ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

ѕокупать или ремонтировать?


јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук

фото ƒвигатель, к сожалению, не вечен. Ќеизбежно приходит врем€, когда он начинает огорчать владельца автомобил€ повышенной шумностью, стуками, резким увеличением расхода масла, характерным синим дымом выхлопа, неустойчивой работой, плохим пуском.

—тепень изношенности цилиндро-поршневой группы обычно оценивают по расходу масла; пределом прин€то считать 1 л на 1000 км пробега, если, конечно, мотор вообще сможет доездить до такого показател€. Ќа практике машину нередко приходитс€ ставить на прикол раньше из-за чрезмерного дымлени€ или по причине быстро прогрессирующих износов, за€вл€ющих о себе шумами и стуками.

ѕробег двигател€ до сложного (другое определение - капитального) ремонта колеблетс€ у разных автомобилей в довольно широких пределах в зависимости от долговечности конструкции и от условий эксплуатации. ” многих отечественных машин этот пробег в среднем составл€ет 150 тыс€ч километров, у большинства иномарок - 250 тыс€ч.

¬ли€ние условий эксплуатации на конечный результат про€вл€етс€ весьма существенно. “ак, в регионах с жарким климатом ресурс может сократитьс€ чуть ли не вдвое, а при спокойной езде по хорошим загородным шоссе он значительно увеличиваетс€ по сравнению с городской эксплуатацией.

Ќа сроке службы двигател€ очень сильно сказываетс€ качество и своевременность технического обслуживани€. ј применение низкосортных масел и плохих фильтров может уменьшить ресурс в дес€тки раз или просто привести к катастрофическому исходу. ¬ таких случа€х приходитс€ капитально ремонтировать двигатель даже на сравнительно новом автомобиле.

 огда мотор уже, что называетс€, на ладан дышит, возникает дилемма: ремонтировать или мен€ть?  онечно, новый двигатель - это новый, служить он будет так же долго, как и прежний. ƒа и времени на замену потребуетс€ совсем немного - один, максимум два дн€. Ќо простота, как обычно, обманчива. ¬о-первых, замена, включа€ стоимость двигател€ и работы, по меньшей мере вдвое дороже ремонта. ≈сли у отечественных ¬ј«ов цена нового двигател€ относительно невелика (примерно 800-900 долларов) и разница между покупкой и ремонтом еще терпима, то у иномарок она может оказатьс€ непомерной. “ак, новый двигатель средней иномарки стоит не меньше 3-4 тыс€ч долларов, а дл€ дорогих моделей он обойдетс€ в 10-12 тыс€ч.

≈сть и проблемы, не св€занные с ценой. «амена двигател€ сопровождаетс€ изматывающими хлопотами по оформлению множества документов (кто еще не сталкивалс€ с этим, может попробовать). “от факт, что номер нового агрегата должен быть записан в регистрационных документах, может оказатьс€ серьезным преп€тствием. ќсобенно это касаетс€ довольно многочисленной категории желающих поставить на свою иномарку другой мотор, уже бывший в употреблении. “акие двигатели обычно снимают с аварийных автомобилей, а сто€т они, как правило, недорого - на уровне 400-600 долларов. Ќо официально оформить такую операцию вр€д ли удастс€: на мотор такого рода редко есть документы, либо продавец просто не захочет тер€ть врем€ на процедурные дела (не говор€ уж о случа€х, когда распродают части угнанной машины). ј чем грозит замена без оформлени€, много говорить не надо: хоз€ин рискует попасть в непри€тную историю, а автомобиль - на штрафную площадку √ј». ѕон€тно также, что официально продать машину с такой "липой" тоже нельз€. » еще: бывший в употреблении двигатель - это своего рода кот в мешке, который может долго не прот€нуть. „асто так и бывает.

¬се сказанное свидетельствует о том, что в большинстве случаев альтернативы ремонту нет. Ѕолее того, количество автомобилей, требующих ремонта двигател€ той или иной степени сложности, непрерывно увеличиваетс€ вместе с ростом парка, который посто€нно пополн€етс€ большим количеством сравнительно старых иномарок, ввозимых из-за рубежа. “аким образом, спрос на ремонтные работы по двигател€м на отечественном рынке непрерывно растет, соответственно в последние годы по€вл€ютс€ все новые станции техобслуживани€, предлагающие услуги такого рода как дл€ отечественных автомобилей, так и дл€ иномарок.

 оличество, однако, не сразу и не всегда переходит в качество. ƒалеко не везде ремонт сделают так, чтобы возвращенный к жизни двигатель получил хорошую надежность и достаточный ресурс. Ёто св€зано со значительной технологической спецификой восстановлени€ двигател€ по сравнению с ремонтом других узлов и агрегатов автомобил€. ¬ такой ситуации автомобилист, выступающий в роли клиента, вынужден иметь определенный запас технической информации.

Ќо прежде чем продолжить разговор о наших мастерских, полезно хот€ бы вкратце познакомитьс€ с положением дел "у них". Ќапример, в —Ўј - стране с высочайшим уровнем автомобилизации. ƒвигатели там ремонтируют в мастерских и гаражах примерно по той же организационной схеме, что и у нас. Ќо одновременно существует мощна€ промышленна€ структура с большим числом ремонтных заводов, серийно и обезличенно восстанавливающих двигатели практически всего спектра автомобилей национального парка. ѕоэтому когда речь идет о полном капитальном ремонте, то, как правило, нет смысла работать вручную, можно сразу же получить со склада аналогичный восстановленный двигатель с соответствующими гаранти€ми и за один день установить его на машину. Ёто и быстро, и дешево (отремонтированный на заводе агрегат стоит в среднем 1000-1500 долларов). »нтересно, что по статистике такие двигатели имеют ресурс в среднем на 5% больше, чем у выпущенных заводом-изготовителем. Ёто св€зано в основном с ручной сборкой и более тщательным контролем всех деталей и операций на ремзаводах, где производственный ритм, естественно, не столь напр€женный.

 огда необходим менее сложный ремонт, не требующий сн€ти€ и полной разборки двигател€, его, пон€тно, делают в гаражах. ¬ некоторых из них делают и капитальный ремонт тех моторов (обычно импортных), которых нет в ассортименте ремзаводов. ¬ последнем случае это не просто гаражи, а специальные мастерские, имеющие весь необходимый комплект станочного оборудовани€, а также хорошо отлаженную службу снабжени€ запасными част€ми, информацией и всем, что необходимо дл€ индивидуального ремонта.

¬от так обсто€т дела "там". ј что сегодн€ имеем мы? Ќесмотр€ на довольно большой и быстро увеличивающийс€ парк автомобилей, заводы серийного ремонта двигателей отсутствуют, что называетс€, как класс. ќни, видимо, и не по€в€тс€ в обозримом будущем, поскольку регистрационна€ система √ј» "давит" интерес к такому направлению развити€. –емонт двигателей всех моделей и марок постепенно разошелс€ по множеству станций, мастерских и гаражей, маленьких и не очень.

— запчаст€ми порой непросто: или качество сомнительно, или выбор недостаточен. — ремонтом деталей еще сложнее: не так-то легко найти место, где с высоким качеством сделают станочный ремонт коленчатого вала или блока цилиндров. Ќе хватает специального инструмента и приспособлений. Ћитературы по ремонту мало, да и не очень-то читают ее: большинство организаций и мастеров вар€тс€ в своем собственном соку, добива€сь результатов путем проб и ошибок.

  чему все это приводит?   тому, что средний двигатель после нашего отечественного ремонта обычно ходит существенно меньше, чем новый, сошедший с заводского конвейера. Ёто €вно не соответствует мировой практике. √лавна€ причина - несоответствие условий работы и используемых технологий тем, которые уже давно отработаны на «ападе.

¬озникает вопрос: если все так плохо, может, все-таки пренебречь упом€нутыми выше хлопотами и разницей цен, подкопить деньги, выбросить старый мотор и купить новый? Ќет, даже у нас чаша весов определенно склон€етс€ к ремонту. ќтнюдь не везде делают ремонт так плохо, что двигатель вскоре оп€ть выйдет из стро€, а потраченные деньги заставит считать выброшенными. ’орошее место надо искать.

ѕресловутый "д€д€ ¬ас€", охотно берущийс€ за любую работу, вр€д ли сможет обеспечить требуемое качество - дл€ этого у него наверн€ка нет условий, приспособлений и специальных инструментов (особенно измерительных).

ќбстановка в мастерской обычно пр€мо соответствует конечному результату. ћожно утверждать, что если там на полу гр€зь, перемешанна€ с маслом, а по углам навалом лежат детали неизвестной принадлежности, то и ремонт сделают на том же уровне.

— другой стороны, на дорогих фирменных станци€х, имеющих идеальные услови€, стоимость нормо-часа, по которому рассчитывают цену ремонта, может оказатьс€ слишком высокой. ¬полне веро€тна и завышенна€ цена запчастей. Ёто особенно характерно дл€ иномарок: на некоторых фирменных —“ќ, которые занимаютс€ и двигател€ми, итогова€ стоимость иной раз может приблизитьс€ к цене нового двигател€. »ными словами, сначала надо считать, а потом принимать решение.

Ќо где-то есть и золота€ середина, когда и качество, и цена вполне сбалансированы. —егодн€ этим требовани€м вполне удовлетвор€ют многие небольшие специализированные станции. ќтличить их не так уж трудно: там не берутс€ за все, что угодно, и уж точно не станут собирать двигатель р€дом с постом, где ремонтируют ходовую часть, а во все стороны летит пыль и гр€зь.

 ачество запчастей также об€зано быть гарантированным, иначе все усили€, врем€ и деньги окажутс€ потраченными зр€. Ќе менее важно, чтобы ремонт не получилс€, как говоритс€, п€тнистым и выборочным: в пор€док должны быть приведены все изношенные детали и узлы, чтобы потом они не лимитировали ресурс и надежность двигател€.

” отечественных моторов, как показывает практика, сво€ специфика, а у многих иностранных - сво€. ¬ магазинах и на рынках к нашим двигател€м можно купить все - от блока цилиндров до последнего болта, и по вполне доступным ценам.   сожалению, с качеством этих деталей можно промахнутьс€: отечественные издели€ иной раз оказываютс€ откровенным браком, а импортные - подделкой под ту или иную знаменитую фирму. ѕоэтому без опыта делать такие покупки не стоит, лучше предоставить это дело тем, кто будет ремонтировать двигатель. ѕравда, при этом нелишне уточнить, какие запчасти будут использованы и где они будут приобретатьс€.  стати, уважающие себ€ мастерские никогда не требуют от своих клиентов самосто€тельно искать запчасти - у них есть надежные и проверенные поставщики.

ѕри ремонте двигател€ иномарки ситуаци€ мен€етс€ почти на противоположную - запчасти плохого качества скорее исключение, чем правило, но цены, особенно от ведущих фирм-производителей, достаточно высоки. ≈сли в двигателе мен€ть все, что положено при ремонте, который называют на «ападе профессиональным (включа€, помимо всего прочего, маслонасос, распределительный вал, вод€ной насос и др.), то это может пот€нуть на довольно внушительную сумму. ѕоэтому часто приходитс€ ограничивать перечень замен€емых элементов, а малоизношенные узлы ремонтировать. ¬ыбор между заменой и ремонтом лучше поручить хорошим специалистам, располагающим соответствующими инструментами, литературой и квалификацией.

Ќесколько слов о сроках капремонта. Ќе стоит забывать, что этот вид ремонта - один из наиболее сложных и не делаетс€ быстро. Ѕыстро - это не об€зательно хорошо, чаще даже наоборот. ѕоэтому, выбира€ мастерскую дл€ ремонта двигател€, не следует искать ту, где срок ремонта минимален - возможно, там впопыхах что-нибудь забудут поставить или закрутить.

Ќаконец, при выборе —“ќ не следует упускать вопросы гарантии. √арантию на выполненную работу дают сейчас практически все, но почему-то не все правильно понимают, что это такое. —овременный двигатель - это сложный механический агрегат с большим числом деталей.  ак бы хорошо его ни ремонтировали, всегда существует некотора€ веро€тность того, что позже обнаружитс€ тот или иной дефект. ¬ соответствии с этим гаранти€ на выполненную работу - это не кл€тва в безотказности (ее не дает даже завод-изготовитель), а залог устранени€ дефектов и неисправностей, если таковые обнаружатс€.

—уществует некий оптимальный срок гарантии. ќтремонтированный двигатель в начальный период эксплуатации наиболее подвержен разного рода поломкам, но после пробега 10-15 тыс. км веро€тность их становитс€ незначительной. ћногие —“ќ определ€ют свою гарантию пробегом 20-40 тыс€ч километров, справедливо счита€, что эксплуатационный ресурс двигател€ будет при этом несравненно больше. Ќо и тут есть характерный момент. ћастерские, работающие ответственно, не только дают гарантии, но и обеспечивают контроль за двигателем. Ќапример, периодически провод€т гарантийное техническое обслуживание, отметки о прохождении которого став€т в документ, выдаваемый клиенту после ремонта. Ќу а те, кто "гарантирует" 100 тыс€ч километров безотказной работы двигател€ - скорее всего не гарантируют ничего. ќпыт такого рода есть уже у многих.

ѕ–»ћ≈–Ќџ≈ —–ќ » ¬џѕќЋЌ≈Ќ»я –≈ћќЌ“ј ƒ¬»√ј“≈Ћя.
ќбычно эти сроки достаточно велики и не конкурируют с другими видами ремонта

¬ид ремонта двигател€
 апитальный
—редний и мелкий
”слови€ выполнени€ ремонта двигател€
поставка запчастей на заказ
есть все запчасти, но нет своего оборудовани€ дл€ ремонта деталей
есть все запчасти, и свое оборудование дл€ ремонта деталей
есть все запчасти, инструмент и приспособлени€
—роки ремонта
15-20 дней
5-8 дней
3-4 дн€
1-2 дн€



—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены