Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Вопросы диагностики механической части и электронных систем управления, топливоподачи и зажигания любых моторов, включая топливную аппаратуру дизелей.

Модераторы: AB-Engine, Aston, Администраторы

Ответить
Серёга
Технический директор
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 10 май 2006, 20:08
Откуда: Тула

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Серёга »

Андрюша писал(а):Столкнулся с ситуацией, когда на полностью прогретом моторе при резком открытии дросселя с хх давление пв со резко подскакивает, потом при сбросе оборотов также резко падает.
осмелюсь предположить подкипание в рубашке мотора?
На кипение никак не похоже. Если подкипать начинает на повышенных оборотах и повышенном давлении, то при снижении оборотов (уменьшении циркуляции) и снижении давления, кипение будет только усиливаться, что не будет отражаться снижением давления, что уже противоречит описанным признакам. Так что влияние качества антифриза в данном случае очень сомнительно.
Если пробка проверена и радиатор новый, остается вероятность микротрещин в КС. Проверять надо!
Учитывая, что машинка с ГБО и очень давно, вероятность очень высокая.
Андрюша писал(а):антифриз в канистре как остыл - перестал пенится, ведет себя как ни в чем не бывало.
Видимо газ вышел :wink: можно было бы нагреть для пробы.
Андрюша
Моторист-профи
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 28 ноя 2015, 14:47
Откуда: краснодар-москва

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Андрюша »

Серёга, спасибо за ответы и терпение.
собрал манометр из сантехнических приблуд, как проверю всё, прояснится.
отпишусь, может кому-тг интересно будет.
большое спасибо за всё с картинками в док.файле, всё доступно и доходчиво.
но рассмотрены не все возможные неисправности, да и как их рассмотреть, если их может быть великое множество, на талмуд потянет. :)
zub733
Инженер по гарантии
Сообщения: 337
Зарегистрирован: 15 фев 2009, 23:30
Откуда: Ростов-на-Дону

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение zub733 »

Здравствуйте господа!

сегодня в пробке отказал электрический вентилятор охлаждения радиатора.
Благодаря бортовому компу увидел как темп.поползла за 100.
вырулил на обочину,капот вверх,"вентиль" молчит.заглушил на 105 градусах поползло еще до 107 по инерции.Завел ,сполз на метр в обочину,чтобы ж*ппа не висела на дорогу,(заодно перемешался антифриз в блоке,чтобы в голове не закипел,кмк),и тут же заглушил снова.Остыл,дождался рассоса пробок,включил печку на полную,вентилятор кондёра на постоянку и доехал домой.

Чревато ли все это пришествие короблением головки(107 градусов по инфе из мозга ЭСУД) ? клапан крышки расширительного бачка аварийно давление не сбрасывал,шланги были сильно твердые ,антифриз не кипел(сбросный клапан в крышке регулярно проверяю спичкой на свободный ход).
Спасибо за внимание.
Серёга
Технический директор
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 10 май 2006, 20:08
Откуда: Тула

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Серёга »

Здесь всё зависит от авто, вида прокладки под головкой, рабочей температуры двигателя, давлении в системе, ну и причины, по которой не сработал вентилятор.
Если радиатор был полностью горячий, т.е. термостат исправен, то при макс. рабочем давлении в системе - 107 С это не много. При жесткой прокладке под головкой вероятно проблем не будет.
По крайней мере, не хуже чем постоянно обдувать двигатель, не давая подняться давлению в системе охлаждения.
Все другие варианты - потребуют проверки и уточнения.
zub733
Инженер по гарантии
Сообщения: 337
Зарегистрирован: 15 фев 2009, 23:30
Откуда: Ростов-на-Дону

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение zub733 »

Серёга писал(а):Здесь всё зависит от авто, вида прокладки под головкой, рабочей температуры двигателя, давлении в системе, ну и причины, по которой не сработал вентилятор.
Если радиатор был полностью горячий, т.е. термостат исправен, то при макс. рабочем давлении в системе - 107 С это не много. При жесткой прокладке под головкой вероятно проблем не будет.
.
nexia двиг. a15mf 16клап.мозги включают вентилятор на 97градусах на полную(никаких пониженно промежуточных оборотов нет)
и выключают через - 5 градусов,т.е. на 92.
термостат исправен (слежу),радиатор был горячий жуть,давление в системе присуттствует( шланги были гораздо тверже чем обычно),крышку проверяю,проклпдка элринг(только поменял неделю назад),обычная стандартная для этого мотора(другой у элринга нет)бутеброд из "паранита" и металла в середине
Реле включения вентиля сработало ,я его слышал.кинул провода напрямую на разьем вентилятора от батареи-тишина,мотор стоит.

мотор вентилятора охлаждения радиатора - "бац и все",видимо щетки зависли стерлись(227тыс.км. ему видимо время пришло)

п.с1
точно щетки зависли снял моотр вентилятора ,пара жестких,хороших ударов по корпусу и он заработал,буду менять мотор
п.с.2 все обошлось?
Серёга
Технический директор
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 10 май 2006, 20:08
Откуда: Тула

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Серёга »

zub733 писал(а):[
п.с.2 все обошлось?
А что комп то думает? Ошибка по температуре была?
zub733
Инженер по гарантии
Сообщения: 337
Зарегистрирован: 15 фев 2009, 23:30
Откуда: Ростов-на-Дону

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение zub733 »

Серёга писал(а):
zub733 писал(а):[
п.с.2 все обошлось?
А что комп то думает? Ошибка по температуре была?
если комп=ЭСУД двигателя,то эти "мозги" простенькие (ЕВРО_2 до 2008 г.) так не умеют думать, и ошибки по перереву показывать(я ни разу не видел).
а сам борт.комп. (благодаря которому увидел как тепмератуа поползла за 100) не штатный ,просто инфу с мозга по К-лайн снимает (произв.Тольятти "Штат" ,для нексии евро-2)

Привычка всегда посматривать на бортовик с параметрами двигателя,он вместо часов штатных в панель ставится.
Вот на нем и полезла температура до 107,а штатный показометр в приборке стоял посредине в рабочей зоне и только чуть стронулся на пару мм ,видимо инерционность дюже большая...даже не представляю какая была бы в итоге тепература в башке,пока бы я заметл что стрелка показометра бодро направилась в "красное"
Серёга
Технический директор
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 10 май 2006, 20:08
Откуда: Тула

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Серёга »

zub733 писал(а):если комп=ЭСУД двигателя,то эти "мозги" простенькие (ЕВРО_2 до 2008 г.) так не умеют думать, и ошибки по перереву показывать(я ни разу не видел).
"
Если бортовик не показывает ошибки, надо подключить сканер и проверить, что в памяти.
Можно снять колодку с датчика температуры и провода на колодке замкнуть - проверить какая ошибка появится.
zub733
Инженер по гарантии
Сообщения: 337
Зарегистрирован: 15 фев 2009, 23:30
Откуда: Ростов-на-Дону

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение zub733 »

Серёга писал(а):
zub733 писал(а):если комп=ЭСУД двигателя,то эти "мозги" простенькие (ЕВРО_2 до 2008 г.) так не умеют думать, и ошибки по перереву показывать(я ни разу не видел).
"
Если бортовик не показывает ошибки, надо подключить сканер и проверить, что в памяти.
Можно снять колодку с датчика температуры и провода на колодке замкнуть - проверить какая ошибка появится.
"джекичан" не горел при росте теvпературы до 107С ,при отказе вентилятора.Сегодня закорочу контакты идущие от ДТОЖ к "мозгу" ,посмотрю код ошибки если загорится CHECK...и поменяю масло (5W50 с 2009 года, интервал 5-7 ткм ,спасибо форуму и сайту)
Спасибо Серёга!
Андрюша
Моторист-профи
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 28 ноя 2015, 14:47
Откуда: краснодар-москва

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Андрюша »

Вопщем, отписываюсь, как обещал.
сижу сейчас в машине, вентилятор срабатывает не-знаю-какой раз, больше десяти, точно.
давление в системе - 1.0 бар.
при поднятии оборотов до визга - тахометра нет - давление поднимается на 0.05 (на глаз стрелка еле сдвигается) падает синхронно со сбросом оборотов.
Манометр - из хозмага - китайпром - для сантехников - до 6 бар, цена деления - 0.1 бар.
машина была в начале не совсем холодная, 40-50 град.
дунул насосом в бачек 0.3 бара и завел.
Залита 5-я вода, пробег на ней - 350-400 километров.
всего на пяти водах маш на прошла 3500-4000 км, для качественной промывки.
каждый раз сливал серую жижу с запахом тосола.
как - то так, грешу на промывку лавр 2и1, так как своими руками стирал слизь с датчика вентилятора латунного. А радиатор нм печке "оренбург" из "какой-то" меди.предполагаю, что и в нем остались этого добра залежи, которые, смешавшись с антифризом дали такой эффект.в пользу этого говорит что печка после промывки лавром стала намного хуже греть, но лето, не заметно. Сейчас на пятой воде печка жарит.
до сих пор не уверен, что все промылось начисто.
Может кому-то будет интересно не наступить на эти грабли, а то и движок так запороть можно.
Серёга
Технический директор
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 10 май 2006, 20:08
Откуда: Тула

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Серёга »

Андрюша писал(а):при поднятии оборотов до визга - тахометра нет - давление поднимается на 0.05 (на глаз стрелка еле сдвигается) падает синхронно со сбросом оборотов.
.
Так самое интересное - падает на сколько? И какое давление ограничивает пробка?
А как было до этого, в цифрах?
Кстати, если всё нормально, то если выдержать повышенные обороты до выключения вентилятора, то можно было заметить, что давление немного снизилось, примерно на те же 0,05-0,03.
Андрюша
Моторист-профи
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 28 ноя 2015, 14:47
Откуда: краснодар-москва

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Андрюша »

Мучал так движок наверно с час.
из соединения манометра с разными сантехпереходникамитройниками идрипр вышел воздух появились капли воды ( грешен, фумленту, видать мало мотал).
В итоге установилось на хх 0.9 бар, на оборотах явно выше отсечки (карбюратор) - 0.95 бар.
падает до 0.9 синхронно с дросселем.
до этого с "грязным" тосолом манометра не было, щупал верхний шланг радиатора через тряпку.
тактильно, был на хх "очень упругим" , ну, как с манометром 0.9-1, при открытии дросселя "каменел".
Андрюша
Моторист-профи
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 28 ноя 2015, 14:47
Откуда: краснодар-москва

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Андрюша »

Пробка срабатывает по "манометру" 1.5, прикрывает 1.4, полностью закупоривается - 1.2
Серёга
Технический директор
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 10 май 2006, 20:08
Откуда: Тула

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Серёга »

Андрюша писал(а):В итоге установилось на хх 0.9 бар, на оборотах явно выше отсечки (карбюратор) - 0.95 бар.
падает до 0.9 синхронно с дросселем.
до этого с "грязным" тосолом манометра не было, щупал верхний шланг радиатора через тряпку.
тактильно, был на хх "очень упругим" , ну, как с манометром 0.9-1, при открытии дросселя "каменел".
Вот и хорошо, если в другой раз что покажется, всегда можно проверить приборчиком. :D
Серёга
Технический директор
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 10 май 2006, 20:08
Откуда: Тула

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Серёга »

Андрюша писал(а):Пробка срабатывает по "манометру" 1.5, прикрывает 1.4, полностью закупоривается - 1.2
Да, пробочку надо бы заменить. Если она разборная, можно резинку на выпускном клапане просто перевернуть, чтоб регулируемое давление было немного ниже и закрытие клапана четким.
Увидите сами, что седло клапана вминает резинку и порог открытия увеличивается.
Всё дело в том, что медные Оренбургские радиаторы проверяют на заводе при 1,5 бар, как говорил главный конструктор этих радиаторов, и запаса по давлению собственно нет. Лучше ограничить давление в системе 1,2-1,3.
Ответить