс€ даже в половину своих возможностей, что часто объ€сн€етс€ неподготовленностью эксплуатирующего их персонала. ѕоэтому сложна€ и дорогосто€ща€ программна€ поддержка мотортестеров совершенно не гарантирует высокую веро€тность нахождени€ неисправностей.

 ак правило, программное обеспечение мотортестеров позвол€ет с достаточно высокой веро€тностью указать на такие неисправности, которые позвол€ют компьютеру прин€ть достаточно определенное решение. ≈сли же неисправность сложна€, носит комплексный характер или вообще не про€вл€етс€ при стандартном тестировании двигател€, то программа не сможет дать однозначного ответа. » здесь нестандартное мышление и интуици€ человека приобретают решающую роль. »менно поэтому все мотортестеры имеют возможность работать в Ђручномї режиме, а наиболее важной и часто используемой профессионалами функцией прибора остаетс€ вывод на дисплей реальных электрических сигналов от компонентов системы управлени€ двигателем. Ёто означает, что на сегодн€шний день самой мощной и совершенной диагностической программой все еще остаютс€ опыт и квалификаци€ специалиста-диагноста.

¬ итоге получаетс€ следующее.

ƒл€ квалифицированного специалиста наиболее важна функци€ сбора и измерени€ параметров. ј решение принимает он сам без участи€ прибора. “огда, очевидно, нет смысла платить деньги за функции автоматического анализа.

“еперь нетрудно объ€снить тот факт, что нар€ду с мотортестерами высшей группы сложности широкое распространение получили более простые и дешевые приборы так называемой средней группы. »х цена лежит в пределах 10 -15 тыс. долларов.

ƒолгое врем€ они существовали на рынке оборудовани€ параллельно с более дорогими системами. ѕри полном внешнем сходстве их различие заключено именно в отсутствии эталонной базы данных и экспертной программы. —амое интересное, что в последние годы мотортестеры высшей ценовой группы стали постепенно тер€ть свои позиции на мировом рынке.

ѕричин здесь несколько, но не последнюю роль сыграло по€вление на рынке недорогих матортестеров нового поколени€. Ёто портативные устройства размером с книгу и массой не более 2 - 3 кг. ѕри еще меньшей цене (6 - 7 тыс. долларов) они по своим возможност€м и техническим характеристикам уже сейчас не уступают мотортестерам средней ценовой группы, а иногда и превосход€т их.

ѕервые предпосылки по€влени€ таких приборов относ€тс€ к 1993-1995 годам. “огда на рынке были представлены так называемые диагноскопы, а проще - специализированные автомобильные цифровые осциллографы. ќни выпускаютс€ и сейчас. Ёто Fluke 98 и сделанный на его базе фирмой Bosch прибор PMS 100, TekMeter фирмы Tektronix, больше известный под маркой KAL Scope (в ≈вропе он продаетс€ фирмой AVL под маркой DIScope865) и другие.  онечно, диагноскопы не дот€гивают до уровн€ мотортестеров, прежде всего из-за отсутстви€ специальных режимов измерени€ параметров систем зажигани€ и некоторых других упрощений. ƒа и выполнены они на базе жесткой логики, не позвол€ющей в дальнейшем расширить их возможности.

» только в последние годы удалось создать портативные мотортестеры. ¬озможность и специфику таких приборов отражает термин PDA - Personal Diagnostic Assistant (персональный диагностический прибор), введенный в обиход американской фирмой Interro. Ётой фирме первой удалось создать наиболее удачную модель - мотортестер PDA100. —ейчас в —Ўј аналогичное устройство продаетс€ также под торговой маркой Insight MPDA100A через сбытовую сеть фирмы MATCO. ј фирма ќ“—, крупнейший производитель портативного диагностического оборудовани€, даже купила лицензию на его производство (под маркой Vision). ¬ ≈вропе выпуском этого прибора занимаетс€ италь€нска€ фирма Technotest (под маркой Visa Palmar). ѕравда, возможности приборов Vision и Visa Palmar по сравнению с Ђпрародителемї несколько ограничены.

ѕортативный мотортестер PDA100 построен на базе IBM - совместимого процессора, а программа его работы хранитс€ на специальной карточке.

Ёто позвол€ет постепенно расшир€ть возможности прибора путем обновлени€ программного обеспечени€, тем самым отдал€€ неизбежные дл€ любого оборудовани€ границы морального старени€. ѕрибор имеет модульную конструкцию - основной процессорный блок с дисплееем и клавиатурой, в который вставл€етс€ один из модулей обработки сигналов. Ѕазовый комплект включает два таких модул€ - собственно мотортестер и четырехканальный осциллограф. ƒополнительно можно приобрести модуль сканера и модуль обработки входных и выходных сигналов (так называема€ разрывна€ коробка). —ейчас фирма Interro разрабатывает и четырехкомпонентный газоанализатор в размере стандартного модул€ (120 х 50 х 45 мм).

ѕо объему выполн€емых функций и количеству измер€емых параметров прибор PDA 100 полностью соответствует консольным мотортестерам, а в некоторых аспектах - даже превосходит их.  онечно, режим автоматических измерений здесь отсутствует, но зато есть неоспоримое преимущество - можно диагностировать двигатель непосредственно на движущемс€ автомобиле.

ћирова€ ремонтна€ практика показывает: право на Ђсервиснуюї жизнь имеют оба варианта.  онсольные мотортестеры, особенно высшей группы сложности, предпочтительнее дл€ крупных —“ќ, в то врем€ как портативные приборы - дл€ небольших станций и мастерских, специализирующихс€ на диагностике. ќднако наша российска€ жизнь уже вносит в эту схему свои коррективы: в услови€х сегодн€шнего кризиса более дешевые портативные приборы, похоже, имеют лучшую перспективу.

      
 онсольные мотортестеры уже традиционно €вл€ютс€ самым мощным инструментом дл€ диагностики двигателей. —лева направо: SUN, BEAR, ALLEN, SIEMENS

ƒругие наши статьи...




—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены