ћосква +7 495 545 6936
E-mail: ab@ab-engine.ru
YouTube Instagram
Ќаш опыт ремонта двигателей Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
√идроудар "замедленного действи€"

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук, директор моторного центра ЂјЅ-»нжинирингї
—ергей —амохин

ћашина заехала в лужу, мотор хлебнул водички, "схватил клина" и заглох Ч гидроудар и гнутые шатуны налицо. √ораздо хуже, когда попадание воды в двигатель проходит незамеченным. Ќо это событие никогда не остаетс€ без последствий. ¬незапно про€вл€€сь, оно становитс€ полной неожиданностью дл€ автовладельца и загадкой дл€ многих сервисменов и экспертов. ћежду тем, технически грамотные специалисты легко ее разгадают.

ѕосто€нные читатели журнала припомн€т, что к теме гидроудара мы обращаемс€ не в первый раз. ѕричина проста: с течением времени она, к сожалению, не утрачивает актуальности. јвтопарк быстро молодеет, качество сервиса понемногу улучшаетс€ и количество моторов, попадающих в ремонт по причине естественной смерти или неграмотного обслуживани€, заметно сокращаетс€. Ќо стоит лишь случитьс€ очередному природному катаклизму, сопровождающемус€ обильными осадками, как тут же по€вл€ютс€ жертвы гидроудара. ќни вылезают снова и снова, как грибы после дожд€. ¬ эту беду попадают любые автомобили: импортные и отечественные, бензиновые и дизельные, старые или не очень. ѕерефразиру€ великого поэта, справедливо сказать, что "гидроудару все возрасты покорны". ѕокорны ему и совсем новые, гарантийные машины, оснащенные современными, высокотехнологичными моторами. ¬ таких случа€х особенно остро встают вопросы: "кто виноват?", "гарантийный случай или нет?", "как ремонтировать и можно ли это делать?". ƒа и вообще, как распознать, что в моторе случилс€ гидроудар?

„то такое хорошоЕ

ƒопустим, машина въехала в лужу, утонула, мотор захлебнулс€ и заглох. ¬ыход один Ч вызывать эвакуатор и везти обездвиженный автомобиль в автосервис.  азалось бы, чего тут хорошего. ƒействительно, хорошего мало, и все же такой сценарий вовсе не самый плохой. "ќдномоментность" происшестви€ позвол€ет с большой веро€тностью предположить, что произошел гидроудар, и уже заранее представить возможные последстви€. ѕроверить догадку несложно: достаточно загл€нуть в воздушный фильтр Ч он наверн€ка будет полон воды. ≈стественно, вода будет в одном или нескольких цилиндрах, причем, она может оставатьс€ в них несколько дней и даже недель.

 ак правило, в таком случае вскрытие мотора не вы€вл€ет повреждений, "не совместимых с жизнью". ¬едь глубокие лужи обычно никто не форсирует на высокой скорости и в режиме предельной мощности. ќбычно обнаруживаетс€ один или несколько погнутых шатунов. ¬ общем случае така€ авари€ надежно лечитс€ заменой шатунно-поршневой группы (Ўѕ√) в сборе. ѕочему рекомендуетс€ заменить Ўѕ√ целиком? ¬о-первых, как будет по€снено ниже, если шатун в той или иной степени деформировалс€, то и геометри€ поршн€ однозначно нарушена. ¬о-вторых, определить отсутствие повреждений шатуна "на глаз" невозможно, а специальных приспособлений дл€ контрол€ его геометрии в –оссии не найти днем с огнем. ќставл€ть шатун "на удачу" очень опасно Ч в этом мы убедимс€ далее.

»з этого общего случа€ есть исключени€. ≈сли машина старенька€, ее остаточна€ стоимость невысока, да и жить ей осталось недолго, возможны менее затратные, но и более рискованные варианты вроде частичной замены Ўѕ√ с использованием деталей с разборки. ƒругое дело, когда машина сравнительно нова€. ≈сли владельцу не удастс€ доказать, что гидроудар произошел в результате цунами, этот случай, скорее всего, не признают страховым, а квалифицируют как неграмотную эксплуатацию. ћол, не зна€ броду, не суйтесь в воду! ќплачивать ремонт двигател€ придетс€ автовладельцу. Ќаиболее правильным решением в этом случае будет замена "шорт-блока", то есть блока цилиндров в сборе с "внутренност€ми".

ѕочему не замена Ўѕ√, что более экономно? Ќовый автомобиль Ч это, как правило, современный, технологически сложный двигатель: алюминиевый блок, коренные крышки в виде единой постели, в ее разъеме зачастую проход€т каналы, требующие герметизации и т.д. ѕоэтому замена Ўѕ√ и проверка коленвала, св€занна€ с его сн€тием-установкой, не только трудоемки, но и требуют высокой квалификации персонала. Ќе на всех дилерских станци€х есть специалисты по сложному агрегатному ремонту Ч у дилеров специфика работы ина€. ѕоэтому разумнее заплатить больше денег, но быть уверенным в надежности отремонтированного мотора. ≈сли мотор 4-цилиндровый, то "шорт-блок" не будет чрезмерно дорог, и экономить однозначно не стоит. ƒл€ V-образников, напротив, "шорт-блок" может оказатьс€ непомерно дорог Ч но оп€ть-таки возможны варианты.

¬ любом случае "гидронокаут", немедленно вызвавший заклинивание мотора, однозначно диагностируетс€, а его последстви€ достаточно просто устран€ютс€.

...и что такое плохо

√идроудар гидроудару Ч рознь. ≈го сила и, соответственно, степень повреждени€ деталей двигател€, завис€т от соотношени€ объема камеры сгорани€ и количества попавшей в цилиндр воды.  огда воды немного (она занимает лишь часть камеры сгорани€ или чуть больше нее), гидроудар не приводит к нокауту двигател€, но по-любому мотор получает увесистый "пр€мой в голову". «ачастую это событие происходит незаметно дл€ автовладельца, но не без последствий дл€ двигател€.

» вот, когда прошедшее ненастье давным-давно забыто, в погожий день человек неспешно едет на дачу и вдругЕ бах-трах-тарарах Ч машина встает! ¬ладелец в изумлении: ехал себе спокойно, никого не трогал! ¬езет машину в сервис, мотор вскрывают и обнаруживают полный "сталинград": оборванный шатун, покореженный, застр€вший в камере сгорани€ поршень, разбитый "в хлам" цилиндр, пробитый блок. ≈сли автомобиль куплен недавно и находитс€ на гарантийном обслуживании, ситуаци€ обостр€етс€ до предела. ќбе стороны назревающего конфликта задаютс€ непри€тным вопросом: "кто за это заплатит?". ’оз€ин машины в силу естественной неосведомленности начинает подозревать, что ему продали "неправильный" автомобиль или неправильно его обслуживали. –аботники сервиса недоумевают не меньше владельца. »м так же важно установить причину произошедшего, но практика показывает, что немногие сервисмены способны достоверно распознать, что причиной аварии стал именно "гидроудар", полученный двигателем в прошлом. » уж тем более они не могут убедительно доказать это клиенту.

ѕо требованию автовладельца назначаетс€ экспертиза, но и она нередко оказываетс€ беспомощной объ€снить, что же на самом деле произошло.  ак показала практика, больша€ часть экспертов, смело берущихс€ за исследовани€ причин поломки двигателей, даже не знает, каковы признаки гидроудара, и не может вразумительно объ€снить, как двигатель мог отказать в сухую погоду в спокойной поездке по шоссе. ≈сть и такие "эксперты", которые из корыстных побуждений намеренно искажают истину: сваливают все на заводской дефект или наоборот, усматривают последстви€ гидроудара там, где им и не пахнет Ч в зависимости от того, кто "заказал музыку" Ч автовладелец или автоцентр. “ак или иначе, следующий за нерешенными спорами судебный процесс запутываетс€, и "‘емида", как ей и положено, через год-полтора принимает решение с зав€занными глазами, руководству€сь одной ей пон€тными мотивами. ѕон€тно, что решение оказываетс€ справедливым далеко не всегда.

» такое происходит сплошь и р€дом. „тобы пресечь сие зло раз и навсегда, нужно совсем немного Ч просто научитьс€ за обломками шатунов и поршней безошибочно распознавать гидроудар. —делать это не сложно Ч гидроудар легко "читаетс€", его признаки практически невозможно спутать с чем-то иным. Ќужно лишь €сно представл€ть, какими €влени€ми и процессами он сопровождаетс€.

 артина гидроудара

 огда при движении вверх поршень упираетс€ в вод€ную "стену", на шатун начинает действовать гигантское усилие сжати€. ≈го источник Ч не мощность, развиваема€ двигателем, а инерци€ движущегос€ автомобил€, котора€ через колеса и трансмиссию проворачивает коленвал, преодолева€ мощное сопротивление поршн€, упертого в воду на такте сжати€. ѕод действием силы сжати€ шатун тер€ет устойчивость и изгибаетс€, чтобы пройти ¬ћ“. ¬ момент деформации в соединении поршн€ с шатуном возникает колоссальное усилие, сила трени€ в парах шатун/палец и палец/поршень резко увеличиваетс€ и вс€чески преп€тствует поршню повернутьс€ на пальце при движении шатуна. ѕри этом поршень стремитьс€ повернутьс€ в цилиндре вместе с шатуном, и на одну сторону юбки поршн€ будет приложена чрезвычайно высока€ нагрузка, деформирующа€ юбку. ¬нешне поршень может выгл€деть идеально, но стоит лишь вз€ть в руки микрометр, как нарушение геометрии станет очевидным.

ƒальнейшее развитие событий зависит от величины деформации шатуна (в основном, от того, сколько воды было в цилиндре). ќн может согнутьс€ так сильно, что упретс€ в нижний край стенки цилиндра и мотор заклинит. ƒвигатель может "дать клина" и по другой причине. —гиба€сь, шатун укорачиваетс€, и если он стал короче примерно на 3 мм и более, поршень в Ќћ“ "с€дет" на противовесы коленвала. ѕри встрече со "щеками" на следующем полуобороте коленвала поршень повредитс€ частично или развалитс€ полностью.

Ќо если водички было немного, деформаци€ шатуна будет небольшой, воду "выплюнет" через систему выпуска на следующем обороте, и машина помчитс€ дальшеЕ “акое незначительное повреждение Ўѕ√ Ч самое хитрое следствие гидроудара. ќно может дать о себе знать слабым, едва заметным стуком, который возникает из-за нарушени€ параллельности осей отверстий в нижней и верхней головках шатуна. »ногда стука может и не быть вовсе. ”корачивание шатуна приводит к изменению положени€ поршн€ в ¬ћ“ и, как следствие, к снижению степени сжати€ в цилиндре. Ќебольшое падение степени сжати€ в одном или двух "горшках" бензинового мотора не оказывает заметного вли€ни€ на его работу. “акие изменени€ можно зарегистрировать только методами аппаратной диагностики. ѕоскольку никаких €вных признаков повреждени€ может и не быть, владелец автомобил€ не будет ведать о том, что мотор в опасности.

¬ дальнейшем событи€ развиваютс€ так. Ќа шатун всегда действуют циклические осевые нагрузки раст€жени€/сжати€.  огда шатун погнут, осевые нагрузки привод€т к возникновению в его теле дополнительных знакопеременных изгибающих напр€жений. Ёто нерасчетный режим работы, который вызывает усталостное разрушение шатуна. „тобы произошло усталостное разрушение, требуетс€ немалое врем€, которое может измер€тьс€ несколькими сотн€ми или тыс€чами (обычно до 5000-7000) километров пробега. Ќекоторые "знатоки" дл€ обозначени€ описанного €влени€ используют термин "отложенный гидроудар", что, согласитесь, абсолютно неверно и свидетельствует больше о непонимании процесса авторами термина, чем о реальной картине происход€щего. ¬едь гидроудар происходит безотлагательно, откладываютс€ лишь его последстви€.

 стати, дл€ дизельных двигателей такой сценарий нехарактерен. »з-за меньшего объема камеры сгорани€ и отсутстви€ в большинстве моторов дросселировани€ воздуха дизели "держат гидроудар" гораздо хуже бензиновых двигателей. ќбразно говор€, дизель если уж хлебнет, так, скорее всего, "по полной" и сразу Ч в нокаут. ѕоследстви€ гидроудара обычно про€вл€ютс€ немедленно, и как про€вл€ютс€: могучие шатуны нередко гнет и ломает так, что диву даешьс€!

—емь признаков

 ак же определить через тыс€чи километров пробега, действительно ли гидроудар был причиной разрушени€ шатуна? ƒл€ этого не надо иметь семь п€дей во лбу, достаточно знать только семь главных признаков гидроудара.

ѕризнак первый. ≈сли двигатель в результате гидроудара не заглох, а проработал довольно долго, то воды в нем не будет совсем. » нигде. » искать ее бесполезно Ч она давно испарилась (хот€ некоторые "эксперты" умудр€ютс€ ее найти Ч видимо, действу€ по принципу "кто ищет, тот всегда найдет"). Ќо есть одно место, где можно обнаружить €вные следы воды Ч воздушный фильтр. ≈сли фильтр бумажный, попадание воды и последующее ее испарение вызовет характерную деформацию и коробление гофр. ≈сли такое удалось найти, практически можно исследование закончить и объ€вить причину поломки найденной.   сожалению, многие современные моторы комплектуютс€ фильтрами из синтетики, котора€ на воду никак не реагирует. “огда следов воды не будет нигде, и придетс€ искать другие верные признаки гидроудара.

ѕризнак второй. ¬ цилиндре над местом, где верхнее кольцо останавливаетс€ в ¬ћ“ (верхн€€ мертва€ точка поршн€), всегда есть нагар. ѕоскольку деформированный шатун укорачиваетс€, поршень в положении ¬ћ“ опускаетс€ ниже своего прежнего нормального положени€. ѕри смещении поршн€ ширина кромки нагара ступенчато увеличиваетс€, что хорошо заметно и невооруженным глазом, а величину расширени€ кромки нагара можно замерить обычной линейкой. ƒаже после обрыва деформированного шатуна ширина кромки нагара легко укажет, что пока шатун был "жив", его длина была меньше положенной.

ѕризнак третий. ѕри гидроударе нередко вода попадает не в один, а несколько цилиндров. ¬ соответствии с этим повреждени€ могут получить несколько шатунов, из которых сломаетс€ первым самый гнутый. “огда остальные легко проверить "на глаз" Ч если шатун испытал гидроудар, его стержень после потери устойчивости будет иметь вид характерной "змейки" в плоскости качани€.

ѕризнак четвертый.  огда гнетс€ шатун, оси его отверстий тер€ют строгую параллельность. ѕерекос осей, обычно измер€емый сотыми дол€ми миллиметра, после гидроудара настолько велик, что нередко виден даже "на глаз". ќчевидно, тогда поршень начинает работать в цилиндре с перекосом. Ёто классический случай, признаки которого хорошо известны. ” поршн€ на юбке будет заметно п€тно контакта характерной диагональной формы. “акже на поршне по€витс€ дополнительное контактное п€тно, расположенное выше поршневого пальца, в то врем€ как противоположна€ зона огневого по€са, наоборот, будет покрыта большим слоем нагара.

ѕризнак п€тый. Ќа цилиндре, в котором работал деформированный шатун, будут ответные поршню следы: в верхней части цилиндра в месте касани€ поршн€ по€сок нагара будет стерт, его кромка будет неровной, возможно, с рисками от нештатного касани€ поршн€. »ногда ниже на цилиндре по€вл€ютс€ также характерные блест€щие следы.

ѕризнак шестой. ѕосле деформации шатуна вкладыши также начнут работать с перекосом. Ќа них по€в€тс€ следы "диагонального" износа Ч блест€щие полоски по кра€м.

ѕризнак седьмой. "ќсаженный" на несколько миллиметров шатун и уменьшенна€ степень сжати€ Ч достаточные основани€ дл€ уменьшени€ количества поступающего в данный цилиндр воздуха. ќднако форсунка подает топливо в данный цилиндр в том же количестве, что и другие форсунки в соседние цилиндры.  роме того, с искривленным шатуном и поршневые кольца работают с перекосом. ¬ результате топливовоздушна€ смесь в цилиндре с укороченным шатуном станет богаче, а нагара на стенки камеры сгорани€ ос€дет больше. Ёто легко увидеть после демонтажа головки блока цилиндров Ч более темный цвет нагара на стенках цилиндра, "схватившего" гидроудар, скажет сам за себ€.

Ётих семи признаков более чем достаточно, чтобы уверенно утверждать, что шатун длительное врем€ работал изогнутым Ч возможно, по причине перенесенного гидроудара. ћожно даже примерно определить, когда он произошел, если "отмотать кинопленку" назад, на врем€, за которое автомобиль прошел несколько тыс€ч километров. Ќесмотр€ на это, врем€ от времени наход€тс€ умники, которые упр€мо доказывают, что причина аварии Ч некий производственный дефект шатуна (дефект материала, термической или механической обработки Ч в зависимости от фантазии "эксперта"), случившийс€ тыс€ч через 50-100 после покупки автомобил€. »ли наоборот, ищут воду в каналах долго работавшего после гидроудара двигател€. Ќекоторые изобретают собственные признаки (типа, если гнутых шатунов несколько, значит был гидроудар), или вообще прикрывают свое незнание процесса фразами наподобие "характер, объем и месторасположение дефектов указывают на гидроудар", забыва€ при этом уточнить и характер, и объем, и место.

ћы же утверждаем, что любые скрытые дефекты деталей двигател€, вызывающие подобные поломки, как правило, вы€вл€ютс€ при пробегах до 10 000 км (в редких случа€х Ч до 20 000 км пробега). ≈сли "сталинград" в моторе случилс€ при существенно большем пробеге, можно с закрытыми глазами утверждать, что заводской брак тут не причем. ј чтобы установить действительную причину, нужно просто открыть пошире глаза и немного пошевелить мозгами. “олько и всего.



ƒругие наши статьи...


√идроудар

ѕризнак гидроудара первый - коробление гофров воздушного фильтра Ч нажмите, чтобы увеличить
1. ѕризнак гидроудара первый Ч коробление гофров воздушного фильтра.

ѕризнак второй - по€с нагара в верхней части цилиндра с кривым шатуном шире, чем в остальных цилиндрах Ч нажмите, чтобы увеличить
2. ѕризнак второй Ч по€с нагара в верхней части цилиндра с кривым шатуном шире, чем в остальных цилиндрах, что даже можно померить.

ѕризнак третий - характерна€
3. ѕризнак третий Ч характерна€ "змейка" на шатуне, потер€вшем устойчивость от осевого сжати€.

ѕризнак четвертый - перекос поршн€ в цилиндре: юбка поршн€ с диагональным п€тном контакта Ч нажмите, чтобы увеличить
4. ѕризнак четвертый Ч перекос поршн€ в цилиндре:
ј) юбка поршн€ с диагональным п€тном контакта,

ќгневой по€с над пальцем стерт с одной стороны, Ч нажмите, чтобы увеличить
Ѕ) огневой по€с над пальцем стерт с одной стороны,

>
...а с другой стороны огневой по€с покрыт слоем нагара Ч нажмите, чтобы увеличить
¬) а с другой - покрыт слоем нагара.

ѕризнак п€тый - след от перекошенного поршн€ в верхней части цилиндра Ч нажмите, чтобы увеличить
5. ѕризнак п€тый Ч след от перекошенного поршн€ в верхней части цилиндра.

ѕризнак шестой - диагональный след от перекоса шатунных вкладышей на шейке коленвала Ч нажмите, чтобы увеличить
6. ѕризнак шестой Ч диагональный след от перекоса шатунных вкладышей на шейке коленвала.

ѕризнак седьмой - обогащение смеси и повышенное нагарообразование в поврежденном цилиндре Ч нажмите, чтобы увеличить
7. ѕризнак седьмой Ч обогащение смеси и повышенное нагарообразование в поврежденном цилиндре.





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены