ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

ћороз и солнце - день чудесный... (часть 2)


јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук

ћы рассказали о том, какие трудности могут ждать водител€ при запуске двигател€ на сильном морозе. ј теперь вопрос чисто практический: что же все-таки делать, чтобы двигатель запустилс€?

 акой двигатель легче запустить?

¬озьмем, к примеру, относительно новый двигатель. ƒл€ него характерны прежде всего малые зазоры во всех трущихс€ парах. Ёти зазоры перед первым пуском плотно заполнены маслом. » не жидким, разогретым, а холодным, густым.

—тронуть коленвал такого мотора с места - задача серьезна€, не каждый стартер справитс€. ј вот старый, уже хорошо походивший двигатель. «азоры повышены в некоторых соединени€х вдвое, а то и еще больше. ¬ таком случае сопротивление вращению коленвала оказываетс€ несколько меньше, и запустить двигатель легче.

Ќо сама€ больша€ разница в сопротивлении движению деталей у старого и нового двигател€ может оказатьс€ там, где стальные или чугунные детали работают по алюминию. Ќапример, в поршневой группе (сопр€жение "поршень - поршневой палец") и газораспределительном механизме (подшипники - опорные шейки распределительного вала).

јлюминиевый сплав имеет коэффициент температурного расширени€ примерно вдвое больший, чем сталь или чугун. — понижением температуры зазоры в указанных сопр€жени€х будут уменьшатьс€ в соответствии с простой формулой, позвол€ющей рассчитать размер детали L1 при температуре t, если при нормальной температуре 20о— он составл€л Lо:

L1= Lо [t+а(t -20о —)],

где а - коэффициент температурного расширени€ (дл€ стали а~10x10-6, дл€ алюмини€ - приблизительно вдвое больше).

Ёлементарный расчет показывает, что при снижении температуры с +20о— до -30о— в сопр€жении "палец-поршень" номинальный зазор в 0,01 мм (а именно такой зазор соответствует новому двигателю) станет близок к нулю. ј если температура упадет еще ниже? ѕрокрутить двигатель будет не только проблематично, но и опасно: известны случаи задиров и полного заклинивани€ пальца в отверстии поршн€ при запуске на сильном морозе.  стати, есть над чем задуматьс€ и механикам, которые при ремонте стрем€тс€ сделать все соединени€ в двигателе "поплотнее".

” старого мотора, очевидно, подобных проблем не будет. Ќо у него из-за износов деталей может оказатьс€ пониженной компресси€. ѕравда, в "гор€чем" состо€нии. ј что будет на морозе?

— одной стороны, густое масло - прекрасный уплотнительный материал. «начит, заметных утечек через зазоры в сопр€гаемых детал€х ÷ѕ√ не будет. ѕравда, только на самых первых оборотах коленвала. ƒальше, как мы уже рассказывали (см. "јЅ—-авто", є 1, 2000 г.), кольца снимут масло со стенок цилиндров, а что останетс€ - смоет топливо. Ќовых порций масла к цилиндрам не поступит - оно слишком густое, не разбрызгиваетс€, ведь скорость вращени€ коленвала мала.

» уплотнение цилиндров может нарушитьс€. ≈сли утечка смеси из цилиндра станет слишком большой - упадут давление и температура в конце сжати€, хуже станут услови€ воспламенени€ топлива. — другой стороны, такой двигатель из-за меньшей компрессии легче "раскрутить". ј чем больше скорость вращени€, тем меньше охлаждаетс€ воздух в цилиндре - не успевает, времени-то на это остаетс€ меньше. — утечками то же самое - чем быстрее вращаетс€ коленвал, тем меньше они вли€ют на процесс.

¬от и получаетс€, что хуже - совсем не значит плохо. ‘акторы, вли€ющие в разные стороны, могут уравновесить друг друга, и запуск не только не затруднитс€, но даже несколько улучшитс€. ќп€ть же - не всегда! явных дефектов цилиндропоршневой группы или газораспределительного механизма быть не должно, иначе, кроме ремонта, двигателю в зимнем запуске ничем не помочь.

ј уж дизель описанные выше процессы тем более не спасут - слишком велика у него степень сжати€, и любой, даже незначительный, дефект заметно снизит давление и температуру в цилиндре, дела€ тем самым запуск невозможным.

ј какое залито масло?

¬опрос совсем не лишний. „то вли€ет на сопротивление вращению коленвала больше всего? Ѕезусловно, это в€зкость масла. Ќапример, при температуре ниже -25о— летнее масло с индексом в€зкости Sј≈ 15W-40 может загустеть настолько, что просто перестанет течь. ѕрокрутить двигатель в таких услови€х - дело весьма непростое. Ќо даже если стартер справитс€ и двигатель запуститс€, хорошего мало. ” маслоприемника образуетс€ "воронка", в которую масло стекать не успевает, и подача его в двигатель нарушитс€ со всеми вытекающими последстви€ми. ¬плоть до задира в подшипниках и заклинивани€ коленчатого или распределительного валов.

¬ообще надо признать, что минеральные масла на хорошем морозе работают плохо. “ак, масло с в€зкостью Sј≈ 10W-40 рекомендуетс€ примен€ть примерно до -25о—, а Sј≈ 5W-30 - до -30о—, хот€ их низкотемпературные свойства все равно оставл€ют желать лучшего. ѕри более сильных морозах альтернативы синтетическому маслу нет: "синтетика" с в€зкостью по Sј≈ 0W-40 или 5W-50 заметно облегчает жизнь. ѕон€тно, такое масло - удовольствие не из дешевых.

Ќо мучить и двигатель, и себ€ в безуспешных попытках провернуть коленвал - в пр€мом смысле себе дороже.

„то еще может помешать запуску

«апуску в сильный мороз могут помешать совершенно неожиданные обсто€тельства. Ќапример, охранна€ система, которой оснащен автомобиль. ƒело в том, что некоторые сигнализации при сн€тии питани€ "запоминают" свое состо€ние и остаютс€ в нем при последующем включении. ƒругие же, напротив, все "забывают", а после подключени€ встают в режим охраны. » тогда происходит следующее.

¬ момент страгивани€ коленвала стартер берет на себ€ максимальный ток, какой может отдать аккумул€тор. Ќапр€жение в бортовой сети автомобил€ резко падает - до 8-10 ¬, а то и еще ниже.  ак только начинаетс€ вращение, напр€жение повышаетс€. Ќо охранна€ система воспринимает эти скачки, как разрыв и включение питани€. “ут же включаетс€ режим охраны со всем комплексом функций, - в том числе, блокировкой зажигани€.

«апустить двигатель с такой сигнализацией весьма проблематично. ¬елик риск, что при отсутствии в нужный момент зажигани€ свечи будут залиты топливом. “огда и повторна€ попытка запуска будет безуспешной, даже если напр€жение не упадет ниже порога срабатывани€ охранной системы. ¬ывод прост: если не хотите себе на морозе лишних проблем (а кто их хочет?), при установке сигнализации на автомобиль поинтересуйтесь, как она будет себ€ вести после отключени€ питани€.

»так, все проверено? ћожно приступать к запуску. ѕоворачиваем ключ в замке, один оборот, два, п€ть... ¬се равно не запускаетс€!  ак быть?

≈сли двигатель все-таки не пускаетс€

ƒаже если вы очень торопитесь, оснований дл€ паники еще нет. ѕомните: "—покойствие, только спокойствие"? » тогда, возможно, выход найдетс€. ¬от несколько советов на этот случай.

Ќе стоит крутить стартер, что называетс€, "до посинени€". ¬полне достаточно и двух-трех попыток по 5-6 оборотов кажда€. ѕрактика показывает, что если после этого двигатель не дал ни одной вспышки, то (при заведомо исправной системе питани€) скорее всего свечи залиты бензином.

 огда нет характерных вспышек, или они слабые и редкие, то в первую очередь следует вывернуть и проверить свечи. "—ухие" свечи говор€т о недостаточной подаче топлив. ¬ этом случае можно подать бензин во впускной коллектор принудительно (к примеру, с помощью шприца), но не больше 2-3 см3, чтобы не залить свечи и не устроить гидроудар в одном из цилиндров.

” старых автомобилей в системе впрыска иногда ставилась отдельна€ пускова€ форсунка: ее можно включить принудительно от аккумул€тора, соблюда€ те же меры предосторожности. ≈сли двигатель запуститс€ и заглохнет, диагноз о неисправности системы подачи подтвердитс€.

"ћокрые" свечи свидетельствуют либо о переобогащении смеси, либо о том, что свечи неисправны (неисправность может быть и в других элементах системы зажигани€). ѕроверьте искру. ≈сли искра есть (хот€ искра на воздухе совсем не означает, что она есть в цилиндре), то вполне подойдет такое решение: очистить свечи от нагара, продуть и нагреть. —ильный нагрев или, тем более, "прокаливание" в пламени не рекомендуетс€. Ќо если быстро завернуть нагретые свечи, веро€тность успешного запуска увеличитс€.

Ѕудет совсем неплохо, если замерзший двигатель чем-нибудь отогреть. ѕредпусковой подогреватель - это, конечно, замечательно, но вы его, наверное, забыли заблаговременно поставить. ѕа€льна€ лампа к поддону - способ дл€ современного легкового автомобил€ далеко не безопасный (вокруг много пластмассовых деталей), да и неудобный. ѕоэтому попробуем иначе. —амый простой выход - два ведра очень гор€чей воды. ѕроверено: если медленно, в течение 2-3 минут вылить эту воду сверху на двигатель ближе к впускному коллектору, то он станет градусов на 10, а то и на все 20 теплее, и не исключено, пойдет "с пол-оборота". Ќедостатки способа вод€ного нагрева довольно серьезны: нельз€ лить воду на свечи, стартер и генератор. »наче ваши труды могут оказатьс€ бесполезны, а при замерзании воды в стартере и генераторе - просто чреваты выходом этих агрегатов из стро€.

≈сли аккумул€тор по каким-либо причинам оказалс€ разр€жен, дело плохо. ѕри хорошем морозе провода-"прикуриватели" (их всегда воз€т с собой запасливые водители), конечно, помогут, но не сразу: разр€женный аккумул€тор будет брать на себ€ слишком много энергии, оставшейс€ стартеру не хватит дл€ интенсивной прокрутки коленвала. ¬ыход: зар€дить аккумул€тор или, по крайней мере, запустить двигатель минут через дес€ть после соединени€ проводами с аккумул€тором другого автомобил€.

¬ трудную минуту могут оказатьс€ совсем не лишними средства дл€ облегчени€ запуска - аэрозольные баллоны с легковоспламен€ющимис€ летучими жидкост€ми. Ќо только если стартер крутит двигатель и есть искра, - иначе этот способ бесполезен. —ледует также избегать избыточной подачи такой жидкости на впуск - дл€ некоторых сравнительно новых моторов (в том числе дизелей) это опасно поломкой поршней из-за очень быстрого сгорани€.

ќпытному водителю иногда удаетс€ спасти положение, филигранно работа€ педалью газа. ¬ основном это касаетс€ карбюраторных двигателей при недостаточной подаче топлива. — системами впрыска сложнее. »нжекторные двигатели должны запускатьс€ "без газа", и любое неосторожное движение педалью легко может привести к "переливу".

 ак еще можно запустить двигатель

ѕри очень сильном морозе (ниже -30о—) можно применить и старый шоферский способ - разжижение масла бензином. «алитые в масло накануне вечером 200-300 см3 бензина заметно сниз€т в€зкость масла утром, а после прогрева двигател€ бензин быстро испаритс€.  стати, пары бензина, оставшиес€ в системе вентил€ции, тоже облегчают запуск.

—пособ этот проверенный и очень эффективный. ¬опреки опасени€м некоторых водителей (обычно бо€тс€ таинственных "взрывов" и прочих фейерверков), он достаточно безопасен: пары бензина в картере взорватьс€ не смогут из-за отсутстви€ там воздуха. “ем не менее, недостатков у способа хватает. Ќаливать бензин приходитс€ в гор€чий, а лучше, теплый двигатель, после чего крайне желательно его покрутить, чтобы перемешать бензин с маслом. ¬от с этим и будет перва€ проблема: если двигатель при прокрутке запуститс€, то будет работать на чрезмерно жидком масле. ј это нельз€ назвать полезным дл€ подшипников.

«апуск после заливки бензина можно и не допускать, например, отключением подачи топлива (в некоторых двигател€х запуск в таких услови€х сам по себе будет сильно затруднен из-за попадани€ паров бензина на впуск через систему вентил€ции и переобогащени€ топливовоздушной смеси). Ќо тогда дополнительные затраты энергии аккумул€тора могут не пройти даром на следующее утро.

√лавна€ же проблема в другом. Ѕензин - хороший растворитель. » отложени€ нагара на стенках смывает прекрасно. „то тоже неплохо. ƒа вот беда - масло при этом сильно загр€зн€етс€ и быстро чернеет (не исключено также негативное вли€ние бензина на пакет присадок), а срок службы масл€ного фильтра уменьшаетс€ по крайней мере вдвое. “еперь прикиньте цену хорошего масла и фильтра: один такой запуск обойдетс€ вам минимум рублей в 200-300.

— по€влением синтетических масел необходимость применени€ бензина дл€ облегчени€ запуска стала неким архаизмом. Ќо в автомобильной жизни чего только не бывает, и знать "лишнее" никогда не помешает. ѕо крайней мере, много лет назад данный способ позволил автору легко запустить двигатель при температуре -38о—.

Ќо есть и другие способы запуска. Ѕуксировкой, например.

ƒругие наши статьи...




—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены