ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

ƒиагностика двигател€


јлександр ’рулев,
директор фирмы ЂјЅ-»нжинирингї

—овременный автомобиль Ч сложный организм и неудивительно, что врем€ от времени у него по€вл€ютс€ болезни какой-нибудь системы. ќсобенно непри€тны вс€ческие капризы двигател€, превращающие машину в неодушевленный предмет. ¬еро€тность таких бед увеличиваетс€ с возрастом и стажем мотора, однако и новый от этого не застрахован.

ѕричин возникновени€ неисправностей много Ч от неблагопри€тных дорожных условий или ошибок водител€ до скрытых заводских дефектов. ѕоэтому естественно, что в подобных случа€х сами собой возникают два традиционных вопроса: Ђкто виноватї и Ђчто делатьї. ѕервый важен хот€ бы дл€ того, чтобы не повтор€ть ошибок, а ответ на второй очевиден: надо организовывать ремонт.

Ќо что именно ремонтировать Ч зачастую определить довольно трудно. Ќа поиск дефекта нередко уходит больше времени, чем на его устранение. ¬ св€зи с этим квалификаци€ специалистов и техническое оснащение поиска должны быть самыми лучшими.

ѕрактика показывает, что чем сложнее агрегат или система, тем важнее именно эта стади€. ќшибка при установлении причины неисправности ведет к дополнительным затратам труда и денег, включа€ стоимость неоправданно использованных запчастей (часто она в несколько раз выше реально необходимой). “аким образом, непосредственно ремонт в общеприн€том смысле, то есть работа, св€занна€ со сн€тием и заменой каких-либо деталей или узлов, Ч это только заключительна€ часть всего дела. ѕредварительную же часть, когда без сн€ти€ и разборки узлов вы€сн€ют, что же конкретно предстоит сделать, обычно называют процессом диагностировани€ или просто диагностикой.

Ќа практике диагностика нужна не только дл€ поиска неисправности (хот€ эта причина преобладающа€). ¬ ходе планового технического обслуживани€ автомобил€ полезно делать профилактическую диагностику, чтобы вы€вить скрытые неисправности, не про€вл€ющие себ€ до поры до времени. ƒиагностику иногда провод€т и с целью приблизительной оценки остаточного ресурса двигател€.

ƒиагностика двигател€ вышла на первый план постепенно и относительно недавно. Ёто произошло из-за непрерывного совершенствовани€ и усложнени€ конструкции самого двигател€ и всех его систем. ¬ прошлом моторный агрегат был относительно незатейливым: зажигание контактное, питание карбюраторное, да и механика двигател€ без особых тонкостей. ¬се это не требовало особо сложной и дорогосто€щей аппаратуры дл€ поиска неисправностей Ч вполне хватало компрессометра и стробоскопа, к которым позже прибавились газоанализатор дл€ топливовоздушной смеси и стетоскоп дл€ прослушивани€ шумов двигател€.

“акой набор был достаточен до тех пор, пока повсеместное ужесточение норм токсичности выхлопа не заставило отказатьс€ от карбюраторов. —истемы топливоподачи и зажигани€ стали электронными, по€вилс€ электронный блок управлени€ (бортовой компьютер) с информационной базой в виде датчиков расхода, давлени€ и температуры воздуха, детонации, положени€ коленчатого и распределительного валов, а также угла открыти€ дроссельной заслонки. ƒальнейшие шаги в борьбе за экологию выгл€дели еще серьезнее: применение 3-компонентных нейтрализаторов выхлопных газов, введение так называемого λ−регулировани€ (обратна€ св€зь по количеству кислорода в выхлопных газах), управление системой рециркул€ции выхлопных газов, инжектирование в систему выхлопа вторичного воздуха, улавливание паров топлива. –азумеетс€, все это было достигнуто значительным усложнением электронных систем управлени€.

ќдновременно с этим существенно усложнилось устройство двигателей. Ўирокое распространение получили многоклапанные двухвальные головки блока цилиндров, впускные и выпускные системы сложной конфигурации. Ќе редкость регулирование фаз газораспределени€, все чаще примен€ютс€ схемы V6 или V8 там, где раньше устанавливались двигатели с меньшим числом цилиндров. Ѕолее того, мотор оброс множеством агрегатов: кроме привычного генератора привод€тс€ во вращение от коленчатого вала насос гидроусилител€ рул€, компрессор кондиционера, воздушный компрессор системы снижени€ токсичности выхлопных газов. ¬се это существенно затрудн€ет доступ ко многим узлам и детал€м, а также увеличивает врем€ ремонтных операций.

ѕоиск неисправностей в электронных системах управлени€ двигателем резко усложнилс€ и потребовал приборов, сопоставимых по уровню сложности с провер€емыми. “акую диагностику можно назвать электронной: она позвол€ет анализировать электронные системы управлени€ при помощи электронного же диагностического оборудовани€. Ќо это не отмен€ет и не замен€ет диагностику механической части двигател€, дл€ которой в арсенале остались традиционные средства.

“ипична€ картина Ч хоз€ин автомобил€ после посещени€ Ђфирменнойї станции пребывает в недоумении. Ђ—делали компьютерную диагностику, сказали, что все в пор€дке, а двигатель как стучал, так и стучит!ї. Ёто характерный пример заблуждений многих водителей и даже работников —“ќ: дескать, электронна€ диагностика может все. ¬ действительности же дело обстоит не так.

ѕодключение электронных приборов (в частности, сканеров) к диагностическому разъему современнейшего автомобил€ и считывание данных из пам€ти бортового компьютера не позвол€ют обнаружить не только неисправности механики, но и многое из того, что относитс€ к электронике. ѕростейший компрессометр большинством таких Ђэлектронных диагностовї уже забыт, а он помогает вполне надежно распознать многие беды поршневой группы и газораспределительного механизма. јльтернативы этому прибору еще нет и выбрасывать его на свалку истории рано.

„то же касаетс€ электронной аппаратуры управлени€ двигателем, то при ограниченности диагностических средств (что типично дл€ мелких мастерских) трудно рассчитывать на успех в поиске неисправностей. ¬ подобных случа€х можно пользоватьс€ универсальными приборами, например, осциллографом (хот€, если честно, и это больша€ редкость), но затраты времени существенно возрастут.

¬ывод прост: диагностиру€ двигатель, необходимо рассматривать его в комплексе, как совокупность механической и электронной систем. ’арактерно, что при этом решающими могут стать показани€ и самых простых приборов.

»звестны многие попытки вывести некую универсальную формулу диагностики, применив которую можно быстро и без больших трудов найти причину неисправности. ѕрактика не подтверждает жизненность подобных теорий: найти какие-либо абсолютные рекомендации по жесткой схеме не удаетс€. ¬ реальных услови€х на первый план все-таки выходит опыт специалиста, а кака€-то система или алгоритм действий могут существовать только в общих чертах.

ѕри одном и том же внешнем про€влении (симптоме) неисправности причины, ее вызывающие, могут быть совершенно различными, более того, даже св€занными с разными системами. ¬от простейший пример. ѕлоха€ работа одного цилиндра возможна как из-за нарушени€ подачи топлива или искрообразовани€ (система управлени€), так и из-за негерметичности клапанов двигател€ (механическа€ часть). ѕоэтому задача предварительного этапа поиска Ч определить, к какой системе относитс€ неисправность. ≈стественно, тут идут в ход обе приборные группы Ч дл€ механической части (компрессометр, вакуумметр, тестер утечек) и дл€ систем управлени€ (газоанализатор, сканер, мотортестер). ¬ услови€х большой загрузки ремонтного предпри€ти€ особенно эффективны современные мотортестеры, так как они совмещают в себе функции компрессометра, осциллографа, анализатора систем зажигани€, вакуумметра и газоанализатора.

 огда неисправна€ система найдена, то с помощью тех же средств вы€вл€ют неисправную Ђподсистемуї. ¬ механической части двигател€ это может быть поршнева€ группа, кривошипно-шатунный механизм или, например, распределительный механизм.  стати, на этом этапе очень полезен такой нехитрый прибор, как стетоскоп дл€ прослушивани€ шумов двигател€. ¬ системе управлени€ неисправность следует искать в Ђподсистемахї топливодозировани€, зажигани€, управлени€ холостым ходом или снижени€ токсичности выхлопа. ƒиагностические средства используютс€ те же, что и на предварительной стадии диагностировани€.

 онкретную причину неисправности определ€ют на заключительной стадии Ч при локализации неисправного компонента, детали или узла (в английской литературе эту процедуру называют Pin Point Test). ƒл€ механической части двигател€ здесь может быть дополнительно использован эндоскоп, а дл€ систем управлени€ Ч мультиметр и имитаторы сигналов систем управлени€. Ќередко приходитс€ примен€ть и осциллограф, поскольку диагноз исправности многих датчиков можно поставить только анализом формы их выходного сигнала.

–езультаты диагностики Ч это правильно определенные неисправные компоненты (узлы, блоки, детали и т. д.). —тоит отметить, что при диагностировании системы управлени€ причина об€зательно должна быть найдена точно, со 100-процентной уверенностью. ќшибка ведет к необоснованной замене исправного компонента, то есть к пр€мому убытку во всех отношени€х.

¬ механической части двигател€, как правило, не удаетс€ обозначить дефект совершенно точно без демонтажа и разборки двигател€. ѕоэтому опытные специалисты-механики устанавливают причину различных шумов и стуков с определенной веро€тностью, котора€ тем выше, чем больше опыт специалиста. «десь легче ошибитьс€, прин€в, например, стук шатунного подшипника за стук поршн€. ѕодобные ошибки далеко не всегда привод€т к дополнительным затратам: на современных автомобил€х, в отличие от моделей прошлых лет, большинство механических дефектов требует сн€ти€ двигател€ и его разборки, по крайней мере, частичной.

ѕрактика также показывает, что наличие самого современного и дорогосто€щего оборудовани€ не €вл€етс€ гарантией проведени€ грамотной и квалифицированной диагностики. ќб€зательное слагаемое успеха Ч техническа€ информаци€ об устройстве конкретных систем обследуемых моделей автомобилей (схемы соединений, расположение компонентов, расшифровка кодов неисправностей, особенности конструкции двигател€ и т. д.). ’от€, конечно же, квалификаци€ и опыт не только могут заменить целые тома литературы и сэкономить дес€тки часов, но и вообще оказатьс€ решающими при установлении истинной картины.


ƒругие наши статьи...







»сточники и пути диагностики.




–азбивка систем по уровн€м диагностировани€ позвол€ет быстрее и точнее локализовать неисправность.




ƒиагностика поможет найти и устранить неисправности не только иномарок,...




...но и отечественных автомобилей.





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены