ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
ћоторный ремонт. » в добрый путь!

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук, директор моторного центра ЂјЅ-»нжинирингї
—ергей —амохин

—борка двигател€ - отнюдь не завершающий этап "капиталки". — момента, когда двигатель собран, до долгожданной расплаты с благодарным клиентом предстоит сделать немало технической и организационной работы.

–ассматрива€ особенности процесса сборки двигател€, мы, конечно, пропустили массу тонкостей, с которыми приходитс€ сталкиватьс€ мотористу. ќтнесем их к специальной литературе и личному опыту моториста, который, очевидно, нельз€ получить, даже прочитав серию книг и статей.

ƒопустим, что благодар€ опыту, знани€м, справочной информации и сообразительности все трудности преодолены - мотор собран и навесное оборудование установлено. ћонтаж двигател€ на машину, как правило, проблем не вызывает. ќсобенно если операцию "сн€ть-поставить" выполн€ет одна бригада, а с момента демонтажа прошло не настолько много времени, чтобы из пам€ти стерлось "как там все устроено", и затер€лась часть крепежа. Ќа этом этапе нужно не забыть залить в двигатель охлаждающую жидкость и масло, предварительно проверив, зат€нута ли пробка дл€ его слива.  стати, лучше завести привычку зат€гивать сливную пробку еще на этапе установки поддона.  ак говоритс€, вз€лс€ за болт - зат€ни. Ёто простое правило моториста применимо дл€ любой операции сборки, а его нарушение нередко ведет к самым печальным последстви€м.

ѕосле того как системы охлаждени€ и смазки заправлены, наступает ответственный момент - первый пуск.

 люч на старт!

Ќекоторые мотористы предпочитают правило: вечером, в конце смены, никаких пусков. Ёто дело - только с утречка, на свежую голову. ¬ нем есть здравый смысл - спешка здесь ни к чему. „ем сложнее мотор, тем ответственнее надо относитьс€ к его запуску. ќсобенно это касаетс€ серьезных, многоцилиндровых моторов, капитальный ремонт которых больше напоминает не ремонт, а "строительство" - одних деталей буквально "несть числа". ¬ этом случае вз€ть небольшой тайм-аут до утра вполне разумно. “ем более, что сборку такого мотора за один день не сделать. ¬друг на ночь гл€д€ вспомнитс€, что что-то не учли, забыли сделать или закрепить!

≈сли у двигател€ исправны системы смазки и охлаждени€, веро€тность его повреждени€ мизерна. ѕоэтому при запуске двигател€ работе этих систем удел€етс€ повышенное внимание.  онтролируетс€ процесс повышени€ давлени€ в системе смазки, момент, когда гаснет аварийна€ лампа давлени€. Ќачина€ с самых первых оборотов коленчатого вала, двигатель прослушиваетс€ - нет ли посторонних шумов и стуков. ќтслеживаетс€ ход прогрева двигател€: увеличение температуры в системе охлаждени€, включение вентил€тора охлаждени€ радиатора. ѕростейший, но важный момент - включение отопител€ салона. ≈сли "печка" заработала - значит, система охлаждени€ прокачиваетс€ нормально.

—ледующий, после успешного запуска двигател€, этап - инструментальна€ диагностика. ќна необходима, как минимум, потому что очень часто после ремонта в системе управлени€ двигателем по€вл€ютс€ привнесенные коды неисправностей. ќни могут возникнуть вследствие демонтажа датчиков, случайного повреждени€ проводов, не соединенных разъемов или отсутстви€ в них контакта. ѕричиной неполадок в системе управлени€ некоторых современных двигателей может стать простое отключение ј Ѕ, привод€щее к стиранию калибровок и сбросу адаптаций р€да электронных компонентов.

—олидно ли отдавать клиенту автомобиль с гор€щей лампой "Check engine"?  онечно, нет, но дело не только в этом. —редства диагностики позвол€ют оценить и состо€ние механической системы мотора, то есть в определенной степени, по отсутствию серьезных ошибок, проконтролировать качество выполненных работ. ≈сли все в норме, можно смело предъ€вл€ть машину заказчику, предварительно решив еще одинЕ

Ќешуточный вопрос

–ечь идет о предоставлении гарантии на выполненные работы. ≈е услови€ обсуждаютс€ с клиентом заранее, но именно сейчас наступает момент ее оформлени€ и вступлени€ в силу. √аранти€ - без преувеличени€, вопрос нешуточный. Ќекоторые мотористы, не задумыва€сь о последстви€х, с целью привлечени€ клиентов, дают гарантию на "сто тыщ" километров пробега. ѕричем, такие гарантийные об€зательства, как правило, за€вл€ютс€ лишь на словах, что само собой подразумевает, что исполн€ть их автосервис не собираетс€. ¬ то же врем€, известны случаи, когда по прошествии двух лет с момента ремонта двигател€ такой сервис нежданно-негаданно получал повестку в суд. ќказываетс€, что ремонт такого сложного агрегата как двигатель подпадает под действие закона: если гарантийные об€зательства на выполненные работы документально не подтверждены (не оговорены в договоре, не отмечены в заказе-нар€де, нет подписи клиента и т.д.), срок гарантии считаетс€ равным двум годам. «начит, по закону клиент имеет право в течение двух лет предъ€вить претензии исполнителю. » такие клиенты наход€тс€! —кладываетс€ парадоксальна€ ситуаци€: никто уже и не помнит ни клиента, ни двигатель, ни, тем более, подробностей ремонта, а отвечать в суде и наверн€ка нести убытки все равно придетс€.

Ќапрашиваетс€ вывод: гарантийные об€зательства нужно не только оговаривать на словах, но об€зательно закрепл€ть договоренность с клиентом на бумаге! ‘орма договора о гарантии может быть разной, но в нем об€зательно должны быть указаны об€занности обеих сторон, ответственность за их неисполнение и услови€, на которых предоставл€етс€ гаранти€. ќдним из таких общеприн€тых условий €вл€етс€ то, что гарантийный двигатель должен эксплуатироватьс€ под наблюдением фирмы, давшей гарантию. “аким образом, в договоре должен быть предусмотрен график технического обслуживани€ двигател€ (замены масла и осмотра) в гарантийный период.

“еори€ надежности механизмов говорит, что веро€тность отказов высока и в начальный период эксплуатации, и когда агрегат вырабатывает свой ресурс. ѕрактика показывает, что большинство дефектов отремонтированного ƒ¬— вы€вл€етс€ в течение первой тыс€чи километров пробега.  ак правило, это мелочевка, св€занна€ с установкой навесного оборудовани€: что-то плохо закрепили, недостаточно зат€нули и т.д. ѕоэтому при назначении гарантии первое “ќ желательно сделать на первой тыс€че. ¬ дальнейшем с учетом т€желых условий эксплуатации в –оссии периодичность “ќ лучше назначать в пределах 7500-8000 км.

ѕрохождение “ќ должно отмечатьс€ документально. Ќесоблюдение клиентом сроков прохождени€ “ќ - веска€ причина дл€ прекращени€ действи€ гарантии. ѕопробуйте, к примеру, не пройти воврем€ “ќ на гарантийной машине и потом предъ€вить претензии к дилеру. ¬ общем, нужно твердо усвоить, что отсутствие гарантийной "бумажки" гарантирует "попадание" автосервиса!

ќбкатка

Ќужна или не нужна отремонтированному двигателю обкатка? „тобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что обкатка ƒ¬— всегда примен€лась дл€ того, чтобы создать мотору щад€щие услови€ в период, пока его сопр€женные детали не приработались. ќна имела пр€мой смысл полвека тому назад, когда при производстве и ремонте двигател€ не удавалось обеспечить геометрию деталей и микрорельеф их поверхностей, которые они должны иметь при эксплуатации. ¬спомните: раньше после сборки двигател€ сплошь и р€дом коленвал нужно было "срывать", таска€ машину "на галстуке", а поршни были круглыми и могли "подклинить", если заставить мотор сразу работать на высоких режимах.

—егодн€ технологии изготовлени€ и ремонта моторных деталей позвол€ют создать такие макрогеометрию и микропрофиль, которые практически полностью соответствуют таковым после эксплуатации. Ќапример, относительно недавно (лет сорок тому назад) стали примен€тьс€ поршни со сложной геометрией боковых поверхностей - эллипсностью и бочкообразностью. “акже сравнительно недавно вошло в обиход плосковершинное хонингование, имитирующее "притирку" стенок цилиндров кольцами. —тала примен€тьс€ доводка шеек коленвала полированием. » так далее. ≈сли эти технологии строго соблюдены, притиратьс€ и прирабатыватьс€ в двигателе особенно нечему - форма, чистота поверхностей и величина зазоров соответствуют норме дл€ уже поработавшего двигател€.

ќднако то, что касаетс€ новых и качественно отремонтированных моторов, не всегда работает на практике, когда основные детали - коленчатый вал, блок цилиндров и головка блока, сделаны "и вкривь и вкось". √де гаранти€, что все расточено, отхонинговано и прошлифовано правильно?   сожалению, ее нет, особенно когда при выполнении ремонта деталей во главу угла была изначально поставлена низка€ цена и высока€ скорость работ.

ѕоэтому обкатка в своем первоначальном значении пока еще не утратила смысл. » ее основна€ задача осталась прежней - обеспечить приработку деталей друг к другу. ¬ большей степени и в течение большего пробега - дл€ "кривых" деталей, в меньшей - дл€ качественно сделанных. ’от€ никака€ обкатка не спасет мотор от низкого качества деталей. „ему нередко бывают примеры.

≈сли оценивать необходимость обкатки, есть также больша€ разница в том, о двигателе какого автомобил€ речь. Ќапример, дл€ легкового автомобил€ в обычных услови€х обычным водителем режимы эксплуатации сами по себе невысоки, и какие-либо специальные режимы обкатки вообще не требуютс€ - достаточно небольшой пробной поездки перед отдачей машины клиенту. Ќапротив, дл€ грузового автомобил€, прежде чем загрузить его "по полной", специальна€ обкатка необходима. ј дл€ любителей "стритрейсинга" она, скорее всего, будет просто бесполезна, поскольку двигатель и так не живет долго в подобных услови€х.

» все же обкатка нужна - если не дл€ специальной приработки деталей ƒ¬—, то хот€ бы дл€ лучшего контрол€ состо€ни€ мотора после ремонта. ≈сли в начальный период, когда веро€тность отказов велика, эксплуатировать агрегат на щад€щих режимах, то возможные огрехи, допущенные при сборке, можно обнаружить раньше, а их последстви€ будут меньше. Ќапример, чтобы воврем€ вы€вить течь масла или антифриза. ѕоэтому будет разумным предупредить клиента (и записать в заказе-нар€де) о необходимости осторожной, внимательной эксплуатации мотора, по крайней мере, до прохождени€ первого “ќ.

¬ заключение стоит сказать, что это выбор каждого автосервиса - строить систему, котора€ сводит веро€тность возврата мотора к нулю, или не заморочиватьс€ и допустить возможность возврата и затрат времени и денег на его переделку. ¬ последнем случае нужно иметь в виду, что переделка двигател€ всегда сопр€жена с большими временными и материальными затратами. —лучись чего - как минимум, вы уже "попали" на прокладки.   тому же любой случай возврата - п€тно на репутации сервиса. ѕоэтому желательно "постелить соломку", чтобы, по крайней мере, не попадать по-глупому.

≈сли же, несмотр€ на все усили€, клиент возвращаетс€ с претензией, не стоит "битьс€ до последнего" и сваливать вину на кого угодно и на что угодно. Ќапример, частенько приходитс€ слышать такую "отмазку": "Ёто вы перегрели мотор Е". Ќо извините, если двигатель действительно перегрелс€, то виноват в этом только сервис, не проверивший работу системы охлаждени€ и не заменивший все необходимые детали. »ли, по крайней мере, не сделавший запись в заказ-нар€де об отказе клиента их мен€ть. ј это, как ни крути, типичный гарантийный случай!

ѕрофессиональный подход, напротив, предполагает отнестись к клиенту со вниманием и спокойно разобратьс€ с проблемой. Ѕыл случай: мотор вернулс€ и €вно по оплошности механика.  лиента успокоили, отправили домой и за ночь полностью переделали работу. Ќаутро автовладелец, которого убедили в том, что неисправность была незначительной, уехал довольный. –епутаци€ сервиса, котора€, как известно, дороже денег, не пострадала.

Ќекоторые хитрости

ѕеред первым пуском сложного двигател€ разумно вз€ть тайм-аут до утра - вдруг на ночь гл€д€ вспомнитс€ какое-то упущение!

√арантийные об€зательства нужно не только оговаривать на словах, но об€зательно закрепл€ть договоренность с клиентом на бумаге.

ќбкатка в своем первоначальном значении утратила смысл? Ќет, все же она нужна - как минимум дл€ лучшего контрол€ состо€ни€ мотора после ремонта.



ƒругие наши статьи...


»ндикатор моторного ремонта
ћонтаж двигател€ не представл€ет трудностей, особенно, если его делает бригада, котора€ его снимала.


»ндикатор моторного ремонта
«апускать такой серьезный мотор лучше "с утречка".


»ндикатор моторного ремонта
ќб€зательный этап - выходна€ диагностика, котора€ дает возможность проконтролировать качество ремонта и удалить привнесенные коды неисправностей.





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены