ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

’олодна€ Ђголоваї и пламенное Ђсердцеї


јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук

—казать, что неполадки в работе системы охлаждени€ ведут к непри€тност€м - значит, ничего не сказать. «начительна€ часть серьезных неисправностей двигателей, попадающих на —“ќ, св€зана со сбо€ми в работе именно этой системы. ћы уже рассказывали об опасных последстви€х перегрева деталей двигател€ (є 4/1999). —егодн€ речь пойдет о причинах этого €влени€. “очнее - о практической стороне дела: как вы€вить и устранить дефекты в системе охлаждени€.

ƒо боли знакома€ картина: автомобиль на дороге, капот открыт, клубы пара. ≈сли до этого еще не дошло, а стрелка термометра упр€мо стоит в красной зоне, то радости тоже мало - перегрев. ѕричина? “ермостат или датчик включени€ вентил€тора. ј может, и прокладка головки прогорела. Ћюбой механик сходу назовет дес€ток причин перегрева двигател€ и столько же вариантов того, что и как мен€ть. ќднако не все так просто, как кажетс€ на первый взгл€д.

Ќа практике известно немало случаев, которые не укладываютс€ в традиционные схемы. ¬споминаетс€ такой эпизод с автомобилем Ford Scorpio: после посещени€ сервисов, где, казалось бы, уже сделали все, да не по одному разу (включа€ опрессовку головки блока цилиндров и замену прокладки головки), дефект в системе охлаждени€ как был, так и осталс€ - антифриз по-прежнему перемешивалс€ с маслом. ¬иновником в конечном счете оказалс€ не термостат, не датчик, не прокладки и не трещина в головке, а охладитель масла, установленный на блоке цилиндров. јвтомобиль более 10 лет эксплуатировалс€, м€гко говор€, не очень аккуратно, преимущественно на воде вместо антифриза. ќхладитель масла в результате прогнил изнутри, и потоки масла и антифриза, идущие через него, просто не могли не перемешиватьс€. ¬ результате копеечна€ работа по устранению дефекта (охладитель можно не мен€ть, а просто Ђубратьї, закольцевав соответствующие шланги) превратилась в глобальную проблему, с которой не справились на двух (!) —“ќ.

»ли такой случай: автомобиль Ford Mondeo Ђстрадалї хроническим перегревом двигател€. ѕосле огромного комплекса проведенных работ, включа€ замену термостата и прокладки головки, а также промывку радиатора, ничего не изменилось. ¬ конечном счете, причина была найдена - виновником оказалс€ электродвигатель вентил€тора, дефект которого не позвол€л крыльчатке вращатьс€ с необходимой скоростью. ≈стественно, охлаждение радиатора было недостаточным.

—писок можно продолжить. Ќо и так €сно, что перегрев двигател€, а тем более устранение причин его вызывающих - дело непростое. ћожно даже сказать, тонкое. ј потому, чтобы не совершать ошибок и не делать лишней работы, сначала надо подумать. »наче в тонкост€х причин перегрева не разобратьс€.

ѕричина или следствие?

»так, перегрев. ј что это? ¬едь не секрет, что некоторые считают перегревом двигател€ даже незначительное отклонение стрелки указател€ температуры от ее среднего значени€. ѕоэтому, очевидно, прежде чем что-либо диагностировать и тем более рекомендовать, желательно вначале определить, с чем имеем дело.

ѕо нашему мнению, перегрев двигател€ - это температурный режим его работы, характеризуемый закипанием охлаждающей жидкости. ј вот причины этого €влени€ различны и довольно многочисленны. »х можно разбить на несколько групп, которые мы и рассмотрим.

Ќеисправности или дефекты компонентов системы охлаждени€. Ёта группа неисправностей, которые можно условно назвать первичными, т.е. непосредственно вызывающими отклонени€ в работе системы охлаждени€ или выход ее из стро€. —юда относ€тс€ неисправности термостата, вентил€тора, его в€зкостной муфты или температурных датчиков, а также блока управлени€ двигателем, если в его функции входит и управление вентил€тором. ѕричинами неисправностей системы охлаждени€ легко могут стать дефекты помпы (проворачивание крыльчатки на валу или коррози€ крыльчатки и корпуса), пробки радиатора или расширительного бачка, загр€знение радиатора снаружи или изнутри, негерметичность шлангов и других узлов.

Ёти неисправности обычно мало завис€т от условий эксплуатации автомобил€, за исключением наиболее грубых нарушений, к примеру, использовани€ некачественной охлаждающей жидкости.

Ќеисправности системы охлаждени€ вследствие некачественного ремонта, очевидно, привнесены извне. ќтметим здесь различные повреждени€ (риски, забоины) привалочных плоскостей головки и блока цилиндров, прокладки √Ѕ÷. —юда же можно отнести деформацию плоскости головки, не устраненную при ремонте (к примеру, со старой прокладкой герметичность стыка еще сохран€лась, в то врем€ как с новой прокладкой нарушилась). Ёта группа неисправностей тесно св€зана с группой вторичных неисправностей, по крайней мере, эти группы имеют сходные внешние признаки про€влени€.

¬торичные неисправности в двигателе - это уже последстви€ его перегрева, эксплуатации двигател€ при повышенной температуре. –ечь идет о таких неисправност€х, как прогар прокладки √Ѕ÷, деформаци€ плоскости головки, прогар стенок головки и цилиндра, образование трещин в стенках камеры сгорани€ и цилиндра, деформаци€ и задиры поршней и поршневых колец.  ак правило, эти неисправности не по€вл€ютс€ сами по себе, а вызваны сравнительно длительным и чрезмерным тепловым воздействием на детали и узлы двигател€. ’от€ нельз€ забывать и о том, что из каждого правила есть исключени€.

»так, все основные Ђвиновникиї неисправности системы охлаждени€ двигател€ и его перегрева установлены. ј как определить на практике, что вышел из стро€ именно этот компонент, а не другой? ƒл€ этого, очевидно, надо знать внешние про€влени€ той или иной неисправности.

 ак про€вл€ютс€ неисправности?

ѕыта€сь разобратьс€, что дл€ системы охлаждени€ €вл€етс€ нормой, а что нет, необходимо хорошо представл€ть устройство и работу не только системы охлаждени€, но и всего двигател€ в целом. ќ том, что в системе охлаждени€ по€вились проблемы, свидетельствуют более 20-ти признаков, - это затрудн€ет однозначное установление истинной причины неисправности. „то же будем провер€ть? ¬се по пор€дку.

“емпература нижнего патрубка радиатора провер€етс€ очень просто - на ощупь. Ётот патрубок должен быть почти таким же гор€чим, как и верхний. ќбратное свидетельствует о недостаточной прокачке антифриза через радиатор.

–абота вентил€тора характеризуетс€ не только его включением и выключением, но и напором воздуха. ¬ажна и температура прокачиваемого вентил€тором воздуха - прохладный воздух косвенно указывает на недостаточно гор€чий радиатор.

–абота отопител€ нарушаетс€ при попадании в систему воздуха или выхлопных газов. “акое случаетс€ не только при утечке антифриза, но и при дефектах двигател€ (к примеру, трещина в головке блока или прогоревша€ прокладка √Ѕ÷).

ƒавление в системе охлаждени€ - еще один очень важный параметр. ƒавление должно очень медленно (в течение10-15 мин) возрастать при прогреве двигател€ и так же медленно снижатьс€ после его выключени€. ќтклонени€ от этого - свидетельства неисправности в системе охлаждени€.

¬еличина давлени€ в верхнем патрубке радиатора может помочь установить причину некоторых неисправностей. “ак, например, при прогреве, когда общее давление в системе еще невелико, резкое повышение давлени€ в патрубке при увеличении числа оборотов двигател€ может свидетельствовать о внутреннем загр€знении радиатора.

–абоча€ температура в системе - один из самых важных индикаторов ее Ђздоровь€ї. “емпература может не только Ђзашкаливатьї, но и просто быть выше или ниже обычного уровн€. ¬ажно также вли€ние скорости автомобил€ - растет или падает температура при движении. »ногда отправным моментом дл€ точного определени€ причины неисправности может стать врем€ выхода температуры на рабочий уровень - чрезмерно быстрый прогрев, равно как и чрезмерно медленный может указать на неисправность в системе.

„резмерно высока€ температура (перегрев) также может про€вл€тьс€ по-разному. ќтметим, что перегрев может происходить как на одном режиме работы (на холостом ходу, на Ђместеї на высоких оборотах, при движении на высоких скорост€х), так и сразу на нескольких режимах, что указывает на совершенно разные неисправности.

–асширительный бачок системы охлаждени€ - удобный индикатор ее состо€ни€. ѕузырение жидкости, запах выхлопных газов или бензина, пленка масла или эмульси€ на поверхности антифриза в бачке - признаки очень серьезных неисправностей двигател€, причем весьма различных.

Ёмульси€ в системе вентил€ции и смазки всегда по€вл€етс€ при попадании антифриза в масло. ћасло при этом мутнеет и становитс€ непрозрачным, а на крышке маслозаливной горловины по€вл€етс€ характерна€ пена. ѕоследн€€, правда, требует к себе критического отношени€ - при отсутствии расхода антифриза образование пены может быть св€зано с плохой работой системы вентил€ции, особенно в холодное врем€ года.

–асход охлаждающей жидкости в нормально работающей системе охлаждени€ не предусмотрен. ѕоэтому снижение уровн€ жидкости - признак неисправности. ¬есь вопрос лишь в том, куда Ђуходитї жидкость: вытекает наружу, попадает в масло или в цилиндры?

’арактер работы двигател€, особенно, на холостом ходу, нередко может указывать на наличие неисправностей в системе охлаждени€. ѕопадание антифриза в цилиндр или, напротив, выхлопных газов из цилиндра в рубашку охлаждени€, как правило, ведут к неустойчивой работе двигател€ на холостом ходу и даже отключению отдельных цилиндров.

¬ некоторых наиболее т€желых случа€х при перегреве деформируютс€ поршни, возникают задиры на их юбках, поршневых кольцах и стенках цилиндров. ѕри этом двигатель начинает стучать, в первую очередь, в холодном состо€нии, резко увеличиваетс€ расход масла, по€вл€етс€ характерный синий дым выхлопа. ќднако указанные €влени€ нельз€ считать исключительно признаками неисправности системы охлаждени€ - это могут быть неисправности самого двигател€, возникшие ранее.

÷вет выхлопных газов в случае негерметичности цилиндра становитс€ густо-белым или сине-белым. Ёто важный признак по€влени€ вышеназванного дефекта, который следует отличать от конденсации вод€ного пара при высокой влажности и низкой температуре воздуха.

»так, мы рассмотрели, основные причины неисправностей системы охлаждени€ и внешние признаки их про€влени€. “еперь осталось все это соединить воедино, чтобы пон€ть, ...

 ак найти причину неисправности?

¬се описанные причины и признаки неисправностей мы свели в таблицу, по которой можно определить, чем вызван и как про€вл€етс€ тот или иной дефект в системе охлаждени€. ѕолученна€ таблица - это фактически ключ или алгоритм, по которому любой профессионал работает с системой охлаждени€.

  сожалению, записать такой алгоритм оказалось делом непростым, в результате чего таблица получилась довольно громоздкой. Ќо приобрести профессиональный опыт вообще не просто, поэтому врем€, потраченное на изучение наших данных, нельз€ расценивать как потер€нное напрасно. Ёто относитс€ не только к диагностике системы охлаждени€, но и к способам устранени€ неисправностей в ней, о чем мы будем рассказывать в следующей статье.

“аблица неисправностей системы охлаждени€ и признаков их внешнего про€влени€
ѕричина неисправности
Ќегерме тичность системы, течь антифриза 
“ермостат не открыва етс€ 
“ермостат посто€нно открыт 
Ќеисправен вентил€тор, муфта или датчик температуры 
ѕровора чивание крыльчатки помпы на валу, коррози€ крыльчатки и корпуса 
«агр€з нение радиатора снаружи 
«агр€з нение радиатора изнутри 
Ќегерме тичность клапана пробки радиатора 
Ќегерме тичность охладител€ масла 
Ќезначи тельна€ негерме тичность прокладки √Ѕ÷, микро трещина в стенке камеры сгорани€ 
ѕрогар прокладки √Ѕ÷, микро трещина в камере сгорани€ 
“рещина в рубашке охлажде ни€ √Ѕ÷
“рещина в стенке цилиндра
Ќегерме тичность прокладки впускного коллектора
¬нешние признаки неисправности
Ѕелый дым из выхлопной трубы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ƒвигатель Ђтроитї, системы топливоподачи и зажигани€ в норме
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ёмульси€ в масле или на пробке маслозаливной горловины
 
 
 
 
 
 
 
 
ѕленка масла или эмульси€ в расширительном бачке
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«апах бензина и выхлопных газов в расширительном бачке
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ипение при движении под нагрузкой
 
 
 
 
 
 
 ипение при работе на месте на высоких оборотах
 
 
 
 
 
 
 ипение при работе на холостом ходу
 
 
 
 
 
 
“емпература в системе выше нормы
 
 
 
“емпература в системе ниже нормы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
“емпература в системе при движении возрастает
 
 
 
 
 
 
 
 
“емпература в системе при движении падает
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ƒвигатель долго прогреваетс€  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ƒавление в верхнем патрубке радиатора увеличиваетс€ с повышением оборотов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ƒавление сразу увеличиваетс€ и быстро падает после выключени€ двигател€ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ƒавление в системе отсутствует
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ипение и выброс жидкости в расширительный бачок, но только после выключени€ двигател€  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ипение и выброс жидкости в расширительный бачок 
 
 
 
 
 
Ќе работает отопитель  
 
 
 
 
 
 
 
 
¬ентил€тор не включаетс€  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
¬оздух после вентил€тора недостаточно гор€чий  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ћалый напор воздуха от вентил€тора 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ќижний патрубок радиатора холодный  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
–асход антифриза  
 
- возможно отклонение от нормы - €вно выраженное отклонение от нормы

фото фото

“ипичные последстви€ перегрева двигател€: а) прогар прокладки √Ѕ÷; б) задиры на поршне и поршневых кольцах


ƒругие наши статьи...




—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены