ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

ƒизель на легковом автомобиле (продолжение)


√–»√ќ–»… ÷¬≈Ћ≈¬,
директор фирмы Ђћоторсервисї

ѕродолжа€ начатый в предыдущем номере (ЂјЅ—-автої, декабрь 1998 г.) разговор об автомобил€х с дизельными двигател€ми, остановимс€ сегодн€ на их типичных неисправност€х.

ѕрактика показывает, что не только механик, но и сам владелец дизельного автомобил€ должен хорошо представл€ть себе особенности его эксплуатации и ремонта, чтобы избежать траты времени, нервов и, главное, немалых денег. ѕопробуем разобратьс€, какие бывают неисправности у дизелей, от чего они возникают и как с ними боротьс€.

ѕриобрета€ дизельный автомобиль, многие обращают внимание только на низкий расход недорогого топлива, забыва€ об объективно больших затратах на эксплуатацию и ремонт, хот€ к этому надо быть готовым.

¬озможные неисправности двигателей можно разбить на следующие группы по причинам возникновени€: конструктивно-производственные недостатки или особенности двигател€; неквалифицированное обслуживание и неграмотна€ эксплуатаци€; низкое качество дизельного топлива; Ђестественныйї износ двигател€ и топливоподающей аппаратуры; низкое качество ремонта и запасных частей.

–ассмотрим наиболее распространенные модели дизельных двигателей именно с точки зрени€ перечисленных проблем.

 онструктивно-производственные факторы

—разу оговоримс€, что все дизельные двигатели достаточно надежны, а недостатки, св€занные с их конструкцией или технологией производства, про€вл€ютс€, как правило, в т€желых услови€х эксплуатации и при пробегах, превышающих назначенный заводом ресурс или близких к нему. » никак иначе, в противном случае избалованные хорошей техникой и сервисом зарубежные потребители разорили бы заводы-изготовители судебными исками. ј вот попада€ в –оссию, дизельные иномарки как раз и сталкиваютс€ с т€желыми услови€ми эксплуатации и, име€, как правило, очень приличный пробег, охотно про€вл€ют все конструктивные недоработки.

ƒвигатели фирмы VW, к примеру, имеют головку блока цилиндров, в которой часто обнаруживаетс€ целый р€д дефектов. “ак, в ней нередко образуютс€ трещины. «авод-изготовитель даже допускает эксплуатацию с межседельными трещинами шириной до 0,5 мм.

ѕомимо этого, нередки случаи выпадени€ форкамер, привод€щие к повреждени€м двигател€. ј это уже требует серьезного ремонта.  о всему прочему, приливы под крепление форкамер откровенно слабые, и при неаккуратном сн€тии или установке форсунок сразу ломаютс€.

 онструктивное исполнение редукционного клапана маслонасоса двигателей VW неудачно, и нередки случаи его заклинивани€ с последующим Ђраздуваниемї и разрушением масл€ного фильтра и полной потерей смазки при холодном пуске, особенно в услови€х низких температур. —казанное, правда, не относитс€ к насосам шестицилиндровых двигателей D24, у которых примен€ютс€ шестерни с внутренним зацеплением, и друга€ конструкци€ редукционного клапана.

Ќа двигател€х объемом 1,6 и 1,9 л неудачно выполнена посадка шкива зубчатого ремн€ на переднем носке коленвала. ѕри малейшем нарушении посадочной плоскости торца шкива начинаетс€ его биение, а к нему еще креп€тс€ довольно т€желые шкивы навесных агрегатов. Ёто всегда оканчиваетс€ ослаблением посадки и обрывом ремн€.

—праведливости ради следует заметить, что повреждение торца возникает при неаккуратном проведении ремонтных работ или нарушении требований по зат€жке центрального болта, ставить который необходимо на клей-герметик Loctite.

ƒвигатели Mercedes подобных конструктивных недостатков не имеют, подтвержда€ своей надежностью и ресурсом высокую репутацию фирмы. ќднако можно считать €вно неудачным решением использование роторно-распределительных насосов Lucas на двигател€х объемом 2,2 и 2,9 л (модели ќћ 604, ќћ 602.982) на автомобил€х C и E классов. ќтказы этих насосов нередки, но не столь критичны, и, как правило, даже позвол€ют доехать до сервисной службы. –€дные насосы Bosch при износе плунжерных пар и кулачкового вала дают увеличение неравномерности подачи и характерный Ђтракторныйї звук на холостых оборотах.

ƒвигатели автомобилей Opel откровенно слабых мест не имеют, однако модели объемом 1,6 и 1,7 л очень чувствительны к снижению давлени€ масла и уменьшению его подачи к подшипникам распредвала и рокерам. »менно поэтому при больших пробегах дл€ двигателей Opel характерны износы кулачков распредвала и рокеров. Ћомающиес€ рокеры этих двигателей практически никогда не защищают от повреждений клапаны и направл€ющие втулки, и в случае обрыва ремн€ всегда приходитс€ мен€ть 2 Ч 3 клапана и столько же направл€ющих.

¬ двигател€х объемом 2,3 л не очень надежен цепной привод механизма газораспределени€, а вертикально расположенный “Ќ¬ƒ чувствителен к негерметичности топливопроводов.

—лабым местом двигателей BMW (2,4 и 2,5 л) €вл€етс€ топливный насос высокого давлени€ с электронным управлением и электрооборудование системы управлени€ двигателем. —амый распространенный дефект этих “Ќ¬ƒ Ч быстрый износ плунжерной пары, про€вл€ющийс€ в затрудненном гор€чем запуске, хот€ это, видимо, чисто российска€ проблема, св€занна€ с низким качеством дизтоплива. ќчень часто встречаютс€ обрывы электропроводки и нарушение контактов. ј износ токосъемных дорожек управл€ющего электромеханизма “Ќ¬ƒ приводит к колебани€м оборотов холостого хода.

¬ то же врем€ сам силовой агрегат надежен, обладает хорошей ремонтопригодностью, но предъ€вл€ет высокие требовани€ к качеству моторного масла.

ƒизели Ford объемом 2,5 л, устанавливаемые на микроавтобусы, зарекомендовали себ€ как надежные и экономичные силовые агрегаты. ќднако система их предпускового подогрева с помощью электрофакельного устройства очень капризна и ненадежна. “о же самое относитс€ и к системе рециркул€ции отработавших газов.

ƒвигатели Ford объемом 1,8 л тоже в целом очень неплохи, но главным их недостатком €вл€етс€ практически неизбежное разрушение одной или нескольких крышек распредвалов при обрыве ремн€ √–ћ, после чего требуетс€ замена головки блока.

—овременные дизели французского производства требуют очень квалифицированного обслуживани€ и ремонта. √лавный их недостаток трудно отнести к конструктивным Ч это высока€ цена запасных частей, особенно дл€ дизелей Renault.

»таль€нские дизели Fiat просты по конструкции, имеют неплохой ресурс, но чувствительны к регулировкам топливной аппаратуры, практически всегда отвеча€ на их нарушение повышенным износом и вибрацией. “о же относ€тс€ к дизел€м Alfa-Romeo, которые, правда, отличаютс€ более сложной конструкцией. ќсобенно это характерно дл€ двигателей объемом 2,5 л, имеющих так называемый Ђтуннельныйї картер.

” €понских дизельных моторов высокий ресурс, они грамотно спроектированы, хот€ иногда показывают более низкие запасы прочности кривошипно-шатунного механизма по сравнению с европейцами. явл€€сь достаточными дл€ обычной эксплуатации, в случае аварийных повреждений их запасы прочности станов€тс€ критическими. Ќапример, после разрушени€ шатунного подшипника валы перед перешлифовкой об€зательно должны провер€тьс€ на отсутствие трещин, особенно это касаетс€ двигателей Isuzu. ƒругим недостатком, по нашему мнению, €вл€ютс€ длинные металлические трубки Ђобратокї, которые, хот€ и упрощают конструкцию форсунок, но часто ломаютс€ или заминаютс€ при техническом обслуживании. ¬ последнем варианте резко снижаетс€ проходное сечение и возникают проблемы с топливоподачей.

ƒвигатели Mitsubishi объемом 1,8, 2,3 и 2,5 л имеют балансирные валы, вращающиес€ с удвоенной частотой дл€ снижени€ сил инерции второго пор€дка. ј это требует очень квалифицированного ремонта моторов этого типа и серьезного станочного оборудовани€.

 орейские дизели ведут свое происхождение от €понских, поэтому к ним в полной мере относитс€ все вышесказанное.

јмериканские дизели можно охарактеризовать очень коротко: механика этих восьмицилиндровых монстров надежна, топливна€ аппаратура, как правило, фирмы Stanadune выполнена на хорошем уровне. ќднако на современных двигател€х стали устанавливать электронное управление топливоподачей, надежность которого не слишком высока. –езюме таково Ч если вы решили приобрести американский дизельный джип или мини-вэн Ч готовьтесь к проблемам с ремонтом, непредвиденным расходам и ожиданию запасных частей.

Ќеквалифицированное обслуживание и неграмотна€ эксплуатаци€

ѕерва€ и сама€ главна€ причина всех бед Ч невыполнение регламента эксплуатации. ћасло рекомендуетс€ мен€ть через 7500 км вне зависимости от того, кака€ периодичность указана в инструкции. Ёто обусловлено повышенным содержанием серы в российском дизтопливе, что приводит к быстрому окислению масла.  ачество примен€емых масел должно соответствовать требовани€м инструкции. Ќикаких промывок системы смазки при выполнении этих условий не требуетс€.

«убчатый ремень привода √–ћ и “Ќ¬ƒ надо мен€ть не реже, чем через 60 тыс. км при условии отсутстви€ на нем масла. ≈сли масло все же попало на ремень, течь надо немедленно устранить. Ќеобходимо также внимательно следить за топливной системой, например, периодически сливать отстой из топливного фильтра, отворачива€ сливную гайку. “опливный бак рекомендуетс€ промывать два раза в год, весной и осенью, полностью его снима€. ¬ актуальности такой процедуры каждый может убедитьс€ самосто€тельно, увидев, сколько гр€зи выльетс€ из бака.

ƒруга€ причина, привод€ща€ к повреждени€м дизел€, Ч это попытка запустить его во что бы то ни стало в случа€х, когда он запуститьс€ не может. “ак, если в баке летн€€ сол€рка, а на улице -10∞— , попытка пуска бессмысленна: при -5∞— уже выпадают парафины и топливо тер€ет текучесть. ƒетали топливной аппаратуры, как известно, смазываютс€ топливом, и его отсутствие приводит к сухому трению и их повреждению.

“ак что единственный путь в этом случае Ч искать теплый гараж и отогревать топливную систему. ј пускать дизель с буксира вообще не рекомендуетс€, особенно если √–ћ приводитс€ ремнем. »справный дизель заводитс€ без дополнительных средств подогрева до -20∞—. ≈сли этого не происходит, проще найти и устранить неисправность, чем доводить мотор до капитального ремонта.

Ќе стоит также разбавл€ть сол€рку бензином без крайней на то необходимости Ч износы топливной аппаратуры из-за ухудшени€ смазки и самого двигател€ из-за нарушени€ процесса сгорани€ резко возрастают.

Ёксплуатиру€ дизельный автомобиль, важно помнить, что его двигатель не любит высоких оборотов. ƒлительные поездки на максимальной скорости Ч еще один способ приблизить капремонт. » в заключение стоит сказать о том, что прогревать дизельный двигатель крайне необходимо.  онечно, не до рабочей температуры, но хот€ бы 3 Ч 5 минут.

 ачество дизельного топлива

ѕо статистике примерно 50% неисправностей и поломок топливной аппаратуры вызываютс€ качеством топлива. ѕричем не высоким содержанием серы и отклонением по цетановому числу. Ёто еще можно было бы пережить, так как негативные последстви€ раст€нуты во времени. ј вот элементарное наличие воды и механических примесей в топливе губительны. ѕричем заправка импортным топливом, которое в 3 раза дороже, не спасает, но зато сведет на нет все экономические преимущества дизел€. —ол€рка там может быть и финска€, но емкости дл€ нее все равно не моютс€. » эффективного спасени€ от этой чисто российской беды пока не найдено.

Ќекоторые, правда, советуют отстаивать сол€рку в бочке. Ёто, конечно, довольно эффективно, но у многих ли есть така€ возможность? ’очетс€ отметить, что только р€дные насосы двигателей Mercedes в состо€нии без видимых последствий переваривать ту др€нь, которой нас заправл€ют.

Ђ≈стественныйї износ

»знос двигател€ и деталей топливной аппаратуры после большого пробега в р€ду неисправностей занимает далеко не последнее место. ќсновна€ проблема св€зана обычно со снижением компрессии из-за износа поршневой группы. ¬ этом случае двигатель плохо запускаетс€ в холодную погоду даже при полностью исправных свечах накаливани€ и зимнем топливе. ѕри этом он легко заводитс€ с буксира и, будучи прогретым, не доставл€ет проблем с запуском. ƒл€ справки отметим, что нижн€€ граница компрессии у большинства двигателей составл€ет 20 Ч 26 бар.

ƒругими важными признаками износа двигател€ €вл€ютс€ повышенные расход масла и давление картерных газов (более 10 мм вод. ст). –егулировками тут уже не помочь и альтернативы кап.ремонту дизел€ в этом случае нет.

»знос распылителей форсунок приводит к по€влению черного дыма на выхлопе и увеличению расхода топлива. »ногда распылитель Ђзакусываетї и издает характерный стук, сопровождающийс€ по€влением едкого белого дыма. ѕри нормальной эксплуатации ресурс распылителей обычно составл€ет 60 Ч 80 тыс. км.

ƒлительна€ эксплуатаци€ двигател€ с неисправными распылител€ми форсунок обычно приводит к прогару форкамер и далее поршней. „асто встречаютс€ и износы плунжерных пар “Ќ¬ƒ, обычно сопровождающиес€ затруднением запуска гор€чего двигател€.

ѕоследстви€ некачественного ремонта

–емонт дизел€ требует хорошего знани€ особенностей конструкции ремонтируемого мотора и добросовестного выполнени€ инструкции по ремонту, а также качественных запчастей. ѕопытки отремонтировать подешевле у Ђгаражныхї мастеров с использованием запасных частей неизвестного происхождени€ чаще всего привод€т к потер€нным деньгам, а то и к загубленному двигателю.

–ассмотрим некоторые типовые ошибки при ремонте дизелей.

ѕри обрыве ремн€ √–ћ бессмысленно пытатьс€ установить новый без сн€ти€ и ремонта головки блока цилиндра, т. к. клапаны Ђвстречаютс€ї с поршн€ми на любом дизеле. ѕри этом хот€ бы 2 Ч 3 клапана потребуют замены. »сключени€ немногочисленны: только у двигателей Renault 2,1 и Ford 2,5 л при ударе поршней по клапанам ломающиес€ рокеры и деформированные штанги привода клапанов достаточно надежно предохран€ют клапаны от повреждений.

¬ случае ослаблени€ посадки вихревых камер в головках блока двигателей VW, Peugeot, BMW пытатьс€ закернить их бессмысленно Ч они все равно выпадают. Ќадо мен€ть головку блока.

”становка головки на блок двигателей VW без центрирующих втулок недопустима Ч перекос головки с последующим прогаром прокладки почти неизбежен.

ѕопытка отделатьс€ заменой поршневых колец при износе цилиндров свыше 0,1 мм бессмысленна Ч новые кольца пройдут не более 10 тыс. км, а обычно еще меньше. —толь же бесполезна установка новых номинальных поршней без расточки блока цилиндров. ≈динственно верное решение Ч расточить блок под ремонтный размер. «амена колец обычно требуетс€ только в случае сильного перегрева двигател€ и потери ими упругости.

¬ случае разрушени€ шатунного вкладыша или его проворачивани€ (это сопровождаетс€ перегревом нижней головки шатуна) шатун требует об€зательного ремонта или замены, иначе двигатель оп€ть Ђзастучитї на первой же тыс€че километров.

–емонт топливной аппаратуры Ђна коленкеї невозможен. ƒл€ сколько-нибудь успешного ремонта “Ќ¬ƒ нужны стенды, спецприспособлени€, технологические карты и механики, знающие особенности ремонта насосов данной модели. ѕри невыполнении этих условий насос будет скорее всего загублен безвозвратно.

ѕравильно отремонтированный и собранный двигатель заводитс€ без особых проблем стартером. ≈сли мотор не заводитс€, необходимо искать причину, а не таскать автомобиль на веревке многие километры. Ѕуксир Ч вернейший способ угробить только что собранный двигатель.

» в заключение обращаем ваше внимание на таблицу основных неисправностей дизельных двигателей и причин, их вызывающих. Ќадеемс€, она поможет и автовладельцам, и механикам, которые имеют дело с дизельными двигател€ми.


ƒругие наши статьи...



ќслабление посадки вихревой камеры обычно требует замены головки.




ѕрогар стенки головки из-за неисправности топливовпрыскивающей аппаратуры.





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены