ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

"ћоторист-конструктор",или как правильно собрать двигатель


јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук

—борка - один из самых сложных и ответственных этапов ремонта двигател€, от качества которого зависит его дальнейша€ судьба. ƒефекты деталей, не замеченные при сборке, и ошибки моториста способны во много раз уменьшить ресурс отремонтированного мотора.

–екомендации о правилах сборки двигателей можно прочитать не только в руководствах по ремонту - их дают многие фирмы - производители запчастей, среди которых - известна€ в –оссии немецка€ фирма Kolbenschmidt. ќпыт фирмы по обслуживанию и ремонту двигателей очень интересен и заслуживает того, чтобы с ним познакомить читателей. ј начать мы решили со сборки кривошипно-шатунного механизма.

¬начале небольшое, но очень важное замечание.

—борка двигател€ начинаетс€ с тщательной мойки и дефектовки деталей, а не с установки коленвала. —ледует учесть, что контрольно-измерительные операции на этом этапе отнимают значительно больше времени, чем сам процесс установки и креплени€ деталей.

—борка - это комплексный процесс, к которому недопустимо относитьс€ как к простой Ђотверточнойї технологии.

 онтроль, контроль... и еще раз контроль

Ќакопленный опыт работы убеждает в том, что первое, в чем необходимо убедитьс€, - это соответствие новых вкладышей шейкам коленвала и постел€м блока цилиндров. »звестно немало случаев, когда ошибка, допущенна€ при определении номера детали по каталогу, обнаруживалась только в последний момент при ее установке.

»ногда случаетс€ и так, что в одном и том же двигателе производители примен€ют несколько типоразмеров вкладышей. “ака€ ситуаци€ характерна дл€ моторов Audi-VW, где средний коренной вкладыш может быть как обычного типа с упорными полукольцами, так и с фланцами. “акие вкладыши номинального размера взаимозамен€емы, но фланцевый вкладыш ремонтного размера отличаетс€ большей шириной, что требует дополнительной шлифовки упорных поверхностей коленвала.

¬стречаютс€ и другие несовпадени€: иное расположение замков на вкладышах, несовпадение смазочных отверстий, иной материал при сохранении основных размеров. ¬ отдельных случа€х подобные несоответстви€ несущественны, и вкладыши вполне допустимо использовать в конкретном двигателе, но иногда ошибки при контроле вкладышей могут привести к выходу двигател€ из стро€.  роме того, эти ошибки влекут большие потери времени.

„то еще важно проконтролировать? ѕосадку вкладыша в постель: вкладыш должен иметь необходимые распр€мление (разница между размером вкладыша по разъему и диаметром отверсти€ постели) и выступание (разность длин вкладыша и полуокружности постели). –аспр€мление обеспечивает плотное прилегание вкладыша к поверхности постели, а выступание гарантирует нат€г вкладыша после зат€гивани€ болтов крышки подшипника, что дает плотный контакт вкладыша (в первую очередь тепловой) с отверстием и правильную геометрию подшипника.

 онечно, контролируютс€ отверсти€ постелей, которые измер€ютс€ в 3-х плоскост€х - два измерени€ (ј и ¬) провод€тс€ на угловом рассто€нии %25o от плоскости разъема, а третье (—) - перпендикул€рно ей. ƒалее находитс€ среднее значение (ј+¬)/2 и сравниваетс€ с величиной — - разница показывает некруглость отверсти€ (допустима€ некруглость 0,016-0,022 мм).

јналогичным образом контролируетс€ отверстие подшипника с установленными в постели вкладышами. ƒанное измерение используетс€ дл€ точного определени€ зазора между внутренней поверхностью отверсти€ и шейкой вала (зазор должен составл€ть в среднем 0,04-0,07 мм). ƒл€ этих измерений необходим нутромер, измер€ть которым внутренние размеры вкладышей следует с осторожностью: м€гкий рабочий слой вкладыша легко повредить. ¬ дополнение к этому следует проконтролировать несоосность постелей в блоке, величина которой не должна превышать 0,02 мм дл€ соседних отверстий (самый простой способ - с помощью лекальной линейки).

 ак проверить коленвал?

 онтроль коленчатого вала не менее важен, чем контроль отверстий подшипников. Ќеобходимо убедитьс€ в отсутствии трещин на шейках вала.  рупные трещины видны невооруженным глазом, но обнаружить микротрещины можно только специальными приборами, например магнитным дефектоскопом. Ёкономи€ при проверке коленчатого вала Ђсебе дорожеї - цена повторного ремонта двигател€ в сотни раз выше цены проверки.

„то еще? ќчевидно, качество поверхности шеек. »х шероховатость не должна превышать 0,2 мкм (речь идет о среднем арифметическом значении шероховатости Ra). Ќа некоторых двигател€х после шлифовани€ дополнительно требуетс€ полирование.  роме того, иногда после шлифовани€ на кра€х смазочных отверстий образуютс€ заусенцы, способные сразу же испортить рабочую поверхность вкладышей (заусенцы легко заглаживаютс€ при полировке). ¬се эти особенности в полной мере относ€тс€ и к упорным поверхност€м вала.

ќчень важный параметр - твердость шеек коленвала.

¬ том случае, если мы имеем дело с чугунным коленвалом, особых проблем с твердостью не возникает. –абочие поверхности таких валов закаливаютс€ на заводах токами высокой частоты на глубину до 2-3 мм. Ётого вполне достаточно дл€ сохранени€ твердости при ремонтной шлифовке до 1 мм.

Ќа практике встречаютс€ валы (в частности, стальные) с азотированными шейками, у которых толщина упрочненного сло€ во много раз меньше. ѕоэтому ремонтное уменьшение размеров шеек дл€ таких валов ограничено, как правило, величиной 0,25 мм.  роме того, при перегреве азотированна€ поверхность разупрочн€етс€. ¬ыход один - повторное химико-термическое упрочнение рабочих поверхностей.

ќб€зательна€ операци€ - измерение геометрии самого вала и размеров шеек.  аждую шейку вала измер€ют микрометром в нескольких плоскост€х, чтобы определить диаметр, соблюдение допусков (отклонени€ не более 0,016-0,022 мм) и возможные отклонени€ от цилиндричности (в среднем не более 0,005 мм). «атем вал устанавливаетс€ на призмы и с помощью индикатора провер€етс€ биение коренных шеек и вспомогательных поверхностей (допустимое биение - от 0,01 мм до 0,08 мм). ≈ще один очень важный параметр - непараллельность шатунных и коренных шеек, от которого зависит надежность и долговечность шатунных подшипников, измерить в услови€х —“ќ практически невозможно. Ётот параметр должен провер€тьс€ при шлифовке вала.

Ќаконец, заключительна€ проверка качества ремонта вала - измерение радиусов галтелей.

  сожалению, многие шлифовщики пренебрегают теми требовани€ми, которые изготовители некоторых иностранных моторов предъ€вл€ют к галтел€м. » напрасно - известно немало печальных случаев поломки валов с сильно Ђподрезаннымиї при шлифовке галтел€ми. Ќо и большие радиусы галтелей тоже Ђне подарокї - можно повредить кра€ вкладышей.

Ќа этом контрольные операции не заканчиваютс€. ќчень важное значение имеет состо€ние болтов крышек подшипников, работающих при больших знакопеременных нагрузках. ј на таких режимах возрастает веро€тность усталостного разрушени€, особенно при наличии механических повреждений - рисок, царапин, забоин. Ѕолты с Ђугловойї зат€жкой, работающие на пределе текучести, требуют об€зательной замены в случае, если их длина или диаметр не соответствуют рекомендаци€м изготовителей.

Ќаконец, все проверено, и можно приступать к сборке.

 ак поставить коленвал?

—ама по себе сборка намного проще контрольных операций. ¬ самом деле, дл€ этого надо установить вкладыши в постели, смазать их поверхность маслом, Ђуложитьї коленвал, поставить крышки и зат€нуть, приложив рекомендованный момент. ќднако и здесь есть свои тонкости.

  примеру, как правильно нанести масло на поверхность вкладышей? ѕростой вопрос, а между тем нередко именно здесь совершаютс€ ошибки. Ќекоторые мотористы предпочитают пользоватьс€ кисточкой, другие вообще привыкли смазывать вкладыш пальцем. ќба способа не год€тс€ - вместе с маслом на поверхность вкладыша об€зательно попадет гр€зь. ѕравильный способ может быть только один: смазка из масленки.

ј каким маслом смазывать подшипники? ќтвет многих механиков - моторным. ќднако наберемс€ смелости посоветовать использовать более густое трансмиссионное масло - при первых оборотах двигател€ оно лучше защитит от возможных задиров и прихватов в подшипниках.

«ат€гивать крышки подшипников надо по инструкции завода-изготовител€ - это очевидно. ќднако в инструкци€х не всегда указываетс€, как зат€нуть болты, если их момент зат€жки, к примеру, около 9-10 к√м? ѕо одному и сразу до рабочего момента? Ќет, прин€та ина€ схема, если нет других данных. —начала один болт заворачиваетс€ до Ђкасани€ї, а затем второй - до половины заданного момента. ƒалее окончательно зат€гиваетс€ первый болт, а после него - второй. “ем самым исключаютс€ перекосы крышек и обеспечиваетс€ их равномерна€ зат€жка.

 огда коленчатый вал уже установлен в блоке, необходимо проверить его осевой зазор. Ёто легко сделать с помощью индикаторной стойки, закрепив ее на торце блока. «азор, провер€емый перемещением вала вперед-назад при помощи рычага, не должен быть ни чрезмерно большим (более 0,2 мм), ни слишком малым (менее 0,05 мм).

Ўатунные подшипники собираютс€ аналогично коренным, но необходимо следить за тем, чтобы при посадке шатуна на шейку шатунные болты не повредили ее поверхность. ƒл€ этого на болты полезно надеть пластиковые либо резиновые колпачки или отрезки подход€щего шланга. », конечно, при сборке надо строго контролировать положение крышки относительно шатуна - случаи ошибочной установки крышки подшипника Ђнаоборотї тоже известны...

Ќу вот, сборка двигател€ закончена, установлен поддон картера, головка блока, привод √–ћ, агрегаты. ќднако масла во внутренних каналах вала нет, и после запуска потребуетс€ немало времени, пока оно поступит к подшипникам.

ј этого времени может вполне хватить дл€ повреждени€ подшипников.

»сключить подобные непри€тности несложно, достаточно закачать масло под давлением в систему смазки через переходник, устанавливаемый вместо масл€ного фильтра, либо через резьбовое отверстие датчика давлени€ масла.

–ассматрива€ технологию сборки кривошипно-шатунного механизма, легко убедитьс€, что контрольно-измерительные операции действительно занимают большую часть времени. —ама сборка сродни хирургической операции - все работы необходимо делать в чистоте и аккуратно, тщательно контролиру€ каждый этап. »ными словами, собрать двигатель не так легко, как кажетс€ на первый взгл€д. ƒа и времени уходит уйма. Ќо это вполне разумна€ плата за то, чтобы подшипники двигател€ служили надежно и долго. ј попытка сэкономить обречена на провал, придетс€ платить позднее, но намного больше. Ќо это уже друга€ Ђтехнологи€ї.

Ђјвтомобиль и —ервисї о подшипниках двигателей:

1. ѕочему застучал вкладыш, є 12/2000.

2. ≈сли двигатель стучит, ч. 1, є 8/2000.

3. ≈сли двигатель стучит, ч. 2, є 9/2000.

4. Ќадо ли промывать двигатель, є 3/2000.

ƒругие наши статьи...


фото

“олько сравнение новых вкладышей со старыми покажет, правильно ли они подобраны.

фото

–азмер вкладыша подшипника, измеренный по поверхности разъема, должен быть больше диаметра постели. Ѕлагодар€ этому вкладыш при монтаже плотно прилегает к постели.

фото

»змерение диаметра постели и подшипника (с установленными вкладышами) выполн€етс€ в 3-х плоскост€х. ѕри этом об€зательно выполнение правил зат€жки болтов.

фото

»ндивидуальный контроль размеров каждой шейки коленчатого вала необходим так же, как и контроль диаметра подшипников.

фото

ѕеред сборкой вкладыши смазываютс€ с помощью масленки. ƒругие способы смазки (кистью, пальцем и т.д.) неудачны, т.к. на поверхности вкладышей могут остатьс€ посторонние примеси.

фото

ќсевой люфт коленчатого вала требует об€зательной проверки.



—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены