ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

ѕќ„≈ћ” ѕ–ќ√ќ–≈Ћј ѕ–ќ Ћјƒ ј


јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук

“ребовани€ и к материалам прокладок, и к технологи€м их производства весьма высоки и повышаютс€ вместе с ростом мощности двигателей.

—уть всех встречающихс€ на практике дефектов прокладок - в самой схеме уплотнени€ стыка блока с головкой цилиндров. ƒействительно, прокладка должна обеспечить одновременно уплотнение газовое (полость цилиндра), вод€ное (каналы системы охлаждени€) и масл€ное (каналы масл€ной системы). Ѕлизкое расположение этих каналов и полостей друг к другу, очевидно, может привести к внутренней негерметичности. Ќо и внешн€€ негерметичность тоже не подарок.

ѕрокладка √Ѕ÷ может потер€ть герметичность по многим причинам. Ќо главными все-таки остаютс€ нарушени€ правил эксплуатации, технологии обслуживани€ и ремонта автомобил€. Ќе менее важно отметить, что внешние про€влени€ неисправности прокладки √Ѕ÷ тоже весьма разнообразны. ћожно даже сказать, что один отдельно вз€тый симптом редко по€вл€етс€ независимо от другого. Ќо, вз€тые вместе, они позвол€ют провести диагностику и достаточно точно установить причину неисправности.

–азумеетс€, дл€ правильной диагностики необходимы опыт и знание двигател€, включа€ конструкцию и рабочие процессы, происход€щие внутри него. » тогда по обнаруженным следам масла или охлаждающей жидкости, изменению цвета жидкостей или деталей, по отложени€м нагара, следам обжати€, обгорани€ или эрозии на поверхности деталей будет установлена истина.

ƒефекты прокладок после длительной эксплуатации автомобил€ чаще всего св€заны с воврем€ не замеченными и не устраненными неисправност€ми системы охлаждени€, реже - с нарушени€ми процесса сгорани€ (детонаци€, калильное зажигание). Ќапротив, после ремонта двигател€ по статистике в более чем 80% случаев прокладка повреждаетс€ из-за неправильной зат€жки болтов (в том числе из-за несоблюдени€ момента и пор€дка зат€жки).

ѕерегрев - одна из основных причин повреждени€ прокладок. ƒа и не только их: при перегреве часто деформируетс€ плоскость головки, а иногда и блока цилиндров.

Ќо в первую очередь страдает, конечно, головка блока. ѕомимо локального перегрева отдельных участков камер сгорани€, вызывающего по€вление трещин, общий нагрев головки ведет к увеличению усили€ обжати€ прокладки, поскольку алюминиевый сплав головки расшир€етс€ больше, чем сталь болтов. ѕосле охлаждени€ сдавленна€ прокладка может уже не обеспечить герметичность там, где удельное давление (усилие, отнесенное к площади поверхности) оказалось слишком низким. ‘актически при перегреве происходит своего рода Ђотвердеваниеї поверхностных слоев прокладки, вследствие чего она тер€ет эластичность и уже не может обеспечить уплотнение соединени€ головки с блоком цилиндров по всей плоскости.

ќбнаружить причину, т.е. установить, что прокладка "потекла" из-за перегрева двигател€, можно при ее осмотре. ќбычно в подобных случа€х поверхность прокладки становитс€ твердой, а в отдельных местах вблизи камер сгорани€ - обугленной.

–емонт в данном случае редко ограничиваетс€ только заменой прокладки. ѕомимо обработки плоскости головки будет совсем не лишним найти причину перегрева в системе охлаждени€ - возможно, имеетс€ неисправность термостата, вентил€тора или просто течь шлангов (см. "јЅ—-авто", є 4, 1999).

Ќо, допустим, двигатель был сильно перегрет, а прокладка вроде бы усто€ла. ¬ подобных ситуаци€х два выхода: либо испытывать судьбу, ожида€, когда по€витс€ течь (а так оно, скорее всего, и будет), или все-таки сразу заменить прокладку. ¬торое решение будет более удачным: ведь, как ни крути, а запланированный ремонт лучше неожиданной поломки в дороге.

≈сли прокладка не обжата как следует, то она точно "потечет". ќбычно такое бывает, когда болты головки не зат€нуты должным образом. Ќо подобные ошибки сегодн€ - скорее исключение, чем правило: необходима€ информаци€ есть теперь на любой —“ќ. ƒругое дело, когда все зат€нуто правильно, а прокладка не обжалась. ¬ чем дело?

ѕричины обычно кроютс€ в нарушени€х элементарных ремонтных технологий. Ќапример, в руководствах по ремонту пишут, что резьбовую часть болтов перед зат€жкой надо смазать маслом.

ј если не смазать? “огда момент зат€жки почти весь уйдет на преодоление сил трени€ в резьбе, а вовсе не на прижатие головки к блоку.

ћожет, это одна из причин того, что на некоторых современных двигател€х резьбова€ часть болтов имеет покрытие? “акие болты смазывать не надо. ј если серьезно, то "тверда€" смазка гораздо более эффективна и значительно улучшает работу болтов (напомним, что у обычных болтов только 20-25% момента непосредственно преобразуетс€ в усилие зат€жки).

≈ще хуже, когда болты слишком обильно облиты маслом. ¬ данном случае известное правило "кашу маслом не испортишь" не сработает: масло несжимаемо, заполнив резьбовое отверстие, оно просто не пустит болт дальше. » хорошо еще, если блок не треснет по резьбовым отверсти€м.

Ќа современных двигател€х часто примен€ют болты, работающие на пределе текучести. ѕосле однократного использовани€ их полагаетс€ мен€ть на новые, поскольку они могут недопустимо выт€гиватьс€.

“о, что прокладка не была обжата должным образом, легко обнаружить при ее осмотре. „асто на ней вообще практически нет следов обжати€, а толщина осталась такой же, как у новой прокладки. ¬ подобных случа€х течь по€вл€етс€ в первые же часы работы двигател€, что и указывает на истинную причину неисправности.

ѕрофилактика здесь проста: надо точно выполн€ть все рекомендации производителей по моменту, пор€дку зат€жки и замене болтов, а также их смазке перед сборкой.

»звестно, что в зависимости от материала и конструкции прокладки могут "слабнуть" под действием температуры и вибраций. » если после некоторого времени работы двигател€ не провести повторной зат€жки болтов, удельное давление в стыке головки с блоком может недопустимо снизитьс€, после чего прокладка "потечет".

ѕовторную зат€жку требуют не все двигатели и не все прокладки. Ќо когда такие рекомендации дает производитель двигател€, выполн€ть их надо неукоснительно. ≈сли это не сделать, течь по€витс€ через несколько тыс€ч километров пробега автомобил€, что пр€мо укажет на причину такой неисправности.

  нарушени€м процесса горени€ в двигателе относ€т детонацию и калильное зажигание. Ќе вдава€сь в их природу (это тема отдельного разговора), укажем, что эти €влени€ вызывают значительный рост температуры на отдельных участках камеры сгорани€. „резмерное давление в цилиндре, возникающее из-за преждевременного воспламенени€ топливной смеси, резко увеличивает нагрузки на головку блока, "раст€гива€" болты и уменьша€ тем самым усилие сжати€ прокладки. ј ударные волны детонации "стучат" не только по ушам водител€, но и по окантовке прокладки √Ѕ÷.

“о, что именно нарушение процесса сгорани€ €вилось причиной повреждени€ прокладки, часто удаетс€ установить по ее виду. ¬ подобных случа€х она нередко прогорает между цилиндрами. ѕрогар по окантовке часто сопровождаетс€ эрозией поверхности головки блока и самой окантовки вблизи повреждени€. »зменение цвета материала прокладки возле окантовки также может свидетельствовать о высокой температуре в камере сгорани€.

”странить причины, вызвавшие повреждение прокладки, нетрудно. ƒостаточно установить правильный угол опережени€ зажигани€, поставить требуемые дл€ данного двигател€ свечи и залить в бак бензин с соответствующим октановым числом. ѕравда, в некоторых случа€х этого может оказатьс€ недостаточно.

ћеханические проблемы.  ак известно, прокладка √Ѕ÷ - весьма деликатна€ деталь, легко повреждаема€ при неаккуратном обращении. ≈сли она имеет €вные дефекты, то ставить ее либо опасно, либо просто бессмысленно - все равно рано или поздно "потечет".

“о же самое относитс€ и к попыткам повторно использовать старую прокладку. ≈е материал уже обжат и никогда не обеспечит надежного уплотнени€. ћожет быть, на несколько тыс€ч километров ее и хватит, но это можно рассматривать только как временный выход из положени€. »ногда прогар прокладки происходит из-за попадани€ между ней и уплотн€емой поверхностью инородных материалов. “акое вполне может случитьс€, если не очистить плоскости головки и блока от остатков старой прокладки перед установкой новой.

 стати, то же самое получитс€, если плоскости окажутс€ деформированными - в местах "провалов" удельное давление будет недопустимо низким, и в конце концов уплотнение нарушитс€. ѕоэтому перед установкой прокладки проверка плоскостей головки и блока об€зательна (см. "јЅ—-авто", є 4, 1998).

ѕон€тно, что деформированную плоскость надо обработать, т.е. выровн€ть. ¬ одних мастерских головки фрезеруют, в других - шлифуют, а в третьих - притирают на плите с абразивной пастой. ј какой способ лучше?

ƒавайте разберемс€ вместе. ≈сли поверхность слишком груба€, то не исключено просачивание рабочих жидкостей и газов. Ќапротив, если поверхность чрезмерно гладка€, то возможно скольжение прокладки между уплотн€емыми детал€ми и в конечном счете потер€ герметичности. ѕоэтому при обработке поверхностей головки и блока не все средства хороши. ∆елательно обеспечить определенную оптимальную шероховатость, котора€ в основном зависит от материалов уплотн€емых деталей (см. таблицу 2).  онечно, это общие рекомендации. Ќо ими вполне можно пользоватьс€, когда другие данные, например, от производител€ двигател€, отсутствуют.

ƒругие наши статьи...


ѕрогар прокладки из-за нарушени€ процесса сгорани€:
фото
- по перемычке между цилиндрами;
фото
- в рубашку охлаждени€ (видны следы эрозии окантовки).
ƒефекты прокладок, ведущие к потере герметичности:
фото
- из-за попадани€ инородных материалов между уплотн€емыми поверхност€ми;
фото
- из-за неаккуратной работы с прокладкой.


—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены