ћосква +7 495 545 6936
E-mail: ab@ab-engine.ru
YouTube Instagram
Ќаш опыт ремонта двигателей Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
“очка кипени€

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук, директор моторного центра ЂјЅ-»нжинирингї
ƒавид јкоп€н

ѕерегрев мотора Ч тема далеко не одной статьи. “ак что наверн€ка у этого материала будет продолжение. —ложность процессов охлаждени€, масса факторов, ответственных за перегрев, не только определ€ют множество различных дефектов, но и создают иной раз значительные трудности дл€ специалистов в исследовании причин неисправностей. » если у старых автомобилей неполадки с охлаждением обычно св€заны с дефектами элементов самой системы или даже неисправностью двигател€, то его перегрев на сравнительно новом автомобиле случаетс€ совсем по другим причинам.

Ќе секрет, что неисправности в системе охлаждени€ мотора могут быть вызваны самыми разными причинами. Ќа машинах с большим пробегом это чаще всего св€зано с выходом из стро€ изношенных или изр€дно состарившихс€ агрегатов и узлов самой системы охлаждени€ Ч подшипников и уплотнений насосов, термостатов, шлангов, прокладок и хомутов, а также коррозией радиаторов, загр€знением их наружных и внутренних поверхностей, отказом электрических элементов Ч разъемов проводки, датчиков, вентил€торов. —писок можно продолжить и далее, например, дефектами прокладки головки блока цилиндров или даже трещинами в стенках √Ѕ÷.

ƒругое дело, когда речь заходит о перегреве двигател€ новой машины. ќчевидно, на автомобил€х, наход€щихс€ на гарантии завода-изготовител€, указанные дефекты и неисправности агрегатов оказываютс€ большой редкостью. ј некоторые вообще практически не встречаютс€ - слишком мало врем€ эксплуатации дл€ износа и старени€, и мала продолжительность воздействи€ на автомобиль агрессивной среды. ѕоэтому, к примеру, возникновение сквозной коррозии на радиаторе за врем€ гарантийного пробега Ч случай больше из области ненаучной фантастики, нежели из реальной жизни.

“ем не менее, дефекты и отказы в системе охлаждени€ встречаютс€ и на новых автомобил€х. “ак, изредка дают о себе знать производственные дефекты, хот€ их про€вление скорее возможно только в начальный период эксплуатации, когда на работу системы еще вли€ют "начальные услови€" Ч качество изготовлени€ деталей и их сборки. Ќо практика показывает, что как только автомобиль прошел дес€ток-другой тыс€ч километров, вли€ние производства становитс€ все менее заметным, а далее и просто маловеро€тным. ќднако другие причины перегрева все же остаютс€Е

ј был ли перегрев?

 огда произошел перегрев двигател€, нет необходимости предаватьс€ фантази€м и выдумывать мифические процессы дл€ объ€снени€ происшедшего Ч надо прежде всего проанализировать все известные признаки перегрева и установить их соответствие (или несоответствие) картине происшестви€. ƒл€ этого достаточно знать признаки перегрева и уметь их найти на конкретном двигателе.

»так, если двигатель был перегрет, в общем случае мы увидим такую картину:

1. ƒеформаци€ плоскости √Ѕ÷, ослабление болтов √Ѕ÷, пластическа€ деформаци€ прокладки √Ѕ÷, следы прорыва газов на ней.

2. «агр€знение расширительного бачка маслом и нагаром, запах выхлопных газов, следы течи и разбрызгивани€ охлаждающей жидкости в подкапотном пространстве вокруг бачка.

3. ƒеформаци€ юбок и задиры на кра€х юбок поршней (ближе к поршневому пальцу) от чрезмерного теплового расширени€ поршн€. “емные следы перегрева на внутренней поверхности поршней. «адиры на поршн€х в верхней части огневого по€са вследствие термического расширени€ днища и заклинивани€ его в цилиндре, ответные задиры в средней и верхней части цилиндров от чрезмерного трени€ юбки и огневого по€са поршней.

4. ƒеформаци€ в средней части цилиндров Ч выт€гивание цилиндра в плоскости качани€ шатуна, деформаци€ в верхней части цилиндров, близка€ по величине к деформации в средней части и вызванна€ заклиниванием верхней части поршн€. ¬альцевание колец в канавках поршней вследствие задиров на поршне и цилиндрах от перегрева поршней.

5.  од ошибки по температуре охлаждающей жидкости в блоке управлени€ двигателем, который по€вл€етс€ на некоторых автомобил€х при превышении температуры 130-140—.

6. ¬ыпадение седел из гнезд, разрушение седел. ѕлавление стенок √Ѕ÷ (главным образом, между выпускными седлами). «адиры на поршн€х в верхней части огневого по€са вследствие попадани€ расплавленных частиц материала √Ѕ÷ в зазор между поршн€ми и цилиндрами. ¬альцевание колец в канавках поршней вследствие попадани€ расплавленных частиц в зазор между поршнем и цилиндром. ѕлавление верхней части поршн€ (обычно с кра€) из-за отсутстви€ охлаждени€.

ћы намеренно выстроили признаки в определенном пор€дке Ч от слабого перегрева до все более и более сильного. “о есть, признаки, помещенные ближе к концу списка, про€вл€ютс€ только при сильном и длительном перегреве Ч вплоть до плавлени€ деталей. ¬ большинстве практических случаев двигатель не доходит при перегреве до такого состо€ни€ Ч он или раньше заклинивает, или водитель его раньше остановит, к примеру, увидев перегрев по указателю температуры.

ќтметим, что приведенные признаки Ч это те, которые будут иметь детали после того, как двигатель уже получил повреждени€ и даже вышел из стро€. ƒругими словами, это объективные признаки, которые можно и посмотреть, и, что называетс€, потрогать руками.

ќсобн€ком от этих признаков сто€т те, которые можно условно назвать субъективными.   ним можно отнести признаки, которые уже нельз€ увидеть и проверить, поскольку и двигатель уже не работает, и детали не имеют высокой температуры. Ќо которые, возможно, были в момент перегрева, и которые мог заметить (или не заметить) водитель.   таким признакам относ€тс€:

1. ѕревышение допустимой температуры на указателе, срабатывание имеющихс€ на автомобиле средств контрол€ за температурой.

2. ƒетонаци€ на переходных режимах. –азогрев лишенных охлаждени€ стенок камеры сгорани€ всегда приводит к детонации, поскольку порции топливовоздушной смеси, расположенные у стенок, легко воспламен€ютс€ при повышении давлени€ в цилиндре Ч раньше, чем до них доходит нормально распростран€ющийс€ от свечи зажигани€ фронт пламени.

3. “ечь жидкости Ч ее обычно видно на дороге сразу после остановки автомобил€.

—убъективность данных признаков заключаетс€ в том, что кроме водител€, их вр€д ли кто мог увидеть. Ќо и он мог их не заметить, особенно, при интенсивном движении, включенной музыке, а то и просто шуме от дороги при открытом окне.  роме того, совсем не факт, что указатель температуры действительно показал перегрев, когда он случилс€. “очно также Ч детонаци€ про€вл€етс€ только на переходных режимах, а в момент перегрева автомобиль, к примеру, ехал с посто€нной скоростью. »ли охлаждающа€ жидкость вытекла так быстро, что к моменту остановки автомобил€ и капель ее не осталось.

¬ общем, субъективность признаков не должна превращатьс€ в "субъективизм" специалиста, который исследует причины перегрева. Ќапример, если водитель утверждает, что указатель температуры не показывал перегрев, это не об€зательно означает, что водитель "уснул" за рулем, хот€ такие случаи тоже не редкость, Ч необходимо пон€ть, насколько информативны были показани€ контрольного прибора в конкретной аварийной ситуации. „его без детального исследовани€ всех причин и признаков перегрева не сделать.

√лавна€ опасность

–аз мы заговорили о новых двигател€х, заметим Ч если обычные дефекты системы охлаждени€ дл€ них нехарактерны, откуда же возьметс€ перегрев? » что это за такие таинственные причины, по которым новый двигатель может перегретьс€ самым что ни есть тривиальным образом?

Ќикакой особой тайны нет Ч можно даже сказать, что причина лежит пр€мо под ногами. Ќа дороге. ¬ виде камней-булыжников, железок типа саморезов, болтов, гвоздей и даже обломков рессор, а также всевозможных кор€г и предметов пр€мо-таки "инопланетного" происхождени€. ƒа и вообще Ч мало ли вс€кого "добра" притаилось на наших дорогах, особенно, когда и дорогой некое направление, обозначенное глубокой колеей в старом асфальте, назвать как-то €зык не поворачиваетс€.

Ќе к ночи упом€нутое, традиционное российское бездорожье, вообще говор€, не имело бы отношени€ к теме нашей статьи, если бы не одно "но". ¬се, что там вал€етс€, способно при определенных услови€х прыгать и летать, причем отнюдь не "кузнечиком" или "ласточкой", а скорее пулей или даже снар€дом.

 то из водителей не видел, что бывает с лобовым стеклом при попадании такого "снар€да"? Ќо ударить он может и ниже, в переднюю часть автомобил€, и как раз в то место, где расположен радиатор. ѕравда, в подавл€ющем большинстве современных автомобилей радиатор системы охлаждени€ хорошо защищен Ч перед ним расположен конденсатор системы кондиционировани€, имеющий хорошую прочность вследствие необходимости держать высокое давление фреона. ќднако конденсатор обычно несколько меньше радиатора по размерам, что оставл€ет некоторую брешь в естественной защите радиатора, особенно снизу. ќтсюда и вытекают главные опасности, которые могут вызвать повреждени€ радиатора.

’арактер этих повреждений может быть различным. ¬ системе охлаждени€ могут возникнуть как неплотности в соединени€х трубок, так и повреждени€ нижней "банки" радиатора. ѕри этом течь может оказатьс€ как значительной, иногда даже с мгновенной потерей жидкости из радиатора (в таких случа€х возникновение течи €вл€етс€ наиболее опасным), так и не очень большой, с медленным вытеканием охлаждающей жидкости. Ќо в обоих случа€х, если воврем€ не принимать меры, то перегрев неизбежен. ƒругое дело, что даже опытные водители, оказыва€сь в подобных ситуаци€х, особенно, в случа€х с быстрой потерей жидкости, допускают возникновение перегрева. Ќо вот можно ли назвать их виноватыми?

„тобы пон€ть, почему и что происходит, следует внимательно и детально изучить некоторые особенности работы системы охлаждени€.

¬одитель спит, а машина идет?

„тобы более подробно рассказать о процессах происход€щих в двигателе и радиаторе следует рассмотреть конкретный пример: вполне реальный случай, произошедший с опытным водителем, имевшим стаж вождени€ более 30 лет.

ѕроблема возникла на самой обычной и относительно новой легковушке с двухлитровым двигателем. ¬о врем€ движени€ с посто€нной скоростью 100 км/час по загородной трассе в радиатор автомобил€ попал камень и повредил одну из трубок, вызвав полную и быструю, за несколько минут, потерю жидкости из радиатора.
Ќо датчик температуры, по словам, водител€ не показывал ее повышени€, поэтому он, не заметив удара камн€, продолжал движение, не догадыва€сь о течи.  ак назло, случай этот приключилс€ летом минувшего года, когда погода на улице сто€ла жарка€ и весьма способствующа€ быстрому перегреву. „то и случилось Ч через некоторое весьма небольшое врем€ двигатель на ходу заглох и более не завелс€.

¬скрытие показало, что мотор встал на ходу по причине выт€гивани€ болтов из блока и деформации головки блока цилиндров. √оловка по привалочной плоскости прогнулась аж на целый миллиметр, а стенки двух камер сгорани€ попросту расплавились между выпускными клапанами. ѕовредились и поршни, но только сверху, куда попали расплавленные частицы с головки, в то врем€ как никаких задиров на юбках поршней не обнаружилось. ƒа и сам блок цилиндров пострадал незначительно.

ќчевидно, така€ картина нехарактерна дл€ обычного перегрева и не соответствуют всем перечисленным выше признакам, хот€ перегрев был очень сильным Ч с плавлением деталей. ѕри этом локализаци€ повреждений в верхней части мотора без обычного дл€ подобных случаев распространени€ дефектов вниз ставила определенные вопросы, на которые нужно было найти ответ. ¬ том числе, и на один из самых главных вопросов Ч действительно ли указатель температуры не показал перегрев, или водитель попросту его "проспал"?

–азумеетс€, раз указатель есть, то водитель об€зан его видеть и реагировать на него адекватно Ч выключением двигател€, как только температура двигател€ приблизитс€ к опасному пределу. ѕоэтому велик соблазн объ€вить водител€ "сп€щим" и на этом исследование закончить. „то, кстати, многие специалисты, исследующие подобные неисправности, и делают в подобных случа€х. ќднако специфика перегрева не только заставл€ет задуматьс€, но и усомнитьс€ в том, что температура на указателе прибора соответствовала действительной температуре мотора.

ƒл€ того, чтобы разобратьс€ в проблеме, стоит в первую очередь вспомнить, что системы охлаждени€ автомобильных моторов двухконтурные: нагрета€ охлаждающа€ жидкость попадает из выходного патрубка головки блока в термостат, где в зависимости от положени€ его клапана Ч открытого или закрытого, циркулирует по малому кругу (блок - головка блока - отопитель) на прогреве или по большому кругу через радиатор в полностью прогретом состо€нии.

¬ старых двигател€х термостаты чаще всего имели 2 клапана, из которых один управл€л малым кругом, другой Ч большим. ќднако со временем производители отошли от этой схемы в пользу более простых и эффективных решений. Ќапример, в системах охлаждени€ многих современных двигателей термостаты стали простыми по конструкции и имеют только один клапан. ¬ такой системе циркул€ци€ по малому контуру осуществл€етс€ уже без участи€ термостата и непрерывно Ч через байпассный канал, расположенный ниже выходного патрубка головки блока и соедин€ющий рубашку головки с входным патрубком насоса системы (рис. 2).

ѕреимуществом указанной системы €вл€етс€ меньший объем жидкости, более высока€ скорость ее прогрева, а также более высока€ эффективность охлаждени€, в том числе, за счет более высокой циркул€ции жидкости. Ќо нам интересно другое. Ќапример, тот факт, что на оборотах двигател€ менее 2000 об/мин, соответствующих движению со скоростью 100 км/час на высшей передаче, насос не обладает большим напором. ¬ таких услови€х радиатор и двигатель представл€ют собой два сообщающихс€ сосуда, в которых уровень жидкости примерно одинаков. “огда в случае значительной утечки жидкости из радиатора можно утверждать, что ее уровень упадет не только в радиаторе, но и в рубашке охлаждени€ двигател€, огол€€ стенки головки блока. ѕри этом циркул€ци€ по малому кругу через байпассный канал продолжитс€, а по большому Ч нет, поскольку выходной патрубок головки расположен выше байпассного канала. ‘актически при значительном падении уровн€ жидкости радиатор даже при полностью открытом термостате автоматически выключитс€ из системы Ч вместе с остановкой ее циркул€ции по большому кругу.

 ак следствие, некоторое врем€ нижн€€ часть мотора (блок цилиндров с поршн€ми) как-то еще охлаждаетс€ за счет циркул€ции жидкости по малому кругу, а верхн€€, оставшись вовсе без жидкости, начинает неумолимо гретьс€. Ёто и вызывает в ней локальный перегрев, деформацию √Ѕ÷, плавление и целый р€д других повреждений, перечисленных выше Ч а это как раз признаки, не характерные дл€ традиционного перегрева, возникающего при отказе элементов системы или при медленном падении уровн€. ѕричем процесс такого "нетрадиционного" перегрева длитс€ совсем недолго Ч с помощью нехитрых расчетов удалось даже посчитать, что с момента потери приблизительно одной трети жидкости и остановки циркул€ции по большому кругу до начала процессов плавлени€ в моторе проходит не более 30 секунд.

ј что же датчик, сработал? ќтвет прост.  ак правило, температурный датчик расположен на стенке выходного патрубка головки. Ќо когда уровн€ жидкости там нет, он просто-напросто не зафиксирует увеличение температуры. √ор€чие пары кип€щей жидкости, которые поступают к нему вместо самой жидкости, не успевают нагреть чувствительную часть датчика за столь короткий срок Ч врем€ реакции датчика на изменение температуры пара в дес€тки раз больше, чем на изменение температуры жидкости. ќтсюда и возникает неожиданный перегрев и повреждение мотора, без каких либо изменений в показани€х приборов. ѕолучаетс€, что водители, утверждавшие о вполне нормальных показани€х термодатчика, скорее всего, за рулем "не спали"...

ј был еще случайЕ

ѕриключилс€ он с автомобилем дорогой премиальной марки, двигатель которой - серьезный V-образный восьмицилиндровый агрегат.

¬ жаркую погоду во врем€ движени€ с большой скоростью на трассе в автомобиль попал солидный инородный предмет, повредив бампер и разрушив нижнюю банку радиатора. ѕотер€ жидкости, очевидно, была моментальной Ч она успела вытечь еще задолго до остановки автомобил€. ѕосле того как водитель, услышав удар, свернул на обочину и осмотрел автомобиль, он смог обнаружить только поврежденный бампер. ѕока проводилась оценка степени повреждений, двигатель продолжал работать на месте с небольшой нагрузкой от включенного кондиционера. Ќо проработал он всего пару минут Ч и встал.  ак потом оказалось, получив очень серьезные дефекты от перегрева. ќднако водитель утверждал, что специально смотрел на приборы Ч никакого повышени€ температуры на указателе не было.

ѕосле первичной диагностики у дилера в дело включилась страхова€ компани€. ¬ заключении привлеченных ею независимых экспертов, больших "профессионалов" своего дела, был сделан €вно нетривиальный вывод. ѕо их оценкам, после потери охлаждающей жидкости водитель злонамеренно продолжал движение еще около 30 км, упр€мо игнориру€ показани€ температурного датчика. ќб этом, €кобы, свидетельствовали задиры на задних цилиндрах, которые не обдувались воздухом при движении (на самом деле эти цилиндры наход€тс€ в худших услови€х и при работе двигател€ на месте). ≈сли согласитьс€ с этим утверждением, но учесть реально возможное врем€ работы двигател€ без охлаждени€ под нагрузкой до заклинивани€ или потери компрессии от повреждени€ деталей (не более минуты-двух), то скорость автомобил€ могла достигнуть неверо€тные 30 км в минуту или 1800 км/ч! ј с такой скоростью только сверхзвуковой самолет-истребитель летает!

¬ действительности же данный случай совершенно аналогичен рассмотренному выше. ѕотер€ жидкости привела к перегреву при отсутствии реакции датчика на повышение температуры Ч датчик просто не успел среагировать на нагрев пара за то короткое врем€, пока двигатель еще работал после вытекани€ жидкости.

Ёх, дорогиЕ

¬озникает вопрос Ч если прибор не может контролировать аварийный режим, может быть, надо в конструкции что-то подправить?   сожалению, ответ на этот вопрос не так однозначен. ƒа, можно было бы, к примеру, рекомендовать производител€м установить дополнительный температурный датчик в нижней части системы охлаждени€ Ч вдруг сработает? »ли применить в радиаторе датчик уровн€ жидкости с соответствующей лампой на панели Ч авось поможет. »ли даже вернутьс€ к старым добрым термостатам о двух клапанах Ч с ними-то режим перегрева при невозможности контрол€ повышени€ температуры не возникает, поскольку при открытом большом круге циркул€ции малый будет надежно закрыт своим клапаном. ћожно придумать и еще с дес€ток аналогичных "рацпредложений", ноЕ

ѕодобные конструктивные решени€ не панаце€ Ч аварийный режим, св€занный с быстрой потерей рабочей жидкости, даже в случае его своевременного обнаружени€ (например, срабатывание сигнализации недостаточного давлени€ при вытекании масла через пробитый поддон картера) обычно все равно приводит к тем или иным повреждени€м деталей. Ќе случайно в некоторых агрегатах автомобил€, к примеру, в коробках передач, вообще нет никаких средств непрерывного контрол€ уровн€: вытекла рабоча€ жидкость при движении (пробит поддон, порвалс€ шланг, потек сальник) Ч и коробка в ремонт.

— другой стороны, легковой автомобиль Ч не танк, зачем ему противоснар€дное бронирование? » если снар€ды все-таки на дороге летают, то, может быть, причину поломки следует искать в дороге, а не в отсутствии брони? “ем более, модернизаци€ легковушки в танк, как бы глубоко она ни выполн€лась Ч от установки специальных систем контрол€ до навешивани€ броневых листов, неминуемо приводит к росту цены автомобил€. ќ чем нередко забывают водители, пострадавшие от дорожных "снар€дов".

„то остаетс€? ƒороги, которые мы выбираем дл€ поездки Ч будут ли они когда-нибудь удовлетвор€ть хот€ бы в малой степени минимуму требований дл€ безопасного движени€? ¬р€д ли.Е »сход€ из этого, есть все основани€ считать рассмотренные выше повреждени€ автомобил€, в том числе его системы охлаждени€, неким форс-мажором, случайным фактором, который на то и случайный, что водитель не мог ни его предвидеть, ни предотвратить его последстви€.

ј это тот самый "страховой случай", который рассматривает страхова€ компани€. — привлечением независимых экспертов.   сожалению, и это давно не секрет, подавл€ющее большинство экспертиз неисправностей двигател€ выполн€етс€ крайне непрофессионально. Ёксперты, не облада€ в своей массе ни знани€ми реальных процессов и конструкции, ни опытом эксплуатации и ремонта двигателей, вполне способны на такие "л€пы", как упом€нутый выше "полет" автомобил€ со сверхзвуковой скоростью. ¬ результате перегрев двигател€ почти всегда расцениваетс€ ими как неправильна€ эксплуатаци€ машины, за которую отвечает водитель. ѕри более же глубоком рассмотрении речь идет об особенност€х конструкции и работы системы охлаждени€ современных двигателей, которые просто не позволили водител€м увидеть и предотвратить перегрев. ј экспертам Ч показать реальные знани€ и сделать обоснованное заключение о причине поломки.



ƒругие наши статьи...


“ипичный признак перегрева двигател€ в его начальной стадии Ч нажмите, чтобы увеличить
1. “ипичный признак перегрева двигател€ в его начальной стадии Ч деформаци€ плоскости головки блока.

–асширение поршн€ вдоль пальца Ч нажмите, чтобы увеличить
2. ќтсутствие охлаждени€ цилиндра вызывает расширение поршн€ вдоль пальца Ч с по€влением задиров на кра€х юбки.

ѕотер€ герметичности прокладки √Ѕ÷ при сильном перегреве Ч нажмите, чтобы увеличить
3. ѕотер€ герметичности прокладки √Ѕ÷ при сильном перегреве Ч видны характерные участки прорыва газов из цилиндров.

«адиры на цилиндре при сильном перегреве Ч нажмите, чтобы увеличить
4. «адиры на цилиндре при сильном перегреве Ч снизу доверху.

¬ыпадение седел из головки блока Ч нажмите, чтобы увеличить
5. ¬ыпадение седел из головки блока, одно уже разрушено, другое разрушитьс€ не успело Ч типичный результат сильного перегрева.

>
ѕлавление стенки камеры сгорани€ между выпускными седлами Ч нажмите, чтобы увеличить
6. ѕлавление стенки камеры сгорани€ между выпускными седлами Ч еще один признак сильного перегрева.

—истема охлаждени€ старых двигателей с двухклапанным термостатом Ч нажмите, чтобы увеличить
7. —истема охлаждени€ старых двигателей с двухклапанным термостатом Ч когда малый круг циркул€ции закрыт, жидкость циркулирует по большому кругу, даже если ее мало. ѕерегрев будет хорошо виден на указателе температуры.

“ипична€ система охлаждени€ современных двигателей Ч нажмите, чтобы увеличить
8. “ипична€ система охлаждени€ современных двигателей Ч за счет открытого байпассного канала большой круг циркул€ции автоматически выключаетс€, если жидкости мало, а обороты двигател€ невелики. —корее всего, двигатель от перегрева уже встанет, а указатель температуры перегрева так и не покажет.

—пецифика перегрева современных двигателей при быстром падении уровн€ охлаждающей жидкости Ч нажмите, чтобы увеличить
9. —пецифика перегрева современных двигателей при быстром падении уровн€ охлаждающей жидкости: возник сильный перегрев и плавление головки блока, но поршень пострадал только в верхней части Ч от расплавленных частиц с головки.

ѕовреждени€ цилиндра только в верхней части Ч нажмите, чтобы увеличить
10. ѕовреждени€ цилиндра только в верхней части Ч еще один характерный признак перегрева при быстром падении уровн€ жидкости.

 огда значительна€ часть жидкости вытекла, забитый пухом радиатор уже не вли€ет на процесс Ч нажмите, чтобы увеличить
11.  огда значительна€ часть жидкости вытекла, забитый пухом радиатор уже не вли€ет на процесс Ч даже если его полностью очистить, циркул€ци€ по большому кругу не по€витс€, и охлаждение двигател€ не восстановитс€.





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены