Повреждение шатунного болта двигателя DEUTZ-2011

Любые вопросы, касающиеся эксплуатации, неисправностей и ремонта дизелей

Модераторы: Aston, AB-Engine, Администраторы

Yuri62
Моторист-профи
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 18 апр 2016, 12:45

Повреждение шатунного болта двигателя DEUTZ-2011

Сообщение Yuri62 »

Здравствуйте уважаемые специалисты. Хочу услышать ваше мнение о причинах поломки 3х цилиндрового дизеля DEUTZ (стоит на вышке). Предыстория - со слов заявителя вся вышка (с эти мотором) была приобретена как новая в 2-13 году. Все ТО проведены сервисом DEUTZ. "Пробег" - 3600 моточасов. Во время работы произошел обрыв шатунного болта, ну и все последующее - раскрыв шатуна одного цилиндра, пробой блока, повр. коленвала и т.д. Масло в норме, дизель воздушно-масляного охлаждения, без антифриза. При разборке (по герметику поддона) вроде как заводской сборки. Нижняя крышка поврежд. шатуна была позже частично разрезана для извлечения остатка вытянувшегося болта.
Хотел бы, чтобы Вы подтвердили или опровергли мое видение произошедшего:
1. По какой-то причине произошла вытяжка одного шатунного болта со значительным утоньшением его диаметра. Пишу - по какой-то, поскольку рассматриваю 2 - брак болта (маловероятно, на мой взгляд, поскольку все целые болты других 2х шатунов имеют разную (в пределах десяток) длину - следовательно, изготовитель предусматривает некоторую вытяжку болтов при их затяжке. На это же указывает и некоторое увеличение шага резьбы и на целых болтах в "свободном" сечении) или превышение момента затяжки на заводе (?) - ставлю вопрос, поскольку на этом поршне после разборки выявлено еще и отсутствие одного стопорного кольца поршневого пальца при отсутствии задиров на гильзе. На мой взгляд, очень маловероятно, чтобы на заводе (пусть даже китайском) одновременно перетянули болт и забыли поставить кольцо, хотя...
2. Частичный раскрыв шатуна из-за вытяжки одного болта привел к проворачиванию вкладышей - один "зашел" на другой, ну и оба их расплющило донельзя:).
3. Затем ударом о блок срезает головку второго болта, сам болт гнет и ломает - крышка полностью раскрылась (разъединилась с шатуном).
4. Никто (оператор) этого не слышит конечно и освободившийся шатун ломает блок и застревает в нем. Хотя допускаю, что последнее могло произойти за 10-20 оборотов шатуна - тогда "поздно" что либо услышать.
5. Масло в нижнюю головку этого шатуна поступало "до последнего" - на это указывает сильный нагрев только нижней головки шатуна ( по таблице цветов побежалости где-то до 240-280 градусов), стержень не перегрет и даже не согнут, форсунка охлаждения донышка подавала масло, палец и поршень в идеале. По состоянию всех остальных вкладышей (коренных и шатунных) давление масла в системе присутствовало до самой аварии нормальное (ну или, если и снизилось, то некритично для остальных деталей).
Спасибо, если покритикуете. Ссылка на фотки: https://cloud.mail.ru/public/GZCn/YcN3nn3FQ
Yuri62
Моторист-профи
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 18 апр 2016, 12:45

Re: Повреждение шатунного болта двигателя DEUTZ-2011

Сообщение Yuri62 »

Добавлю еще - дизель практически не нагруженный - крутит только гидронасос для создания давления в гидроцилиндрах подъема стрелы вышки. Атмосферник. Насос-форсунки. Стоят датчик мин. давления масла и перегрева - не срабатывали. Обороты макс. 2500 (на табличке). Двигатель D 2011 L03I.
Yuri62
Моторист-профи
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 18 апр 2016, 12:45

Re: Повреждение шатунного болта двигателя DEUTZ-2011

Сообщение Yuri62 »

Перенес тему в раздел: "Любые вопросы о дизелях DEUTZ всех серий".
Аватара пользователя
wal
Технический директор
Сообщения: 2636
Зарегистрирован: 20 авг 2008, 21:45
Откуда: moscow city

Re: Повреждение шатунного болта двигателя DEUTZ-2011

Сообщение wal »

В вытяжку шатунного болта при эксплуатации не верю.Обычно так бывает когда сначала проворачивпет и приваривает вкладыши,а уже потом и отрывает болты и крышку шатуна.Если болт оторвало до резьбы,то так и было.
EndoSteel
Технический директор
Сообщения: 693
Зарегистрирован: 27 дек 2012, 21:04
Откуда: Москва

Re: Повреждение шатунного болта двигателя DEUTZ-2011

Сообщение EndoSteel »

Такое ощущение что из уже собранного мотора зачем-то достали один шатун, а потом воткнули обратно, не заменив болты. И кольцо забыли. Если на других болтах заметна вытяжка в резьбе, то тянули их на заводе "с запасом" и одной перезатяжки могло хватить для обрыва.
Yuri62
Моторист-профи
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 18 апр 2016, 12:45

Re: Повреждение шатунного болта двигателя DEUTZ-2011

Сообщение Yuri62 »

wal, я больше склоняюсь к версии endosteel, что болт получил начальную вытяжку при затяжке (на заводе или при каком-то ремонте - не знаю). Добавил по ссылке фоток, в т.ч. фотки с неповрежденным вкладышем с другого цилиндра в крышку поврежденного шатуна. Вкладыш вставляется штатно, с небольшим натягом, зазора между крышкой и вкладышем (на просвет) не видно. Из чего я делаю косвенный вывод, что, скорее всего, крышка повр. шатуна не изменила геометрию - а это, как я поимаю, "не вяжется" с первоначальным повр. вкладыша и, как следствие, нештатных ударных нагрузок на повр. шатун, хоть на крышку и приходится несоизмеримо меньшая нагрузка, чем на часть НГШ в самом шатуне. Тут есть еще один момент - как правило, если приотпускается один из болтов, то на месте стыка крышки и шатуна практически всегда видны следы наклепа от нештатного движения крышки относительно шатуна. Здесь такого не видно, как будто за один оборот крышку и шатун разъединили и все. Хотя, возможно, из-за данной конструкции колотого шатуна этих следов нет? Что скажете?
Аватара пользователя
wal
Технический директор
Сообщения: 2636
Зарегистрирован: 20 авг 2008, 21:45
Откуда: moscow city

Re: Повреждение шатунного болта двигателя DEUTZ-2011

Сообщение wal »

Следы вскрытия есть?Т.е. видно что мотор вскрывался,не заводской герметик ит.д...Если бы был какой заводской брак или ещё что,то мотор не отработал бы столько часов.Обычно все косяки вылазиют при первых 100-1000 моточасов.Так что увы...Сначало проворот,потом обрыв болтов.Просто оператору было по барабану,стуки шумы и т.д...И если бы сначала всётаки оборвало болт,то наклёп был бы по любому,так что в вытяжку болта не верю.Чудес не бывает.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: Повреждение шатунного болта двигателя DEUTZ-2011

Сообщение AB-Engine »

Где фотки? :roll:
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Yuri62
Моторист-профи
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 18 апр 2016, 12:45

Re: Повреждение шатунного болта двигателя DEUTZ-2011

Сообщение Yuri62 »

Следов вскрытия поддона вроде как нет - стоял на заводском черном герметике (со слов спецов сервиса по спецтехнике, где разбирали мотор, такой герметик применяет завод). Еще раз повторю - по данным владельца техники (вышки) они купили эту вышку новой в Москве (год выпуска 2013), сами в мотор не лазали, делали только ТО по м/часам). Мне тоже кажется странным, что, если это брак завода, то мотор отработал бы 3600 м/часов.
wal, а как тогда быть с не измененной (но сегодня еще раз поточнее проверю расстояние между отв. под шат. болты и выложу фотки) геометрией нижней крышки этого шатуна? Там добавил фотки этой крышки с установленным мной вкладышем с целого шатуна. По тому, с чем я сталкивался, если происходит ограничение подачи масла к шейке, то, как правило, даже, если проворачивает вкладыши, то ни разу не видал, чтобы один вкладыш "налез" на другой - они обычно оба разбиты (в разной степени), но раздельные. Тут же один на другом и оба расплющены - там фотка остатка вкладышей - так это они оба.
AB-Engine, фотки вот здесь: https://cloud.mail.ru/public/GZCn/YcN3nn3FQ
Аватара пользователя
wal
Технический директор
Сообщения: 2636
Зарегистрирован: 20 авг 2008, 21:45
Откуда: moscow city

Re: Повреждение шатунного болта двигателя DEUTZ-2011

Сообщение wal »

То что один вкладыш налазит на другой,это нормальное явление при провороте.Всегда по разному бывает,попадалось даже такое,что вкладышей вобще не было,всё в труху.
Аватара пользователя
wal
Технический директор
Сообщения: 2636
Зарегистрирован: 20 авг 2008, 21:45
Откуда: moscow city

Re: Повреждение шатунного болта двигателя DEUTZ-2011

Сообщение wal »

Видать мало у вас опыта...
Yuri62
Моторист-профи
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 18 апр 2016, 12:45

Re: Повреждение шатунного болта двигателя DEUTZ-2011

Сообщение Yuri62 »

wal, как вы это себе представляете при нераскрывшейся (хотя бы частично приоткрывшейся) НГШ, если толщина каждого вкладыша 2мм? А если вкладыш уже раздолбило ударами до толщины фольги, то и отверстие в НГШ уже будет яйцевидным, разве не так? Это же дизель. Могу ошибаться, разъясните.
Yuri62
Моторист-профи
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 18 апр 2016, 12:45

Re: Повреждение шатунного болта двигателя DEUTZ-2011

Сообщение Yuri62 »

Видать мало у вас опыта... - понимаю, поэтому к вам сюда за разъяснениями и пришел.
advarh
Старший мастер
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 14 фев 2013, 10:59

Re: Повреждение шатунного болта двигателя DEUTZ-2011

Сообщение advarh »

В Камазе не один раз видел,как при провороте один вкладыш на другой наползал. Правда на коренных шейках
Yuri62
Моторист-профи
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 18 апр 2016, 12:45

Re: Повреждение шатунного болта двигателя DEUTZ-2011

Сообщение Yuri62 »

Кстати, не знаю по какой причине и кто мне в подписи приписал "моторист" :D - сам вроде как я этого не указывал при регистрации...
Ответить