ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт ремонта двигателей Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

"ƒело - в волшебных пузырьках.


јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук

–емонт двигател€ без проверки герметичности каналов охлаждени€ и смазки головки блока цилиндров, да и самого блока, - рискованное дело, гроз€щее непри€тными последстви€ми. ћежду тем, существует надежный способ гарантированно их избежать.

¬ажный этап восстановительного ремонта двигател€ - его разборка и обследование с целью определени€ технического состо€ни€ узлов и деталей. ѕри осмотре головки блока цилиндров обычно первоочередное внимание обращают на степень износа деталей газораспределительного механизма. „аще этим и ограничиваютс€, забыва€ о том, что при эксплуатации возможны повреждени€ корпуса головки. ≈го участки, непосредственно образующие камеры сгорани€ двигател€, испытывают высокие нагрузки, механические и тепловые. ќдним из последствий их совместного воздействи€ €вл€етс€ то, что с течением времени в теле головки могут образовыватьс€ трещины.

Ѕомба замедленного действи€.

ќбразование трещин в √Ѕ÷ - €вление не экзотическое, а, напротив, довольно распространенное. Ќаиболее подвержены ему головки дизельных двигателей, поскольку они работают в услови€х наибольших нагрузок.

¬ первую очередь, это головки, изготовленные из чугуна, уступающего алюминиевым литьевым сплавам в пластичности. Ќо и в алюминиевых √Ѕ÷ трещины не редкость. ѕоэтому некоторые автопроизводители (например ,VW) даже допускают наличие трещин на корпусе головок дизельных двигателей при условии, что они не сквозные и их размеры не превышают установленных пределов.

ќбычно трещины по€вл€ютс€ в местах, которые характеризуютс€ наибольшими градиентами температур: в районе форкамеры, между седлами впускных и выпускных клапанов и так далее. √Ѕ÷ бензиновых двигателей, алюминиевые и чугунные, повреждаютс€ реже, и в основном по причине нарушени€ теплового режима двигател€, перегрева или наличи€ внутренних дефектов лить€ в виде раковин или скрытой пористости.

Ћюба€ трещина в теле головки, даже небольша€, представл€ет собой потенциальную опасность. явл€€сь концентратором напр€жений, она с течением времени развиваетс€. ”величива€сь в размерах, трещина опасна не только уменьшением механической прочности головки. ¬ зависимости от характера и места положени€ она может привести к ослаблению посадки запрессованных в головку деталей: клапанных седел, форкамер, направл€ющих втулок клапанов. Ќо наиболее угрожающие последстви€ дл€ работоспособности двигател€ возможны в тех случа€х, когда развитие трещины приводит к нарушению герметичности проход€щих внутри головки каналов систем смазки и охлаждени€.

Ќедаром в "правильных" руководствах по эксплуатации автомобилей приводитс€ разумный совет: почаще обращать внимание на состо€ние охлаждающей жидкости в расширительном бачке системы охлаждени€. ѕрисутствие в ней следов моторного масла или запаха отработавших газов - верные приметы, указывающие автовладельцу на гр€дущие проблемы и неминуемую потерю денег. ≈сли причина не в поврежденной прокладке головки блока, то, скорее всего, - в скрытой в головке трещине. ѕричем перва€ "примета"- следствие того, что трещина соедин€ет каналы смазки и охлаждени€ друг с другом. ѕоскольку давление в системе смазки выше, происходит просачивание масла в охлаждающую жидкость. ѕоследстви€ - скрытые, неконтролируемые утечки моторного масла и снижение эффективности охлаждени€ двигател€ вследствие образовани€ эмульсионной смеси антифриза и масла.

¬тора€, более распространенна€ "примета" говорит о проникновении в систему охлаждени€ отработавших газов и пророчит более серьезные последстви€. ¬ этом случае трещина соедин€ет рубашку охлаждени€ с камерой сгорани€ двигател€, и процесс развиваетс€ в двух направлени€х. ѕод действием высокого давлени€, создающегос€ в камере сгорани€ при воспламенении смеси, система охлаждени€ через трещину надуваетс€ гор€чими выхлопными газами. ѕосле остановки двигател€, когда давление в цилиндре становитс€ меньше чем в системе охлаждени€, в него тем же путем просачиваетс€ охлаждающа€ жидкость. ќбладающа€ неплохими моющими свойствами, она вычищает внутренности камеры сгорани€, заодно смыва€ со стенок цилиндра смазку. „асть охлаждающей жидкости на неработающем двигателе поступает в картер и смешиваетс€ с моторным маслом, ухудша€ его смазывающие свойства. ѕомимо этого наличие трещины приводит к падению компрессии, снижа€ способность топливной смеси к воспламенению. ¬ результате в двигателе наблюдаютс€ пропуски воспламенени€, он быстро перегреваетс€ и работает буквально "на износ".

”пом€нутые €вные симптомы разгерметизации каналов смазки и охлаждени€, станов€тс€ заметными, когда трещина достигает внушительной величины. ¬ то же врем€ она начинает свою жизнь с микроскопических размеров и до поры никак себ€ не про€вл€ет. Ёто означает, что отсутствие на момент ремонта двигател€ внешних про€влений, говор€щих о наличии трещин во внутренних полост€х головки, не может служить гарантией того, что механизм "бомбы замедленного действи€" уже не запущен.

—тоит отметить, что не всегда в разгерметизации рубашки охлаждени€ головки виноваты высокие нагрузки и температуры. ƒовольно часто ее причиной €вл€етс€ коррози€. ќна повреждает посадочные поверхности технологических отверстий системы охлаждени€, в которые запрессовываютс€ заглушки. —о временем коррози€ приводит к образованию сквозных отверстий по периметру заглушек и утечкам теплоносител€. Ќеисправность очень коварна, так как обнаружить причину потери охлаждающей жидкости непросто.

¬изуальное обследование головки не всегда позвол€ет обнаружить трещины в ее корпусе. ¬о первых, они хорошо замаскированы слоем нагара и могут иметь незначительные размеры. ¬о вторых, часто трещины открываютс€ не на внешнюю поверхность головки, а в ее внутренние полости (каналы системы смазки и охлаждени€) или же могут скрыватьс€ под седлами клапанов, форкамерами, направл€ющими втулками. ¬ таких случа€х не поможет и примен€ющийс€ иногда метод "про€влени€" трещин пескоструйной обработкой поверхности головки.

 ак быть в таком случае? ќграничитьс€ внешним осмотром и далее положитьс€ на удачу? Ёто очень рискованный путь. »звестно немало случаев из практики, когда только что восстановленный двигатель, ремонт которого стоил клиенту многих дес€тков тыс€ч рублей, оказывалс€ неработоспособным. јвторемонтные предпри€ти€, которые не радует перспектива за свой счет переделывать дорогосто€щую работу и тер€ть авторитет в глазах своих клиентов, давно включили в перечень об€зательных работ, выполн€ющихс€ при ремонте двигател€ или √Ѕ÷, операцию проверки скрытых полостей на герметичность. ѕри наличии специализированного оборудовани€ она выполн€етс€ быстро и стоит клиенту не очень дорого

–азминирование.

ѕрежде чем рассказывать о технологии проверки герметичности внутренних полостей √Ѕ÷, еще раз напомним, в каких случа€х ее следует выполн€ть. ¬ идеале - во всех без исключени€, когда выполн€етс€ ремонт двигател€ или головки. ќсобенно в следующих:

  • если при эксплуатации двигател€ отмечались симптомы, указывающие на нарушение целостности внутренних каналов √Ѕ÷;
  • если поводом дл€ ремонта √Ѕ÷ послужил перегрев двигател€, как правило, чреватый образованием трещин;
  • когда ремонтируетс€ дизельный двигатель, особенно с √Ѕ÷, изготовленной из чугуна;
  • после заварки трещин в легкосплавнной головке дл€ проверки качества выполненных сварочных работ.
  • при приобретении бывшей в употреблении головки взамен вышедщей из стро€.

ќ последнем случае следует сказать особо. —тоимость новой головки блока дл€ подержанного импортного автомобил€, даже без газораспределительного механизма, может повышать уровень 1000 EUR. ≈е приобретение нередко оказываетс€ экономически нецелесообразным, так как цена √Ѕ÷ может быть сравнимой с остаточной стоимостью автомобил€. ќдно из возможных решений - покупка "бэушной" головки.

»д€ таким путем, нужно помнить, что качество головок дл€ автомобилей производства конца 80-х-начала 90-х годов, предлагаемых на разборках, очень низкое. ƒаже если внешний вид головки не вызывает подозрений, устанавливать ее на двигатель без проверки герметичности - опасное зан€тие. ≈ще свеж в пам€ти пример, когда клиент, искавший √Ѕ÷ дл€ "опелевского" дизел€, нама€лс€ вдоволь: ему пришлось привезти в моторный центр ни много ни мало п€ть головок! ¬ четырех из них были обнаружены скрытые трещины. ѕотер€ клиентом времени на их поиски - ничто в сравнении с экономией денег, которые ему пришлось бы заплатить за то, чтобы демонтировать головку, собрать и трегулировать следующую, а затем установить ее на место. » так п€ть раз! —огласитесь, убедительный пример важности контрол€ герметичности перед ремонтом √Ѕ÷.

Ќаиболее удобно и быстро его можно осуществить, использу€ специально предназначенные дл€ этого установки. ќни разрабатываютс€ и изготавливаютс€ р€дом зарубежных фирм. ѕринцип действи€ установок основан на опрессовке внутренних полостей головки с помощью сжатого воздуха. ѕредварительно исследуема€ полость, например, рубашка охлаждени€, заглушиваетс€. — этой целью привалочна€ плоскость головки герметизируетс€ с помощью резиновых прокладок и плиты, выполненной из оргстекла большой толщины. Ќа отверсти€ охлаждающего контура, выход€щие на боковые поверхности головки, также став€т заглушки. „ерез одну из них, снабженную штуцером, внутрь испытуемой полости подаетс€ сжатый воздух при давлении 4- 6 бар.

√оловка погружаетс€ в воду, которой наполнена термоизолированна€ ванна. ¬ воде, температура которой поддерживаетс€ около 70∞—, головка нагреваетс€ до ее рабочей температуры. Ѕлагодар€ тепловому расширению металла, вскрываютс€ все трещины, даже те, что были закрыты при комнатной температуре. ћестоположение трещин определ€етс€ визуально, по истечению сжатого воздуха из полости головки, сопровождающемус€ образованием "волшебных пузырьков". ƒл€ удобства поиска мест утечки установка позвол€ет вращать головку вокруг оси на 360∞—.

√абаритные размеры ванны некоторых моделей установок, позвол€ют проводить опрессовку не только головок, но и блоков, включа€ и V- образные. ѕо€вление сквозных трещин в блоках - €вление более редкое, но и не менее опасное дл€ работоспособности двигател€. Ќе составит труда определить место течи в радиаторе. ќпрессовкой можно не только проверить герметичность контура охлаждени€ или смазки, но и установить характер видимых трещин, сквозные они или нет. — помощью установки можно проконтролировать герметичность посадочных поверхностей направл€ющих втулок клапанов. —лучаетс€, что масло попадает в камеру сгорани€ именно этим путЄм, а не по стержню клапанов, через изношенные маслосъЄмные колпачки и отверсти€ втулок. ¬о всех случа€х "волшебные пузырьки" гарантированно покажут наличие и место неисправности.

ѕодробно особенности процесса опрессовки √Ѕ÷ показаны на иллюстраци€х. »спытани€м подвергались головки 4- цилиндрового бензинового мотора Mitsubishi и 6-цилиндрового дизел€ Mercedes-Benz. –абота выполн€лась на специализированной установке, котора€ обладает характеристиками, делающими ее эксплуатацию экономичной, а работу - удобной. “ермоизолированна€ ванна имеет большие размеры; предусмотрено искусственное освещение рабочей зоны, погружение испытуемого агрегата и его вращение автоматизированы. ”становка комплектуетс€ набором приспособлений дл€ подготовки объекта исследовани€ к опрессовке. ¬се вопросы практической работы продуманы настолько, что проверка герметичности внутренних полостей √Ѕ÷ занимает буквально несколько минут.

Ќельз€ не упом€нуть о другом аспекте применени€ установки, экономическом. ”становка дл€ опрессовки относитс€ к категории технологического оборудовани€, которое характеризуетс€ минимальным сроком окупаемости. ƒействительно, стоимость оборудовани€ - доступна€ эксплуатационные затраты - минимальные, производительность - очень высока€.   этому можно прибавить существующий дефицит подобных услуг на рынке авторемонта. ¬се факторы говор€т за то, что с помощью установки можно не только эффективно решать проблемы ремонта двигателей, но и зарабатывать деньги, предоставл€€ услуги по опрессовке автомобильных агрегатов. ќп€ть же, благодар€ "волшебным пузырькам".

ƒругие наши статьи...


фото

–абота начинаетс€ с установки √Ѕ÷ на подвижную монтажную раму. ѕредварительно на отверсти€ рубашки охлаждени€ в боковой поверхности головки установлены заглушки, одна из них - со штуцером дл€ подвода воздуха.

фото

 аналы системы охлаждени€, открывающиес€ в привалочную плоскость головки, закрываютс€ уплотн€ющими прокладками.

фото

Ќа прокладки устанавливаетс€ прозрачна€ плита, изготовленна€ из оргстекла. ќна позволит осматривать поверхность при испытании.

фото

ѕлита надежно прижимаетс€ мощными струбцинами.

фото

—жатый воздух подаетс€ в полость головки через шланг с быстросъемным разъемом.

фото

ƒана команда "на погружение".

фото

”становка снабжена вентилем и манометром дл€ регулировки и контрол€ давлени€.

фото

»сследуемый агрегат (в данном случае головку блока) можно автоматически вращать на360∞—.

фото

ѕузырьки воздуха нагл€дно показывают местоположение трещины. ¬ данном случае она находитс€ вблизи одной из опор распределительного вала.

фото

Ќе прошло и дес€ти минут, как к обследованию готов очередной объект-√Ѕ÷ двигател€ ћ¬.

фото

” этого агрегата обнаружено две "болевых точки". ќдна из них - трещина под седлом выпускного клапана.

фото

¬тора€ - негерметичность корпуса вблизи одного из выпускных каналов.



—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены