ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

»м бы понедельники вз€ть да отменить


јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук

“ермин "автомобиль понедельника" вовсе не российское изобретение. "ѕроблемные" автомобили, несмотр€ на самый жесткий контроль, встречаютс€ везде. явный брак, конечно, в продажу не идет - фирмы и потребител€ уважают, и за свою репутацию сто€т горой. “олько случайные дефекты сборки или регулировки изредка все же доход€т до дилера, в то врем€ как машины с €вным скрытым браком встречаютс€ крайне редко - слишком много стадий контрол€ проходит автомобиль от начала производства до встречи с покупателем. ќбнаружить производственный брак на "ћерседесе" - событие просто неверо€тное. Ќо жизнь порой преподносит и не такие сюрпризы.

„итател€м журнала небесполезно ознакомитьс€ с такими редчайшими неисправност€ми, поскольку дл€ их обнаружени€ известные приемы диагностики не подход€т. Ќестандартна€ неисправность требует к себе и нестандартного подхода.

Ёта истори€ началась, когда на сервис обратилс€ владелец привезенного из √ермании, относительно нестарого автомобил€ "ћерседес-Ѕенц ≈240" с "глазастым" кузовом W-210 и двигателем ћ113 V6. ’оз€ин машины жаловалс€ на повышенные вибрации и шум на некоторых промежуточных режимах работы двигател€. ƒействительно, на холостом ходу дефект никак себ€ не про€вл€л. Ќо при плавном увеличении оборотов до каких-то критических величин возникала повышенна€ вибраци€ силового агрегата, сопровождаема€ непон€тным слабым звуком в передней части двигател€. ѕо мере роста числа оборотов вибрации и шум пропадали, и вновь по€вл€лись на других режимах. ѕо словам владельца, то же самое происходило и во врем€ движени€. ƒалее вы€снилось, что хоз€ин машины уже обращалс€ и на другие сервисы. ѕосле ремонта вибрации и шум на некоторое врем€ пропадали, но потом про€вл€лись вновь в том же виде.

"ѕервый блинЕ"

јвтомобиль был прин€т в ремонт. ѕо характеру дефекта, локализации участка, откуда шел шум, и по состо€нию двигател€ под подозрение попала система привода распределительных валов. Ќа этом двигателе установлены два распределительных вала (по одному в каждой головке) и балансирный вал в блоке между V-образно расположенными цилиндрами. ¬се валы привод€тс€ во вращение двухр€дной цепью. ≈е нат€жение через башмак осуществл€ет гидронат€житель.

Ќекоторые детали этой системы, например башмак, были не в лучшем техническом состо€нии, и поэтому было решено их заменить. «аменили и гидронат€житель - так, на вс€кий случай. Ќо положительных результатов така€ замена не дала. «апустив собранный двигатель, обнаружили, что дефект не исчез, хот€, может быть, его симптомы стали про€вл€тьс€ в несколько меньшей степени.

ѕришлось вз€тьс€ за дело более серьезно.

"Ќестандартна€" диагностика

ћасло к рабочему цилиндру нат€жител€ поступает через отверстие в его корпусе.Ќичего не оставалось, как начать "второй подход" с более детального обследовани€ и диагностики состо€ни€ составл€ющих двигател€. –ешили начать с измерени€ давлений в разных участках системы смазки. —ледует отметить, что на моторе ћ113 померить давление не так просто - специального штуцера или какого-то доступного датчика, вместо которого можно ввернуть шланг манометра, не предусмотрено.

¬ блок цилиндров и даллее к нат€жителю масло движетс€ из головки блока.ѕосле долгих раздумий были сделаны следующие умозаключени€: если гремит цепь, то не исключено, что она плохо нат€нута. «начит, в гидронат€житель не поступает необходимое количество масла. »змерив давление масла в самом гидронат€жителе, можно определить так ли это. ƒл€ того чтобы подключить манометр, было решено просверлить в корпусе гидронат€жител€ отверстие. ¬идимо, до этого решени€ не "додумались" ни при одном из предыдущих ремонтов, ни даже в √ермании, откуда автомобиль пришел с приличным пробегом. ƒействительно, дрель в качестве "диагностического инструмента" используетс€ исключительно редко. ≈стественно, сверлить отверстие в "нат€жителе", установленном в двигателе, неудобно, и нат€житель был демонтирован.

 огда нат€житель установлен на свое место в передней крышке блока, масло к нему поступает из блока цилиндров— этого момента сюжет начал развиватьс€ почти как в детективе. ¬ывернув гидронат€житель, обратили внимание на то, что под ним подозрительно сухо. ћасла не оказалось и внутри него самого чего, как вы понимаете, быть не должно. Ёто был €вно "след", но еще не были пон€тны причины его по€влени€ и не €сно, куда он ведет.

„тобы пон€ть, что происходит в моторе, было проведено действие, которое не регламентируетс€ никакими учебниками, руководствами или рекомендаци€ми. »нтуитивно чувству€, что "собака зарыта где-то здесь", установили нат€житель с просверленным отверстием, осторожно "прокрутили" стартером, а затем запустили двигатель. ѕосле чего с удивлением обнаружили, что масло из отверсти€ в гидронат€жителе не по€вилось вообще, хот€ по законам физики при работающем двигателе оно должно было бить оттуда фонтаном.

Ќат€житель—ледующий нестандартный шаг также не предусмотрен при "фирменном" ремонте. ¬ просверленное отверстие нат€жител€ было подано давление от внешнего источника, т.е. к нему попросту подсоединили шланг, соединенный с магистралью сжатого воздуха. «апустив двигатель, мастера убедились, что дефект совершенно исчез. ћотор, как и положено "породистому" мерседесовскому двигателю, спокойно работал на всех режимах. » никаких посторонних шумов. ќтсюда следовал однозначный вывод, что причина дефекта в том, что перекрыт масл€ный канал - что-то мешает маслу добратьс€ до гидронат€жител€.



ѕоиски "пробки"

„ерез головку блока масло проходит дважды: сначала поступа€ в корпус подшипников и потом возвраща€сь обратно.ƒостигнув верхней точки мотора в корпусе подшипников распредвала, масло делает поворот на 180? и возвращаетс€ в масл€ный канал головки блока.„тобы вы€снить причину происход€щего, пришлось сн€ть двигатель с автомобил€ и провести его основательную разборку. ѕошли, как по лабиринту, по масл€ной магистрали, запитывающей гидронат€житель. ћасло к рабочему цилиндру гидронат€жител€ поступает через отверстие в его корпусе.  огда гидронат€житель установлен на своем "законном" месте в крышке привода распределительных валов, отверстие гидроцилиндра сообщаетс€ с полостью, котора€ соедин€етс€ с масл€ной магистралью в блоке цилиндров. ѕреп€тствий дл€ движени€ масла на этом участке обнаружено не было. ƒалее путь масла усложн€етс€. ћагистраль из блока цилиндров поднимаетс€ в головку блока. ѕроходит через нее и попадает в корпус подшипников распределительного вала и коромысел, толкающих штоки клапанов, далее достига€ верхней точки двигател€. “ам магистраль делает поворот на 180 градусов под небольшой пластиной-крышкой, и масло из корпуса подшипников поступает обратно в головку блока, оттуда оп€ть в блок цилиндров, где соедин€етс€ с магистралью, идущей от масл€ного насоса.

¬идеть такое на мерседесовском моторе не приводилось - масл€ный канал в головке блока цилиндров просверлен не до конца!ƒл€ обследовани€ всего этого пути пришлось сн€ть головку блока и корпус подшипников распределительного вала. »сследовани€ "проходимости" подвода масла к гидронат€жителю привели к неожиданному результату. ѕодобного уж никак не ожидали увидеть на "мерседесовском" моторе: канал в головке блока оказалс€ глухим! —верление отверсти€ в углублении лить€ головки было начато на заводе, но почему-то эта проста€ операци€ не была доведена до конца. ¬ металле осталась перемычка толщиной миллиметров п€ть. (≈сли бы стать€ была об отечественной технике, то здесь как раз уместно было бы вспомнить про понедельники, п€тницы, предпраздничные и послепраздничные дни, а когда такое обнаруживаетс€ в "ћерседесе" Е не знаешь, что и подумать). Ёта перемычка и €вл€лась той "пробкой", что не пропускала масло к гидронат€жителю. » сколь бы неверо€тным не казалс€ факт заводского брака, именно он и был причиной всех болезней этого мотора. Ќу а когда диагноз был поставлен, способ "лечени€" оказалс€ простым и пон€тным, особенно тем, кто привык ремонтировать нашу технику. ¬з€ли оп€ть-таки дрель, подход€щее сверло и просверлили насквозь злополучную перемычку.

ƒальше все просто.  ак пишут в инструкци€х, собрали двигатель в последовательности, обратной его разборке. ѕроизвели необходимые регулировки, установили мотор на автомобиль. » дефект исчез окончательно. ѕредварительно просверленный нат€житель мен€ть на новый не стали, а просто поставили заглушку - мало ли, может, еще пригодитс€?

¬се-таки это "ћерседес"

Ќе мен€ть же головку, если ее можно легко вылечить с помощью дрели?! онечно, производственный дефект на "мерседесовском" моторе увидишь не часто. Ќо, справедливости ради, надо отдать должное качеству и надежности этого двигател€. “рудно сказать достоверно, сколько автомобиль прошел по дорогам √ермании - показани€м одометра в пригнанных оттуда автомобил€х обычно прин€то не очень довер€ть. ƒа и в –оссии он накатал никак не меньше 20000 км. » (подумаешь!) всего лишь иногда дергалс€, хот€ масло совершенно не поступало к гидронат€жителю, а нат€жение цепей если и осуществл€лось вообще, то только за счет слабой пружины, расположенной внутри гидронат€жител€. ќпыт ремонта говорит, что отечественные двигатели, да и большинство иностранных моторов, такой неисправности не терп€т вообще. ѕри отсутствии нат€жени€ цепи моментально ломаютс€ башмаки, и "гул€юща€ сама по себе" цепь быстро выводит из стро€ весь двигатель. –емонт мотора с такими повреждени€ми не прост и весьма дорог. ¬ случае же с двигателем ћ¬ удалось обойтись "малой кровью".


ƒругие наши статьи...




—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены