ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
»нструкци€ важнее мастерства?

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук, директор моторного центра ЂјЅ-»нжинирингї

—овременные автомобильные двигатели станов€тс€ легче, мощнее и, как следствие, сложнее. Ќо вот парадокс: с ростом сложности ремонта постепенно падает потребность в специалистах высшей квалификации, подготовка которыхЦдлительный и дорогой процесс, а стоимость труда очень высока€.

≈ще относительно недавно авторемонтное предпри€тие бралось за все работы Ц от Ђжест€нкиї до двигател€. Ќо сегодн€ независимой —“ќ, чтобы быть экономически успешной, необходимо прин€ть два важных решени€: во-первых, братьс€ ли за ремонт моторов вообще Ц и если братьс€, то, во-вторых, в какой мере?

—егодн€шние подходы к ремонту автомобильных двигателей значительно отличаютс€ от тех, что примен€лись еще 10-15 лет назад. »зменилось буквально все: отдельные технологические процессы, бывшие почти что об€зательными, в насто€щее врем€ станов€тс€ не столь актуальными, некоторое оборудование Ц ненужным, как и Ђдорогиеї специалисты, умеющие на нем работать. » резко возрастает значение времени, затраченного на ремонт.

ѕоговорим об этих изменени€х подробнее.

–емонтировать или мен€ть?

¬ообще-то процесс ремонта любого мотора всегда как бы Ђбалансируетї между двум€ крайними методами: либо заменить весь двигатель в сборе, либо разобрать его Ђдо винтикаї и начать шлифовать, растачивать, что-то замен€ть и даже подгон€ть.

ѕрактика показывает, что выбор метода сильно зависит от того, с чем ремонтник работает: с двигателем Ђмассовымї или редким, Ђэксклюзивнымї.

≈сли мотор Ђмассовыйї, то тенденци€ на сегодн€шний день така€: большого смысла восстанавливать работоспособность его отдельных деталей, в общем-то, нет. Ќапример, шлифовать коленчатый вал, особенно при серьезных повреждени€х (как это всегда делали ранее) может выйти Ђсебе дорожеї и дольше Ц проще и дешевле купить новый. „то вполне очевидно Ц стоимость сложной Ђручнойї работы по восстановлению детали может даже перевесить цену самой детали массового производства, в котором дорогой ручной труд вообще исключен. ѕомимо этого, коленчатый вал современного двигател€ достаточно тонкий и потому сильно нагруженный. ћалейший дефект на рабочей поверхности Ц и начнет развиватьс€ усталостна€ трещина, что вполне закономерно приведет к его поломке после ремонта. » чем больше повреждени€, тем сложнее и дороже ремонт и одновременно выше риск получить через некоторое врем€ две половинки коленвала и начать все заново. “ак стоит ли рисковать?

— блоком цилиндров Ђмассовогої двигател€ тоже надо еще не один раз подумать Ц сегодн€ существует много марок автомобильных моторов (и их моделей), как пригодных к восстановлению, так и практически непригодных. Ќапример, дл€ некоторых моделей двигателей нет ремонтных поршневых комплектов Ц производитель (особенно дл€ новых моделей) просто еще не наладил их выпуск. »ли не наладил никто из независимых производителей комплектующих. ¬ этом случае можно говорить о некоей условной непригодности к ремонту Ц вроде теоретически починить-то можно, а практически в запчасти поставл€ютс€ в лучшем случае детали (вкладыши коленвала, поршневые группы) только стандартных размеров, в худшем Ц лишь одна деталь в виде блока цилиндров в сборе. » таких Ђнепригодныхї к ремонту моторов Ц все больше и больше.

ѕредставим весьма характерную ситуацию Ц блок цилиндров оказалс€ поврежден в результате перегрева или гидроудара. –аньше подобные проблемы решали применением ставших уже традиционными специальных ремонтных технологий. ƒл€ блока цилиндров это попул€рна€ Ђгильзовкаї Ц установка в блок ремонтных гильз. “ехнологи€ в целом отлаженна€, хот€ и не разрешенна€ производител€ми автомобилей. Ќо сегодн€ это зачастую нерационально, а то и невозможно: стенки блоков современных двигателей стали тонкими, рассто€ние между цилиндрами маленькое, Ц еще и отверсти€ дл€ охлаждени€. „уть тронь Ц и вскрываютс€ внутренние полости, что грозит потерей герметичности гильзы.  роме того, Ђмассовыеї двигатели сегодн€ Ц это в основном алюминиевые блоки цилиндров с залитыми в них при производстве чугунными гильзами. » не исключено, что при проточке под новую гильзу придетс€ выйти за размеры Ђстаройї гильзы. ѕри установке гильзы потребуетс€ Ђнат€гї в проточенном отверстии, а стенки и так уже тонкие. «начит, возрастает опасность возникновени€ трещин при установке или спуст€ какое-то врем€ после нее. “рещины привод€т к нарушению герметичности полостей, технические жидкости перемешиваютс€ Ц и все, повторный ремонт обеспечен. ј это как минимум двойные затраты.

“ак что вполне очевидно, что сложный ремонт блока значительно снижает надежность двигател€. ќтсюда следует, что лучше сразу мен€ть блок Ц выйдет надежнее, а потому дешевле. ј поскольку блок цилиндров, поршнева€ группа и коленвал Ц это уже две трети мотора, то не лучше ли сразу заменить блок в сборе? ј если еще и головка блока цилиндров серьезно повреждена? “огда замена всего двигател€ в сборе окажетс€ гораздо проще, быстрее и в конечном счете дешевле. Ќапример, двигатели целого р€да корейских автомобилей нередко имеет смысл ремонтировать именно методом такой поузловой замены.

–иск Ц дело не дешевое.

ќднако не все двигатели так дешевы, чтобы можно было легко их заменить, особенно когда

речь идет о старом автомобиле. “ак, если двигатель редкий и к тому же устанавливалс€ на машинах премиум-класса (назовем его Ђэксклюзивнымї) Ц то картина становитс€ совершенно иной. “от же новый коленвал или блок цилиндров дл€ него могут стоить так дорого, что в любом случае дешевле попытатьс€ их восстановить. Ќо все может Ђуперетьс€ї в наличие ремонтных комплектующих: это вкладыши увеличенной толщины и порш-некомплекты увеличенного диаметра. Ќередко таких комплектующих просто не существует. »ногда они могут даже по€вл€тьс€ в каталогах производителей Ц но если попытатьс€ их заказать, то окажетс€, что это невозможно. ћожет, ремонтные наборы будут через три мес€ца, а не исключено, что и через полгода-год Ц когда еще завод соберет пакет заказов и произведет партию. ќсобенно катастрофическим становитс€ такое положение с некоторыми премиум-марками старых годов выпуска (1990-х и даже начала 2000 годов).

≈сть и друга€ сторона проблемы. Ќапример, многие немецкие моторы представл€ют собой, как говоритс€, Ђотдельную песнюї Ц на них сто€т полностью алюминиевые блоки цилиндров без вставных (в частности, чугунных) гильз. » даже если Ђдословної следовать рекомендаци€м производителей блоков по их ремонту, то расточка, хонингование и специальна€ полировка цилиндров не всегда приведут к ожидаемому результату. јлюминий Ц металл нежный, требует чрезвычайно аккуратного отношени€ и соответствующего оборудовани€. » самого квалифицированного специалиста. Ќо даже это может не спасти Ц одна маленька€ песчинка, случайно попавша€ в зону обработки, способна испортить всю работу. ј часто до этого и не доходит Ц алюминиевый блок еще в эксплуатации Ђпролетаетї ремонтные размеры, и расточка Ђв ремонтї не может полностью убрать все повреждени€.

¬ыход из этой ситуации вроде традиционный Ц надо устанавливать гильзы. Ќо это означает изменение конструкции двигател€. ј любое изменение конструкции, не предусмотренное производителем, сразу же ведет к потере надежности и долговечности всего двигател€. ƒл€ того чтобы не потер€ть и надежность, и деньги, есть только один способ Ц нужен самый квалифицированный персонал. ј это дорого.

“ак что получаетс€, что данный вид ремонта об€зательно несет с собой риск Ц который, как известно, стоит денег. ѕоэтому в стоимость ремонта фактически приходитс€ закладывать стоимость такого риска. „то, естественно, сразу влечет за собой повышение цены самого ремонта. » тут возникает вопрос Ц а надо ли вообще ремонтировать такой двигатель?

„инить Ц или Ђну егої?

ѕон€тно, что вопрос ремонта или замены блока цилиндров в сборе тоже не так уж и прост. ¬ принципе, одним из этих методов можно отремонтировать любой двигатель. Ќо встает вопрос: стоит ли вообще за это братьс€?

Ќапример, если машина полностью Ђубитаї, а пробег у нее перевалил за полмиллиона километров, то спрашиваетс€ Ц а зачем ее вообще чинить? —тоит ли двигатель ремонта, а игра Ц свеч? –уководител€м —“ќ, котора€ возьметс€ за такую работу, предстоит серьезно подумать Ц насколько правильным было такое решение?

 ажетс€, что пр€мые затраты на ремонт двигател€ можно снизить: например, сам владелец будет искать детали, а не платить за их поиск или восстановление. Ќо при этом сильно возрастет количество времени, затраченного на ремонт, а оно стоит дорого: на —“ќ могли бы заработать намного больше денег, выполн€€ более простые и быстрые работы. ¬ результате кажуща€с€ выгода (больша€ стоимость ремонта) на деле оборачиваетс€ такими потер€ми времени, что любые прибыли просто обесцениваютс€.

≈сли у владельца все же есть така€ необходимость чинить мотор в любом случае (он коллекционер или автомобиль ему дорог Ђкак пам€тьї), то затраты времени уход€т на второй план. Ќапример, ремонт делает сам автовладелец в своем гараже по вечерам в качестве Ђхоббиї Ц тогда это вполне приемлемо. Ќо если за такую работу беретс€ коммерческа€ организаци€, то она очень быстро превратитс€ в Ђсклад забытых деталейї внутри помещени€ и сто€нку Ђавтохламаї снаружи Ц современным —“ќ намного выгоднее сделать Ђбыструюї работу, даже если она стоит меньше.

—читаем деньги

»так, есть уныла€ Ђправда жизниї: чем сложнее ремонт Ц тем дольше он длитс€. » дело даже не в длительности выполнени€ самих ремонтных операций: в процессе их выполнени€ всегда что-то не подходит, не совпадает Ц и возникает потребность что-то дополнительно проверить и, возможно, что-то дополнительно подогнать, переточить и т.д.

ѕри сложных ремонтах квалификаци€ персонала, работающего с двигателем, должна быть высшей Ц а это оп€ть очень дорого и сложно. Ќо ни дл€ кого не секрет, что сегодн€ практически невозможно найти моториста или станочника высшей квалификации Ц их просто нет. ≈сли раньше они были востребованы, то в насто€щее врем€ их работа дл€ —“ќ стала экономически неэффективной. ƒругими словами, в насто€щее врем€ важнейшим фактором экономической эффективности предпри€ти€ становитс€ не мастерство специалистов, а врем€ ремонта.

¬ итоге имеем следующую картину: дл€ того, чтобы предпри€тие зарабатывало деньги, ему необходимо отказыватьс€ от сложных ремонтов, требующих много времени и специалистов высшей квалификации Ц стандартные работы силами персонала средней квалификации намного выгоднее.

—овременные тенденции

Ћюбой ремонт двигател€ Ц это дорогосто€ща€ работа. ј ремонт капитальный, со станочной обработкой, вдобавок не дает реальной гарантии надежности и долговечности мотора, а лишь €вно повышает степень риска выхода его из стро€. ѕричем нормальный капитальный ремонт Ђмассовогої мотора, если он выполн€етс€ профессионально (непрофессиональный Ђлокальныйї ремонт отдельных деталей в неисправном двигателе не рассматриваем) обходитс€ в среднем 100-150 тыс. руб. » цена блока цилиндров в сборе дл€ Ђмассовогої сектора вполне сопоставима с этой цифрой. ѕон€тно, что работы по замене тоже сто€т определенных денег Ц и стоимость замены блока обойдетс€ дороже ремонта Ђстарыхї деталей. Ќо в этом случае снижаетс€ риск выхода двигател€ из стро€ Ц и последующего повторного ремонта.

— учетом этого, сегодн€ дл€ —“ќ самым оптимальным методом ремонта становитс€ не восстановление отдельных деталей, а именно поузлова€ замена. »менно такой подход позвол€ет использовать механиков средней квалификации, которые не знают всех тонкостей и особенностей работы двигател€ Ц взаимодействи€ сил, тепловых потоков и других физических тонкостей рабочего процесса ƒ¬—. ј есть ли смысл все это знать? —пециалист средней квалификации должен уметь читать (и понимать!) руководство по ремонту. ≈сли он от Ђјї до Ђяї точно выполн€ет все пункты инструкции, то Ђна выходеї он гарантированно получает нормально работающий мотор. » в эту концепцию хорошо Ђукладываетс€ї поузлова€ замена. Ќапример, есть узел Ц блок цилиндров. ≈го купили, привезли, установили: в результате мотор работает.

“акой принцип, особенно дл€ Ђмассовыхї автомобилей, давно стал основным в мире, таким он постепенно становитс€ и у нас в стране.  онечно, в каждом конкретном случае надо решать: мен€ть ли весь блок в сборе или отдельные детали внутри блока Ц может, все обойдетс€ заменой коленвала, вкладышей, шатунов с поршн€ми. Ќо даже в этом случае капитальный ремонт со станочной обработкой деталей оказываетс€ под вопросом. “ем более, если восстановление требует не только стандартных станочных работ, но и каких-то Ђэкзотическихї специальных технологий. Ќапример, если раньше практиковались такие операции, как заваривание трещин блока цилиндров, напыление и даже заклейка, то сейчас эти операции уже потер€ли вс€кий практический смысл.

¬о многом уходу с рынка уникальных технологий способствовал массовый приход так называемых Ђконтрактныхї моторов. Ёто тема отдельного разговора, но можно отметить следующий известный факт Ц веро€тность успеха при использовании Ђконтрактниковї оказалась настолько далека от 100%, что полностью вытеснить с рынка ремонт двигателей не получилось. ѕоэтому ремонтировать все-таки приходитс€.

Ђ√оловаї всегда поможет

Ќо ремонт ремонту рознь. Ќапример, любой ремонт блока цилиндров Ц это всегда капитальный, со сн€тием мотора с машины и полной его разборкой. ј ремонт головки блока, как правило, Ц это текущий ремонт, который по силам механикам средней квалификации, он может быть выполнен в услови€х любой —“ќ (не важно, дилерска€ она или независима€). » затраты на такой ремонт меньше (иногда во много раз), чем затраты на ремонт блока. ѕри этом стоимость ремонта головки блока обычно существенно меньше, чем ее замена на новую.

 онечно, если в головке блока есть трещины, то она однозначно идет Ђпод заменуї. Ќо если из-за перегрева головку только повело, то зачем ее выбрасывать? ѕервое, что надо сделать Ц определить: есть ли в ней трещины? ќни могут быть невидимыми (в каналах, например), что потребует специального тестового оборудовани€. Ќо стоимость работы по вы€влению трещин быстра€ и вполне доступна€.

¬торое Ц надо проверить плоскость. » если она нарушена, и головку Ђповелої, то на фрезерном станке восстановить плоскость (поводка не должна быть очень больша€, в противном случае будет деформирована и ось подшипников распределительного вала, а тогда один выход Ц только замена). ¬озможно, потребуетс€ и обработка седел. ¬се это тоже делаетс€ быстро и недорого, да и не требует высшей квалификации станочника, если есть соответствующее оборудование.

“о есть работа по восстановлению головки блока цилиндров оказываетс€ весьма востребованной и не требует от специалистов фундаментальных знаний. ¬ результате все довольны: клиент заплатил не так много денег и быстро получил автомобиль. —ервис заработал немного денег, но быстро. » приступил к следующей работе. ј врем€ Ц это деньги.

ќднако дл€ ремонта головки блока необходимо специализированное оборудование. » возникает вопрос: стоит ли иметь такое оборудование и станки на —“ќ? ќтвет простой Ц нет, не стоит, потому что станци€ никогда его не окупит на собственных работах. ѕоэтому работу по вы€влению трещин, восстановлению плоскости и седел проще и выгоднее отдавать специализированным предпри€ти€м.

»тоги

≈сли говорить о том, как изменилс€ ремонт двигателей в последние годы, то одна важна€ тенденци€ уже налицо: на первую позицию выходит поузлова€ замена, постепенно Ђоттесн€€ї многие операции по восстановлению деталей в узкую Ђнишуї эксклюзивных и коллекционных автомобилей. ј уникальные работы (различного рода наплавки, наварки и т.д.) уже прочно там обосновались, практически покинув зону массового сектора ремонта.

ƒл€ —“ќ наиболее эффективным становитс€ использование специалистов средней квалификации. ќт них уже сейчас требуютс€ не глубокие знани€ и высшее мастерство, а строгое выполнение инструкций по ремонту. » конечно, экономически эффективна€ организаци€ ремонта современных моторов требует в каждом конкретном случае тщательного и всестороннего анализа своих возможностей. » прежде всего, ответа на ключевой вопрос Ц а стоит ли вообще за него братьс€?



ƒругие наши статьи...





ћоторный ремонт Ч нажмите, чтобы увеличить

 апитальный ремонт современного двигател€ требует как минимум 
высококвалифицированного механика-моториста Ч нажмите, чтобы увеличить
 апитальный ремонт современного двигател€ требует как минимум высококвалифицированного механика-моториста. ј где его вз€ть?

Ўлифовка коленчатого вала Ч операци€, дл€ которой требуетс€ высокоточное оборудование и квалифицированный оператор Ч нажмите, чтобы увеличить
Ўлифовка коленчатого вала Ч операци€, дл€ которой требуетс€ высокоточное оборудование и квалифицированный оператор. ¬ последние годы востребованность этой работы при ремонте двигателей постепенно снижаетс€

Ѕез расточки изношенный блок цилиндров не починить Ч нажмите, чтобы увеличить
Ѕез расточки изношенный блок цилиндров не починить. ќднако и эта операци€ имеет тенденции к снижению попул€рности.

–асточить постель подшипников в головке блока тоже можно, но сегодн€ дешевле головку просто заменить Ч нажмите, чтобы увеличить
–асточить постель подшипников в головке блока тоже можно, но сегодн€ дешевле головку просто заменить.

>
ќдна из самых востребованных сегодн€ ремонтных операций Ч обработка плоскости 
головки блока Ч нажмите, чтобы увеличить
ќдна из самых востребованных сегодн€ ремонтных операций Ч обработка плоскости головки блока.




—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены