ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

Ќјƒќ Ћ» ѕ–ќћџ¬ј“№ ƒ¬»√ј“≈Ћ№? («аметки практика, с которыми могут не согласитьс€ "теоретики", публикуетс€ в сокращении)


јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук

ƒействительно, какие могут быть сомнени€ в необходимости промывки двигател€? ¬едь известно, что со временем на стенках цилиндров образуютс€ твердые или мазеобразные отложени€, нагар и смолы. “вердые частицы, отделившись от стенок, могут, например, попасть в систему смазки, повредить детали трущихс€ пар, вызвать отказ гидротолкателей в приводе клапанов.

«начит, промывать? Ќе будем торопитьс€. —начала посмотрим, откуда берутс€ все эти смолы, мази и прочие отложени€.

ѕо сути своей инородные отложени€ на стенках - это продукты механического износа трущихс€ поверхностей, термического разложени€ масла, а также нерастворимые химические соединени€, рождающиес€ в жестких услови€х работы двигател€. »збежать по€влени€ отложений невозможно, а вот свести к минимуму их вредное воздействие как раз и должно моторное масло.

ƒействительно, масло содержит комплекс присадок, в том числе и специальные - моющие. ќни поддерживают твердые частицы во взвешенном состо€нии, т.е. не дают им оседать на рабочих поверхност€х.

Ќизкосортные, дешевые, а также сомнительного качества масла, м€гко говор€, не обеспечивают требуемой чистоты стенок. ќни не только не смывают, но увеличивают слой отложений на детал€х.   такому же эффекту приводит эксплуатаци€ автомобил€ на качественном, но не соответствующем конкретному двигателю, масле. ѕорой автомобилисты пренебрегают классификацией масла по API, заливают в двигатель масла типа SF/CC (дл€ бензиновых 1981-88гг. выпуска и дизельных двигателей без турбонаддува), а потом удивл€ютс€: почему это под клапанной крышкой так много нагара?

  слову сказать, аналогична€ ситуаци€ может возникнуть не только по причине масла, но также из-за определенных условий эксплуатации. Ќапример, при коротких поездках в холодное врем€ года. ћасло да и двигатель в целом не успевают прогретьс€ должным образом. ѕрорыв газов через поршневые кольца, не сгоревшее из-за переобогащени€ смеси топливо, конденсаци€ на холодных стенках двигател€ вод€ных паров, содержащихс€ в картерных газах, - все это усугубл€ет картину.

¬звешенные, т.е. не осевшие на стенках твердые частицы удал€ютс€ при смене масла. ¬изуально по состо€нию отработанного масла можно судить о степени загр€знени€ двигател€.

ћожно ли избежать негативного процесса образовани€ вс€кого рода отложений на стенках? ћожно. ƒостаточно соблюдать нехитрые правила эксплуатации двигател€. ќдно из них мы уже вскользь упом€нули - заливать соответствующее масло, и желательно современное.

ј можно использовать масло дл€ современных двигателей класса SH или даже SJ. “акие масла значительно более высокого качества по исходному сырью, они более термостабильны и содержат легирующие добавки нового поколени€.  онечно, современное качественное масло (отнюдь не подделка) стоит дорого. Ќо двигатель - он ведь тоже недешев.

 акое масло предпочесть - минеральное или синтетическое, - вопрос не столь существенный.  стати, самое распространенное отечественное масло в прежние времена тоже было, что называетс€, Ђна высоком качественном уровнеї и при правильной эксплуатации заметных отложений не вызывало.

¬торое правило - мен€ть масло. ѕравда, со знаком вопроса - когда? ѕрактика показала - чем чаще, тем чище внутри двигатель. ƒа и изнашиваетс€ меньше. „то совершенно не удивительно, если прин€ть во внимание неумолимый процесс старени€ масла, сопровождаемый его загр€знением различными веществами. “ак что срок смены масла - пон€тие компромиссное.

— учетом экономических соображений, компромисс этот в наших российских услови€х составит 6-8 тыс€ч километров.

 роме того, загр€знений двигател€ можно избежать, если правильно отрегулировать систему топливоподачи. ¬ противном случае обогащенна€ смесь даст нагарообразование в камере сгорани€ и быстрое почернение масла. Ќе прибавит двигателю чистоты плохое состо€ние цилиндропоршневой группы, клапанов, их направл€ющих втулок и маслосъемных колпачков. ѕовышенный расход масла и прорыв газов в картер также ускор€т загр€знение и старение масла и, соответственно, интенсивность отложений. Ќо до этого двигатель лучше не доводить.

ѕромывочное масло содержит повышенное количество моющих агентов и заливаетс€ в двигатель после слива отработанного моторного масла. –абота двигател€ на промывочном масле допускаетс€ непродолжительное врем€ (обычно 5-10 мин) и только на холостом ходу без нагрузки. ѕосле чего масло сливают и заливают свежее моторное (вместе с заменой масл€ного фильтра).

ћоюща€ добавка в масло - это концентрат моющих агентов. ƒобавка заливаетс€ в двигатель перед сменой старого масла. –ежимы и продолжительность работы двигател€ на такой масл€ной смеси аналогичны приведенным выше дл€ промывочного масла, за что подобные добавки среди водителей получили название Ђп€тиминутныеї.

Ќо прежде чем мыть, предлагаем сначала проанализировать этот процесс. „то происходит при промывке двигател€? ќтложени€ смываютс€ со стенок, в результате чего гр€зь попадает в поддон. ј теперь посмотрим в поддон - картина будет любопытна€. —мытые частицы и конгломераты загр€знений Ђприсосалої к маслоприемнику, точнее, к его сетке. » застр€ли они в ней, что называетс€, накрепко.

Ћадно, глушим двигатель, сливаем гр€зное промывочное масло, ставим фильтр, наливаем свежее рабочее. „то стало с гр€зью на сетке маслоприемника? „асть ее удалена вместе с промывочным маслом, а часть залипла на сетке. ƒальше возможны два варианта развити€ событий.

—амый безболезненный - если оставшиес€ частицы потом зат€нет в систему смазки. “огда после маслонасоса они будут задержаны фильтром и к трущимс€ детал€м не попадут.

’уже, если гр€зь останетс€ на сетке.  огда к ней добав€тс€ частицы, оставшиес€ в поддоне и на стенках после слива промывочного масла, быть беде. «астр€вшие частицы могут резко уменьшить подачу масла в двигатель, особенно на больших оборотах. »ли даже полностью перекрыть маслоприемник.

„его же мы добились промывкой? √рубо говор€ - нарушени€ пусть относительного, но тем не менее равновесного рабочего состо€ни€ двигател€. ѕоследстви€ такого нарушени€ непредсказуемы.

—кажете, сказки? Ќичуть. ѕосмотрите на фотографии. ќни сделаны после разборки двигател€ Mitsubishi Pajero, у которого Ђзастучалї шатунный вкладыш. ƒа не один, а сразу несколько.  огда это случилось, спросите? ѕосле замены масла с промывкой.

ѕрежде чем затевать такое дело, целесообразно знать Ђпредысториюї двигател€ - кандидата на промывку. Ёто прежде всего его возраст, когда мен€лось масло и какое залито, режим эксплуатации.

≈сли эксплуатируетс€ изначально новый двигатель, промывать его не надо вовсе, тем более когда вы используете проверенное масло высокого качества. ’от€ особа€ радивость в этом вопросе тоже не повредит: хотите промыть - пожалуйста, хуже не будет.

ѕри смене минерального рабочего масла на синтетическое можно также обойтись без промывки двигател€. Ќесливаемый остаток Ђминералкиї слишком мал, чтобы оказать существенное вли€ние на работу двигател€.

ƒругое дело, если двигатель старый. ¬ этом случае не советуем рисковать с промывкой, особенно, когда предыстори€ эксплуатации автомобил€ неизвестна. Ѕывало, что даже проста€ замена рабочего масла на высококачественное новое в таком двигателе давала отрицательный эффект - смытые с внутренних стенок отложени€ в конечном счете выводили двигатель из стро€.

Ќевозможно конкретно сказать, что будет в промежуточных вариантах между двум€ описанными крайност€ми.  огда на итог в конечном счете вли€ет не Ђприродаї промывочного масла, а целый р€д других факторов (вид отложений на стенках, конструктивные особенности двигател€, конфигураци€ поддона, маслоприемника, режим эксплуатации автомобил€ и многое другое), вступает в действие простой Ђзакон игрокаї: может, повезет, и двигателю от промывки Ђполегчаетї, а может, и нет.

—ловом, мыть или не мыть - вопрос совсем не простой и не однозначный.   тому же наш журнал - вовсе не истина в последней инстанции. ћы только высказали мнение практиков-мотористов, подтвержденное многолетним опытом.

ƒругие наши статьи...


фото
«адиры на шейках коленвала (ј) и вкладышах (Ѕ), нижние головки Ђпострадавшихї шатунов (¬) деформировались, а смазочные отверсти€ забились расплавленным рабочим слоем.


—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены