ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
 огда лучше меньше, да лучше... ч.2

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук, директор моторного центра ЂјЅ-»нжинирингї

¬ предыдущей статье мы рассказали о некоторых особенност€х работы цехов и мастерских, зан€тых ремонтом моторных деталей. ќсновные проблемы в их работе, как это следует из нашего анализа, обусловлены, главным образом, повсеместным применением устаревшего или вообще "подручного" оборудовани€, не соответствующего по своим характеристикам той точности, которую требуют детали современных двигателей. ќднако есть и другие причины падени€ эффективности работ в моторном ремонте, хот€ они тоже довольно тесно св€заны с примен€емым оборудованием.

 огда можно копать, а можно - не копать...

ѕон€тно, что если оборудование не соответствует, а делать все равно надо, то придетс€ привлекать высококвалифицированный персонал, чтобы он был способен "подковать" иностранную "блоху"-деталь на доисторическом станке-мастодонте. –осси€ всегда славилась умельцами-левшами, поэтому на первый взгл€д решение проблемы отсутстви€ необходимого оборудовани€ именно здесь. » так оно и было лет 5-10 назад. Ќо...

Ќапример, не следует забывать и о другой стороне "медали", например о том, чем и где закончил знаменитый герой известной сказки. ј также о том, что времена мен€ютс€, и сегодн€шний Ћевша, если таковой все-таки выжил и где-то еще промышл€ет, будет весьма и весьма высокооплачиваемым сотрудником. “еперь добавим сюда крайне низкую производительность его труда на совершенно неприспособленном оборудовании - и получим полную экономическую неэффективность такой работы.

ћежду тем экономическа€ эффективность - сегодн€ один из главных критериев работы любого предпри€ти€, особенно в услови€х больших затрат, св€занных, к примеру, не только с высоким уровнем заработной платы специалистов в целом, но и неуклонным ростом арендной платы за помещение дл€ мастерской. » это - в услови€х падени€ общего объема работ, обусловленных ростом парка новых автомобилей, о чем мы говорили вначале.

¬споминаетс€ старый советский способ разделени€ на станочные специальности - токарь, фрезеровщик, расточник, шлифовщик. ѕричем токарь обычно не имел пон€ти€ о шлифовке, в то врем€ как шлифовщик не мог ничего выточить. “ака€ организаци€ производства сегодн€ уже практически не проходит в специализированной мастерской по ремонту моторных деталей: экономической возможности держать большое число узких специалистов на отдельных видах работ и платить им по минимуму практически не осталось, зато есть €вна€ потребность в небольшом количестве квалифицированных универсалов-операторов, умеющих работать на всех типах станков. ѕричем, как показывает практика, современное оборудование позвол€ет одному работнику на отдельных операци€х даже выполн€ть параллельные работы сразу на нескольких станках.

ќднако найти хорошего специалиста дл€ работы на станках непросто, поскольку сегодн€ есть еще один аспект проблемы - это падение престижа станочных работ в целом. ¬ результате вместо специалистов-станочников почти все бывшие ѕ“”, превратившись в колледжи, готов€т менеджеров, а привлечь молодого специалиста на непрестижную работу на допотопном станке выпуска 30-40-летней давности - задача практически нереальна€. ј старые специалисты постепенно уход€т...

— другой стороны, эксплуатаци€ устаревшего оборудовани€ - это дополнительные затраты, и подчас весьма немаленькие. ћы уже упоминали о необходимости шлифовки коленчатых валов сразу на двух устаревших станках, поскольку эти станки не приспособлены к быстрой переналадке. — учетом площади, занимаемой лишним шлифовальным станком, имеющим добрых п€ть метров в длину, получим оплату лишних как минимум 15-20 квадратных метров. ƒобавим сюда метры, необходимые на содержание других малоиспользуемых и неприспособленных станков, а фактически - за "воздух", и помножим стоимость этих метров с рубл€ми на годы, а лучше, лет так на п€ть работы - мало убытков не покажетс€.

 роме того, старое отечественное оборудование - это необходимость периодически ремон-тировать и налаживать эти станки. Ќе зр€ ведь на всех советских заводах в каждом цехе всегда работали штатные наладчики, которые периодически останавливали оборудование дл€ ремонта. ј может ли небольша€ ремонтна€ фирма позволить себе такую роскошь - собственных наладчиков? ¬р€д ли... Ќо если не своим, тогда придетс€ периодически платить чужим, и в первую очередь за ремонт шлифовальных станков. » тер€ть деньги от просто€ этого оборудовани€ во врем€ ремонта - тоже.

“еперь вспомним и такую немаловажную вещь: от отечественных станков никогда не требовалось экономии электроэнергии. Ќапротив, подойд€ к иному образцу прошлых лет и посмотрев на примен€емые в его конструкции электродвигатели, складываетс€ впечатление, что задача конструкторов была обратной - обеспечить как можно большие расходы на эксплуатацию оборудовани€. „то было вполне объ€снимо еще лет 20 назад. «ато в нынешних услови€х маленький цех, оснащенный подобным оборудованием, съедает электроэнергию, точнее деньги на нее, под стать небольшому заводику. » если добавить к даром потраченному, "на ветер", электричеству оплату "воздуха", занимаемого практически неработоспособным оборудованием в арендуемом помещении, - все, предпри€тие можно закрывать как изначально убыточное.

»тог более чем печален. ѕри таких затратах трудно рассчитывать на хорошую зарплату. » постепенно из этого бизнеса уход€т квалифицированные специалисты. Ќо не стоит особо наде€тьс€ на пришедших им на смену гастар-байтеров, потому что шлифовать коленчатый вал Mercedes или Toyota с точностью в несколько микрон - все-таки не лопатой копать. ¬ итоге все более снижаетс€ качество оказываемых услуг по ремонту деталей - вследствие общего падени€ квалификации, по причине износа уже и без того изношенного оборудовани€, а еще в результате дальнейшего увеличени€ разрыва между требуемыми характеристиками оборудовани€, обусловленными ростом технического уровн€ ремонтируемых двигателей, и тем реальным уровнем, который могут дать устаревшие станки. ѕо нашему мнению, это вызывает цепную реакцию в отношении количества заказчиков и заказов - оно давно снижаетс€, поскольку предлагаемый уровень качества уже не может никого удовлетворить, что постепенно ставит оставшиес€ мастерские по ремонту деталей двигателей с их устаревшим оборудованием на грань выживани€. »ли вообще закрыти€, примеры чему уже по€вились в последнее врем€.

¬озможно, мы несколько сгустили краски, но кризис в моторном ремонте, тем не менее, не только существует, но и постепенно усугубл€етс€. ј поскольку, по нашему мнению, неразрешимых проблем не бывает, антикризисное решение должно быть и здесь.

"Ўестое" чувство

Ќа самом деле решить эти проблемы непросто, поскольку решение в первую очередь св€зано с тотальной заменой устаревшего оборудовани€ на современное. ј это деньги, и немалые. „то на самом деле не всем по карману, да и сегодн€ дл€ этого не самое удачное врем€. Ќо как ни крути, а другого пути, кроме переоснащени€, пусть постепенного, уже нет, иначе ремонтное предпри€тие практически обречено.

ќсновой дл€ переоснащени€, безусловно, €вл€ютс€ экономические соображени€, когда при приобретении необходимо учитывать не только цену нового оборудовани€, но также его загрузку и цены на работы, чтобы определить реальный срок окупаемости и возврата вложенных средств. ѕри этом решающее значение имеет и область применени€ оборудовани€ в моторном ремонте.   примеру, если в прошлые годы значительный объем работ приносили детали двигателей легковых автомобилей, то рост парка новых легковых машин сдвигает спектр ремонтных работ в сторону грузовой и т€желой техники. “ем более, в отличие от легкового, двигатель грузовика практически невозможно заменить на новый по экономическим соображени€м, а ремонт деталей грузовой техники более дорогосто€щий и, соответственно, выгодный предпри€тию. ¬еро€тно, этим объ€сн€етс€ тот факт, что во многих странах мира именно ремонт деталей двигателей грузовиков дает ремонтным фирмам основную долю работ и прибыли.

ѕри расчетах неплохо бы учесть и пр€мую экономию в результате замены старого оборудовани€ на современное - и за счет экономии площадей от сокращени€ лишних единиц устаревшего оборудовани€, и путем существенно меньшего потреблени€ электроэнергии современными станками. ј также реальную возможность найти хороших грамотных специалистов-универсалов дл€ работы на хорошей технике и тем самым повысить производительность. Ќа некоторую экономию можно также рассчитывать, если учесть отсутствие необходимости ремонта оборудовани€. —рок службы нормального станка без какого-либо ремонта исчисл€етс€ не одним дес€тком лет, разумеетс€, при правильном его обслуживании согласно инструкции. «начит, периодически оплачивать работу бригад ремонтников с шаберами уже не придетс€. Ќу и конечно, качество обработки - при правильной эксплуатации современного оборудовани€ возвраты из-за брака практически исключены, что тоже нельз€ не учитывать при расчетах экономической эффективности внедрени€ новой техники.

≈ще одна немаловажна€ деталь - работа на современном специализированном оборудовании дл€ ремонта моторных деталей кардинально отличаетс€ от работы на старых универсальных станках.  ак показывает практика, дл€ обеспечени€ высокого качества обработки на хорошем современном станке наиболее важно соблюдение последовательности стандартных операций, а не какое-то чувство металла и станка - нормальный станок все сделает сам, в то врем€ как без "шестого" чувства к старому отечественному станку можно было и не подходить. ‘актически это означает, что предпри€тию не нужно днем с огнем разыскивать каких-то профессиональных станочников, а можно самосто€тельно обучить технически грамотных специалистов у себ€ в цехе. “ем более готовых операторов дл€ работы на большинстве современных специализированных станков как не было, так и нет, поскольку их никто не готовил и не готовит - негде это делать, да и незачем.  ак, например, официально не существует специальностей "головочник" или "опрессовщик", хот€ такие специальности уже получили распростра-нение на некоторых ремонтных предпри€ти€х.

„то это значит, долго объ€сн€ть не надо - професси€ дедушки-шлифовщика или расточника, который всю жизнь только шлифовал или только растачивал, постепенно уходит в прошлое. Ќапример, как уже показала практика, молодому механику-мотористу проще освоить современный высокоточный станок - у него есть понимание того, как работает в моторе деталь, которую он обрабатывает, ему легче разобратьс€ с непривычной техникой и управлением ею, в том числе с электронными измерительными приборами. ѕотому что ему не надо огл€дыватьс€ на свой прошлый, пусть и большой, но мало востребованный сейчас опыт старых привычек и навыков, которые качественной работе на современном оборудовании сильно не помогут.

Ќо прежде чем что-либо покупать и мен€ть, надо убедитьс€ в реальных свойствах приобретаемого оборудовани€.¬ частности, неплохо бы сравнить его характеристики с тем станком, что уже давно используетс€ в цехе, - действительно ли применение нового оборудовани€ даст эффект и насколько его технические данные превосход€т то, что уже есть. » приведет ли переоснащение на современные станки к сокращению не только количества их единиц, но и лишних эксплуатационных затрат.

Ќачнем мы со шлифовальных станков дл€ коленчатых валов. » не просто так, а потому что именно шлифовка коленчатых валов €вл€етс€ наиболее точной и ответственной операцией, а шлифовальные станки сегодн€ фактически "прав€т бал", т.е. задают весь технологический уровень ремонтной организации. Ќо об этом - в нашей следующей статье.

ѕродолжение следует.



ƒругие наши статьи...






"ѕодручный" универсальный отечественный станок, оснащенный самодельным инструментом, конечно, обработает плоскость (а)



...однако по всем параметрам - точности, качеству поверхности, производительности - существенно проиграет специализированному станку иностранного производства (в).



ƒл€ того чтобы правильно поставить блок цилиндров на отечественный универсальный расточной станок, помимо самодельной оснастки придетс€ воспользоватьс€ и самодельным измерительным инструментом, чего не потребуетс€ дл€ специализированного расточного станка, где удобство работы приведет не только к существенной экономии времени, но и более высокому качеству обработки.



—пециализированное оборудование дл€ обработки седел, без которого ремонт современных головок блоков цилиндров невозможен в принципе. ѕытатьс€ сравнивать такой станок по качеству обработки и производительности с "подручными" инструментами дл€ седел просто не имеет смысла.



—пециализированный станок дл€ шлифовки фаски клапанов даст "фору" любому универсальному "подручному" станку по всем параметрам.



”становка по проверке герметичности рубашки охлаждени€ - при ее отсутствии в цехе есть смысл серьезно задуматьс€: а надо ли вообще тратить собственные силы и клиентские деньги на ремонт головок блока цилиндров "вслепую"?



—пециализированный горизонтально-расточной станок практически не имеет "универсальной" альтернативы - без него любой дефект постелей подшипников приведет к неизбежной выбраковке блока или головки блока цилиндров.



Ќормальный шлифовальный станок дл€ коленчатых валов - не прихоть. ѕо точности его просто нельз€ сравнить с устаревшим отечественным оборудованием. ј по производительности он легко заменит сразу два старых станка, причем только экономи€ от его эксплуатации в течение нескольких лет после такой замены может превысить 30-40 тыс. евро.





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены