ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

ƒизель на легковом автомобиле (продолжение)


√–»√ќ–»… ÷¬≈Ћ≈¬,
директор фирмы Ђћоторсервисї

¬ предыдущих номерах журнала (см. ЂјЅ—-автої, декабрь 1998 г., €нварь1999 г.) мы рассмотрели общие особенности конструкции, эксплуатации и ремонта наиболее распространенных дизельных двигателей. Ќо кажда€ марка или модель, очевидно, имеет свои, присущие только ей черты Ђхарактераї, часто определ€ющие технологию обслуживани€ и ремонта. ѕоэтому мы сочли целесообразным подробно остановитьс€ на дизел€х каждой из попул€рных в –оссии марок автомобилей. Ѕезусловным лидером в попул€рности €вл€ютс€ сейчас автомобили VW (‘ольксваген), с их двигателей мы и решили начать более конкретное знакомство.

 онцерн стал устанавливать дизельные двигатели на легковые автомобили сравнительно давно Ч со второй половины 70-х годов. — 79-го года дизели VW стала устанавливать на свои автомобили 2,7,8,9-й серий шведска€ фирма Volvo. ¬се дизели выпуска до начала 90-х годов отличают широка€ унификаци€, простота конструкции и эксплуатации, что позвол€ет осуществл€ть большой спектр ремонтных работ в неспециализированных мастерских.

”словно моторы VW можно разделить на четыре основные группы: четырехцилиндровые вихрекамерные объемом 1.5, 1.6, 1.7, 1.9 л, атмосферные и с турбонаддувом; п€тицилиндровые вихрекамерные объемом 2.0, 2.4 л в основном атмосферные (только один из них с турбонаддувом); шестицилиндровые вихрекамерные объемом 2.4 л атмосферные и с турбонаддувом; п€тицилиндровые последнего поколени€ с непосредственным впрыском, турбонаддувом, окислительным нейтрализатором, рециркул€цией ќ√ и электронным управлением “Ќ¬ƒ.

ƒвигатели первой группы €вл€ютс€ наиболее распространенными и устанавливаютс€ на автомобили VW Golf, Passat, Audi 80, Seat, Skoda.

ѕосле пробега 150 Ч 200 тыс. км дизели VW обычно требуют достаточно серьезного ремонта с расточкой блока цилиндров, хот€ известны случаи межремонтных пробегов до 400 тыс. км при аккуратной эксплуатации. ѕри меньших пробегах часто встречающейс€ неисправностью €вл€етс€ обрыв зубчатого ремн€ √–ћ, однозначно привод€щий к повреждению клапанов и требующий ремонта головки блока цилиндров. Ёто происходит, как правило, из-за нарушени€ сроков замены ремн€ (60 тыс. км), заклинивани€ вала “Ќ¬ƒ от попадани€ воды и гр€зи в топливо, повреждени€ или заклинивани€ ролика нат€жител€ ремн€ √–ћ, ослаблени€ посадки зубчатого шкива на коленвалу либо повреждени€ его шпоночного паза.

«амену ремн€ √–ћ рекомендуетс€ производить вместе с заменой ролика нат€жител€, ресурс которого сопоставим с ресурсом ремн€. —ледует помнить, что попадание масла на ремень √–ћ резко снижает срок его службы.

ѕри установке нового ремн€ необходимо знать, что выставить его по меткам на двигател€х VW невозможно (!), так как существует только одна метка Ч ¬ћ“ (ќ“).

Ўестерн€ привода распредвала имеет произвольную бесшпоночную конусную посадку на распредвалу и окончательно зат€гиваетс€ после установки приспособлени€ 2065ј в торец распредвала и приспособлени€ 2064 в отверстии шестерни “Ќ¬ƒ при положении первого цилиндра в ¬ћ“.

 онтроль нат€жени€ ремн€ после установки желательно производить с помощью спецприспособлени€ VW 210.

ѕосле установки ремн€ регулируетс€ угол опережени€ впрыска с помощью индикатора приспособлени€ 2066(рис. Ђвї). Ќужное значение момента начала подачи устанавливаетс€ поворотом “Ќ¬ƒ. ћы понимаем, что перечисление номеров приспособлений звучит не очень красиво, но по-иному тут нельз€. ≈сли не использовать набор этих несложных устройств, то невозможно точно установить момент начала подачи и обеспечить оптимальные т€говые и экономические характеристики автомобил€.

ѕри ремонте головки блока цилиндров после обрыва ремн€ рекомендуетс€ замен€ть весь комплект клапанов, так как нередко деформации их стержней после касани€ поршней остаютс€ вроде бы незначительными, но на высоких оборотах такой клапан Ђподкусываетї в направл€ющей втулке и получает удар поршнем уже со всеми вытекающими отсюда последстви€ми.

ѕризнаками приближающегос€ капремонта €вл€ютс€ затрудненный холодный пуск и возросший расход масла (более 1 л на 1000 км). ¬ этом случае следует замерить компрессию на холодном двигателе, котора€ должна быть не ниже 25 атм у вихрекамерных дизелей VW и не ниже 19-20 атм у дизелей с непосредственным впрыском (при разбросе не более 5 атм в разных цилиндрах).

»справный двигатель может плохо заводитьс€ и неустойчиво работать на прогреве из-за неисправностей системы предпускового подогрева. “огда следует проверить наличие напр€жени€ на свечах, и, если оно есть, отсоединить общую шину, прозвонить тестером каждую свечу по отдельности. ѕерегоревшие свечи обычно имеют обрыв. ≈сли свеча имеет оплавленный электрод, то причиной этого €вл€етс€ неисправна€ форсунка.

 огда на свечи не подаетс€ напр€жение, то нужно проверить реле управлени€ свечами и цепи его питани€. „асто оказываетс€ перегоревшей плавка€ вставка Ч предохранитель свечей на 50ј.

“опливна€ аппаратура четырехцилиндровых двигателей достаточно проста в эксплуатации и регулировках, но все же требует дл€ обслуживани€ специальных приборов и стендов.

ѕри сн€тии и замене форсунки необходимо каждый раз устанавливать новые теплоизолирующие шайбы между форсунками и головкой цилиндров. ≈сли этого не сделать, то распылитель быстро выйдет из стро€ от перегрева.

Ќеисправный распылитель обычно издает характерный стук на работающем моторе, хот€ возможны и другие про€влени€ неисправности. “ак, в случае естественного износа игл распылителей снижаетс€ давление открыти€ форсунок. —тановитс€ нечеткой отсечка при завершении впрыска, что про€вл€етс€ черным дымом на Ђпрогазовкахї и под нагрузкой при одновременном росте расхода топлива. ћен€ть в этом случае рекомендуетс€ весь комплект распылителей, об€зательно регулиру€ на стенде заданное давление открыти€.

Ќа двигател€х выпуска после 1986 г. выполнен подогрев топливного фильтра с помощью трубопровода Ђобраткиї, проход€щего через фильтр. „ерез пластмассовый штуцер креплени€ этого трубопровода нередко возникает подсос воздуха, сопровождающийс€ по€влением резких стуков и едкого сизого дыма. ќбнаружить подсос воздуха поможет прозрачный топливопровод от фильтра к входному штуцеру “Ќ¬ƒ.

Ќасосы высокого давлени€ на четырехцилиндровых моторах устанавливались типа VE фирмы Bosch и крайне редко CAV Lucas. Ќа “Ќ¬ƒ этого типа часто наблюдаетс€ выход из стро€ насоса низкого давлени€ (подкачивающего). ѕри этом двигатель самопроизвольно глохнет, не развивает полной мощности, обороты плавают. Ётот дефект обычно св€зан с попаданием воды и гр€зи в топливо, что вызывает износ деталей или их коррозию в случае длительной сто€нки автомобил€.

ƒруга€ распространенна€ неисправность Ч износ кулачковой шайбы и роликов. ѕризнаками этого €вл€ютс€ самопроизвольное изменение момента начала подачи топлива и по€вление мелкой металлической пыли в насосе, Ч ее хорошо видно, если сн€ть отсечной клапан. –емонт насоса при этих неисправност€х возможен только в услови€х специализированной мастерской.

ѕри обычной эксплуатации иногда требуетс€ регулировка оборотов холостого хода и режима увеличени€ числа оборотов холодного запуска. ѕри отсутствии стенда дл€ проверки “Ќ¬ƒ возможна также груба€ регулировка величины подачи с помощью дымомера в режиме измерени€ пикового значени€ дымности. ¬ этом случае двигатель регулируетс€ по границе дымности, почти совпадающей на вихрекамерных моторах с их внешней характеристикой (по максимальному крут€щему моменту).  стати, во всех случа€х ремонта топливной аппаратуры из-за попадани€ воды следует сменить топливный фильтр и тщательно промыть бак.

ѕ€тицилиндровые вихрекамерные дизели серии CN, DE, NC объемом 2.0 л устанавливались только на автомобили Audi-100 до 1990 г.; двигатели AAS и AAB объемом 2.4 л по конструкции практически идентичны, но первый ставилс€ на Audi-100 91-94 гг., а второй Ч на VW “4. ћногие детали дизелей 2.0 л унифицированы с детал€ми дизелей семейства 1.6 л, а дизелей 2.4 л Ч с детал€ми моторов 1’ и 1Y объемом 1.9 л.

ƒл€ привода √–ћ и “Ќ¬ƒ у рассматриваемых моторов примен€ютс€ раздельные ремни.

ѕериодичность замены ремн€ √–ћ така€ же, как у четырехцилиндровых двигателей Ч 60 тыс. км. ѕри этом следует обращать внимание на состо€ние подшипников вод€ного насоса, а при малейшем сомнении вод€ной насос нужно мен€ть. “о же относитс€ и к промежуточному ролику.

”становка ремн€ производитс€ при сн€той шестерне привода “Ќ¬ƒ с помощью приспособлени€ 2065ј и затруднений обычно не вызывает. Ўестерню привода распредвала, имеющую коническую посадку, следует сперва ослабить, а затем, после установки фаз, зафиксировать в новом положении. ќкончательно нат€жение ремн€ следует проверить приспособлением VW210.

ѕри установке ремн€ “Ќ¬ƒ используетс€ приспособление 2064. Ќат€жение регулируетс€ перемещением крепежной плиты “Ќ¬ƒ вверх или вниз. ѕосле установки ремн€ производитс€ окончательна€ регулировка начала подачи с помощью индикаторного приспособлени€ 2066.

“опливна€ аппаратура п€тицилиндровых двигателей производства Bosch не имеет принципиальных отличий от аппаратуры четырехцилиндровых, и ей свойственны те же самые дефекты.  роме того, нужно отметить, что у насосов двигателей јј¬ на “4 нагружение рычага управлени€ таково, что у него чаще других возникает течь топлива из-под штока рычага вследствие износа резинового уплотнительного кольца и втулки.  ак показывает практика, мен€ть только кольцо, не мен€€ втулки, бесполезно, так как течь возобновитс€ очень быстро. ¬ некоторых случа€х приходитс€ мен€ть даже рычаг, имеющий односторонний износ.

Ўестицилиндровые двигатели объемом 2.4 л серий D24, DV, DW (атмосферные и с турбонаддувом) примен€ютс€ на грузовых LT 28, 35 и легковых Volvo. ќни идентичны по конструкции, но имеют некоторую разницу, св€занную с наличием или отсутствием наддува, компоновочными соображени€ми и годами выпуска. ¬ то же врем€ некоторые детали, несмотр€ на внешнее сходство, невзаимозамен€емы, поэтому надо быть внимательным при покупке запчастей, особенно бывших в употреблении.

ѕривод газораспределительного механизма и “Ќ¬ƒ у двигателей этой серии такой же, как у п€тицилиндровых.   срокам замены ремн€ √–ћ тут надо относитьс€ особенно пунктуально, так как при его обрыве, помимо повреждени€ клапанов, почти всегда ломаетс€ распределительный вал и довольно часто Ч одна из его крышек креплени€, что автоматически влечет за собой сложный ремонт постелей распредвала в головке блока или даже ее . Ќо в целом шестицилиндровые двигатели VW можно отнести к наиболее надежным и долговечным из дизельных моторов этой фирмы. »х фактический межремонтный ресурс редко бывает меньше 250 тыс. км.

— 1991 года на автомобили Audi-100 стали устанавливать п€тицилиндровые турбодизели с непосредственным впрыском топлива ј¬– и јј“ объемом 2.5 л, а на Audi-80 Ч четырехцилиндровые 1Z объемом 1.9 л. — 1993 г. двигатель 1Z по€вилс€ и на автомобил€х VW Golf, Vento, Passat. ¬ дальнейшем эти моторы были модифицированы и получили индексы AEL (2.5 л) и AHU (1.9 л). — 1995 г. по€вилась безнаддувна€ верси€ мотора 1.9 л Ч AEY, а двигатель 2.5 л с индексом D5252T стал с 1996 г. ставитьс€ на Volvo 850 (S70).

ƒвигатели этой группы €вл€ютс€ непревзойденными лидерами в своем классе по топливной экономичности и обладают отменными т€говыми характеристиками. ѕо конструкции силового агрегата они Ч пр€мые потомки четырех- и п€тицилиндровых вихрекамерных моторов VW с учетом, естественно, серьезных различий в конструкции поршней и головок блоков. Ќаибольшее отличие у них в системе впрыска и управлени€ двигателем. Ёти моторы имеют “Ќ¬ƒ с электронным управлением, то есть полностью отсутствует механическа€ св€зь между педалью газа и двигателем. —игналы, формирующие количество подачи и момент начала впрыска, рассчитываютс€ микропроцессором по сигналам датчиков оборотов, температуры, давлени€ наддува, положени€ педали газа и других.

‘орсунки тоже отличаютс€ по конструкции: на вихрекамерных моторах они со штифтовым распылителем, а на новых двигател€х Ч многоструйные. –аспылители этих форсунок не поставл€ютс€ в запасные части, и в случае неисправности форсунка замен€етс€ целиком. Ёто дорого, и утешает только то, что мен€ть их приходитс€ гораздо реже, чем на вихрекамерных моторах. —истема управлени€ двигателем достаточно надежна, отказы электроники редки и чаще всего св€заны с окислением контактов в разъемах. ћеханическа€ часть электронного “Ќ¬ƒ страдает по-прежнему от попадани€ воды и гр€зи, хот€ какие тут могут быть претензии к производителю?

ƒиагностика двигател€ и топливной аппаратуры, в отличие от моторов предыдущего поколени€, невозможна в услови€х неспециализированной мастерской, не имеющей сканера дл€ считывани€ кодов неисправностей (VAG1551) и электронной приставки Bosch дл€ регулировки “Ќ¬ƒ на стенде.

«амена ремн€ √–ћ на этих моторах проводитс€ с той же периодичностью, как и на других моторах VW Ч через 60 тыс. км. “ехнологи€ замены аналогична рассмотренной ранее. ≈динственное отличие в том, что на п€тицилиндровых двигател€х нат€жение ремн€ осуществл€етс€ роликом, а не помпой, что упрощает замену.

» в заключение следует отметить некоторые общие правила, которые необходимо соблюдать при проведении капитального и среднего ремонта дизельных двигателей VW:

Ч прокладки головки блока поставл€ютс€ в запасные части трех толщин. “олщина прокладки определ€етс€ по выступанию поршней в положении ¬ћ“ над плоскостью блока цилиндров. ≈сли нет прокладки нужной толщины, можно смело ставить более толстую. «амена же на более тонкую, чем полагаетс€, недопустима;

Ч шлифовка или фрезеровка плоскости блока на дизельных двигател€х VW не допускаетс€;

Ч у дизелей VW на блоке отсутствуют центрирующие втулки, поэтому дл€ правильной установки прокладки и головки следует пользоватьс€ ложными втулками 3070, иначе неизбежен перекос головки;

Ч в головке блока цилиндров допускаютс€ трещины между седлами клапанов, но шириной не более 0,5 мм;

Ч предельно допустимый износ блока цилиндров дл€ всех моторов Ч 0,10 мм, предельна€ эллипсность и конусность Ч 0,05 мм. ≈сли износ превышает указанные значени€ Ч расточка блока об€зательна;

Ч при проведении капитального ремонта дизельных двигателей VW рекомендуетс€ производить замену маслонасоса. ќсобенно это касаетс€ четырехцилиндровых двигателей;

Ч втулки промежуточного вала четырехцилиндровых двигателей требуют об€зательного контрол€, а при их замене необходимо провер€ть размеры посадочных мест;

Ч на четырехцилиндровых моторах нередки случаи сползани€ ремн€ √–ћ из-за износа опорных втулок вала “Ќ¬ƒ. ѕомимо естественного износа это вызываетс€ работой двигател€ с перет€нутым ремнем.

“аблица определени€ толщины прокладки

“олщина
¬ыступание поршней над блоком
¬ихрекамерные
— непосредственным впрыском
1Z, AHV
ABP, AAT, AEL
1
0,66-0,80
0,91-1,00
0,76-1,01
2
0,81-0,90
1,01-1,10
1,02-1,05
3
0,91-1,02
1,11-1,20
1,06-1,13

ƒругие наши статьи...



ќплавление свечи накаливани€ обычно €вл€етс€ следствием неисправности форсунки.




—тенд дл€ проверки форсунок Ч об€зательный атрибут —“ќ, специализирующейс€ на ремонте дизелей.




Ѕез специального стенда ремонт топливных насосов высокого давлени€ невозможен.




‘орсунки дизелей VW последнего поколени€ (слева) существенно отличаютс€ от форсунок, устанавливавшихс€ на двигател€х прошлых лет (справа).





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены