50 лет со дня гибели Юрия Гагарина

Любые вопросы, касающиеся исторических событий в технике, истории, музеев, современных и прошлых проектов и технологий

Модераторы: Aston, AB-Engine, Администраторы

Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

50 лет со дня гибели Юрия Гагарина

Сообщение AB-Engine »

Если кто забыл или был не в курсе.

Сегодня траурная дата - 50 лет со дня гибели Первого космонавта мира Юрия Алексеевича Гагарина.

Вполне можно проводить параллели с советским официозом, развалившим все, что можно, и устраивавшим катастрофы во все времена. Но... не будем. Лучше почтим память космонавта минутой молчания - он погиб 27 марта 1968 года во время тренировочного полета. И напомним, что в отличие от штатных кремлевских "плакальщиков" и "сказочников", в нашей комиссии по расследованию причин катастрофы самолета Первого космонавта есть инженерная подкомиссия, возглавляемая профессиональным военным авиаинженером, полковником в отставке Эдуардом Шершером, и летная подкомиссия во главе с полковником Николаем Сергеевым — самым настоящим профессиональным пилотом, имеющим налет 7000 часов.

Изображение

Несомненной заслугой полковника Сергеева является то, что на базе наших данных по инженерной части он провел свое собственное расследование летных вопросов, в котором обратил внимание на огромное количество "несущественных мелочей" и "второстепенных фактов" в организации этого полета, намеренно или случайно уже более 50 лет игнорируемых всеми как один "плакальщиками" и "сказочниками", занимавшимися этой проблемой. В результате картина этого летного происшествия на сегодняшний день представляется нам почти совсем прозрачной.

Суть этого летного происшествия в следующем - это длинная цепочка вопиющего раздолбайства и совкового разгильдяйства. Но мы рекомендуем это все-таки прочитать :shock: :
1. Гагарин был назначен руководителем летной подготовки отряда космонавтов.
2. Он поставил условие - приму командование, если разрешат летать.
3. Командующий ВВС в конце концов такое разрешение выдал, но с условием подготовки.
4. Подготовка с инструктором была проведена в полном объеме на самолете МиГ-15, был назначен самостоятельный вылет на МиГ-17.
5. Однако командование отряда космонавтов и лично генерал Каманин решили "еще раз проверить" Гагарина перед самостоятельным вылетом, т.е. перестраховаться. А чтобы еще тщательнее перестраховаться, генерал Каманин приказал командиру полка Серегину "лично" провести контрольный полет Гагарина.
6. Решение о том, чтобы "еще раз", было принято в 18.00 26.03.1968, накануне дня первого самостоятельного вылета на самолете МиГ-17.
7. Решение было в виде приказа передано командиру полка Серегину в 8.00 27 марта 1968 года.
8. Полковник Серегин в этот момент в части не просто отсутствовал, а и не собирался там присутствовать.
9. Накануне, а именно 26.03.1968 была составлена плановая таблица полетов, где никакой проверки Гагарина "еще раз" не было, а все самолеты полка были распределены по пилотам-космонавтам.
10. Полковник Серегин был взбешен - мало того, что надо ехать на аэродром, так еще и надо где-то достать самолет, на котором "еще раз проверить".
11. У полковника было 2 варианта:
- отменить полет Гагарина, т.е. перенести его на другой день,
- высадить кого-то из пилотов-космонавтов и заменить его Гагариным.
12. Полковник нашел 3-е решение.
13. В ТЭЧ в это время на регламетных работах стоял самолет МиГ-15 УТИ №18, который в полетах не участвовал.
14. Естественно, этот самолет и не готовился к этим полетам - на нем висели подвесные баки, у него не был заряжен самописец параметров полета.
15. Но этим дело не ограничилось. На этом самолете была снята ручка управления в задней кабине и открыт кран вентиляции этой кабины.
16. Это было сделано для подготовки к так называемым показательным катапультированиям для космонавтов - чтобы уравнять двление в кабине с атмосферой (легче открывать фонарь) и чтобы ручка не мешала катапультированию.
17. И это не было чем-то из ряда вон - такие самолеты имелись в ВВС СССР - без задней ручки, специально для катапультирований.
18. Вот этот самолет и велел достать из ТЭЧ командир полка Серегин, и на этом самолете он дал приказание лететь.
19. Почему полковник Серегин полетел без ручки? Потому что считал, что Гагарин уже готов к самостоятельным полетам, а сам полковник если что, подскажет.
20. Судя по всему, у Серегина были какие-то дела вне службы, поэтому он спешил и приказал взлетать, не дожидаясь разведки погоды. И вот это тоже, вместе с отсутствующей ручкой, сыграло с ними самую злую роль...
21. Выйдя в зону, экипаж Гагарин-Серегин увидел совсем не ту погоду, которая должна быть, и Серегин скомандовал возвращаться. Этим объясняются всего 4 минуты в зоне вместо 20 минут.
22. При снижении самолет попал в сплошную эшелонированную облачность, и Гагарин, не имея практики слепых полетов, потерял пространственную ориентировку - это очень тяжелая ситуация, фактически болезнь (лечится только длительными тренировками, которых у Гагарина не было). Пилот в таком состоянии через небольшое время вообще перестает реагировать на команды и что-либо понимать - впадает в своего рода транс, прострацию.
23. Серегин не имел ручки и смог педалями только удерживать самолет без крена. Судя по всему, на команды Серегина Гагарин не реагировал, будучи в прострации, характерной для такого состояния.
24. Важно, что никакого штопора не было и быть не могло, потому что вывести самолет из штопора в облаках по приборам невозможно в принципе, а к моменту удара о землю скорость была почти 700 км/час, что было бы невозможно при низкой облачности 400 м и штопоре.
25. Как только самолет вышел под облака, происходит почти мгновенное включение сознания у летчика, потерявшего пространственную ориентировку - и Гагарин, увидев горизонт, сразу же взял ручку на себя до упора.
26. Но было уже поздно - облачность 400 м не позволяла вывести самолет из пикирования, и он под большим углом атаки врезался в землю через несколько секунд... :cry:

Далее работала гос.комиссия под руководством главного царедворца ВВС генерал-полковника Мишука, задача которой была только одна - полностью скрыть реальные причины катастрофы (в противном случае могли пострадать множество генералов и маршалов). Что комиссия очень успешно сделала - 50 лет уже прошло, а воз и ныне там же - именно про это и воют кремлевские "плакальщики" и "сказочники" :mrgreen: :twisted: .

Подтверждением того, что комиссия просто врала и внаглую "вешала лапшу на уши", является вывод комиссии о попадании самолета в некие закритические режимы в результате отворачивания от препятствия, т.е. о штопоре - вот такой это был шедевр, с точки зрения вранья :evil: :

"Вероятной причиной катастрофы является выполнение резкого маневра для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности, или отворота от шара-зонда, с последующим попаданием самолета в закритические режимы полета в усложненных метеоусловиях".

И такое вранье прокатило даже несмотря на то, что летчики, входившие в комиссию, отлично знали, что никакого штопора (закритических режимов) не было и быть не могло, потому что при 400 м облачности вывести из штопора (самолет в момент удара не имел крена) и набрать скорость почти 700 км/час невозможно. Потому что невозможно в принципе.

Если кому интересно - все материалы нашего расследования здесь.
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: 50 лет со дня гибели Юрия Гагарина

Сообщение AB-Engine »

Как мы понимаем, сегодня ни одна путенская проститутка ни на одном зомби-канале не вспомнила о Гагарине :evil: . Не до Гагарина им, понятно. Но мы одобрям, чо - верной дорогой идут :twisted: .
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Romni
Технический директор
Сообщения: 1120
Зарегистрирован: 13 янв 2013, 11:08

Re: 50 лет со дня гибели Юрия Гагарина

Сообщение Romni »

А под каким углом и с какой скоростью он должен был упасть, если бы действительно вошёл в штопор?
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: 50 лет со дня гибели Юрия Гагарина

Сообщение AB-Engine »

Штопор - это падение с креном и скоростью около 300. И по-другому, если штопор, и не могло быть, потому что облачность была низкой, ее не хватило бы для перехода в пикирование. А пикирование - это без крена и почти 700 в момент удара. Вот оно и было, и без всякого штопора - Серегин подправлял крен педалями, а ручку взять не мог, ее не было.
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Romni
Технический директор
Сообщения: 1120
Зарегистрирован: 13 янв 2013, 11:08

Re: 50 лет со дня гибели Юрия Гагарина

Сообщение Romni »

Тогда возникают вопросы:
1. Если Серёгин видел, что внизу густая облачность - зачем приказал снижаться? Он что, вообще ничего не знал о фактической лётной подготовке Гагарина?
По идее, оказавшись на месте инструктора без ручки и зная, что обучаемый плохо (от слов "вообще" и "никак") подготовлен к слепым полётам - надо первым делом подняться повыше (где нет облаков, видимость хорошая), и после этого подумать, как долететь до аэродрома и сесть.

2. Если они реально потеряли ориентировку в облаках - почему не катапультировались? Катапульты были не заряжены, или их вообще не было?
Может ли инструктор принудительно катапультировать обучаемого, если обучаемый в полёте впал в ступор или потерял сознание, а самолёт падает?

3. Что вообще по плану должны были делать Серёгин и Гагарин в зоне полётов? Типа, крутить фигуры высшего пилотажа на максимальной скорости, предельно малой высоте и в густых облаках?
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: 50 лет со дня гибели Юрия Гагарина

Сообщение AB-Engine »

Romni писал(а):1. Если Серёгин видел, что внизу густая облачность - зачем приказал снижаться? Он что, вообще ничего не знал о фактической лётной подготовке Гагарина?
По идее, оказавшись на месте инструктора без ручки и зная, что обучаемый плохо (от слов "вообще" и "никак") подготовлен к слепым полётам - надо первым делом подняться повыше (где нет облаков, видимость хорошая), и после этого подумать, как долететь до аэродрома и сесть.
Это закономерный результат вылета без разведки погоды - обычное дело. Именно по этой причине никто без погоды не вылетает.
Romni писал(а):2. Если они реально потеряли ориентировку в облаках - почему не катапультировались? Катапульты были не заряжены, или их вообще не было? Может ли инструктор принудительно катапультировать обучаемого, если обучаемый в полёте впал в ступор или потерял сознание, а самолёт падает?
Это невозможно - вот тут ответ. Инструктор ничего принудительно не может.
Romni писал(а):3. Что вообще по плану должны были делать Серёгин и Гагарин в зоне полётов? Типа, крутить фигуры высшего пилотажа на максимальной скорости, предельно малой высоте и в густых облаках?
Слетать и вернуться. А вообще никто точно не знает, поскольку этого полета не было в плановой таблице. Но все уверенно говорят, что должен был быть простой пилотаж в зоне на высоте 4000 м.
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Romni
Технический директор
Сообщения: 1120
Зарегистрирован: 13 янв 2013, 11:08

Re: 50 лет со дня гибели Юрия Гагарина

Сообщение Romni »

AB-Engine, не нашёл по ссылке ответа на вопрос №2...

Ну не могли они определить и стабилизировать положение самолёта - и что? Вроде как катапультирование возможно при любой скорости и любом пространственном положении самолёта - была бы высота достаточная...

И летали они в специально предназначенной для полётов зоне - а, как правило, такие зоны над мегаполисами, атомными электростанциями и т.д. не располагаются, зоны для тренировочных полётов обычно бывают над ненаселённой (в крайнем случае малонаселённой) местностью... То есть самолёт можно покинуть в воздухе без страха, не опасаясь гибели людей на земле...

И ещё, если самолёт был специально "заточен" под отработку катапультирования - им сам бог велел катапультироваться...
Кстати, при тренировочном катапультировании космонавта должен был открываться фонарь всего экипажа, или только фонарь "парашютиста"? И кто должен был привести в действие катапультное кресло "парашютиста" - сам "парашютист", пилот самолёта, или некая автоматика (управляемая по радио с земли, и т.д.)?

Довод про абсолютную надёжность радиооборудования самолёта тоже выглядит неубедительно... Невозможно на 100% исключить вероятность повреждения радиопередатчика, ларингофонов/микрофонов и соединительных проводов... Вообще, по какой схеме на этом самолёте была выполнена рация: трансиверной или раздельной (радиоприёмник и радиопередатчик выполнены полностью отдельно друг от друга)?
И что важно - раз самолёт был полулегально взят с техобслуживания, то где гарантия, что с радиооборудованием были проведены все положенные регламентные работы?
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: 50 лет со дня гибели Юрия Гагарина

Сообщение AB-Engine »

Выше - версия, основанная на фактах. А вымыслов, не имеющих никакого отношения к фактам, придумано за 50 лет больше 50 - по вымыслу в год.
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Romni
Технический директор
Сообщения: 1120
Зарегистрирован: 13 янв 2013, 11:08

Re: 50 лет со дня гибели Юрия Гагарина

Сообщение Romni »

AB-Engine, нет, отсутствие информации о катапультах - это очень серьёзный пробел данной статьи (или книги)...

Допустим, Серёгин понял, что самолёт вошёл в сплошную облачность, самолёт начало серьёзно "колбасить", Гагарин в передней кабине "ни мычит, ни телится", у него самого нет ручки...
Он должен был озадачиться такими вопросами:

1. Почему Гагарин не может удержать самолёт в горизонтальном полёте:
а) произошла неисправность в системе управления рулями высоты и элеронами (рули и элероны "не слушаются" ручку);
б) Гагарин не слышит его команд из-за отказа самолётного переговорного устройства;
в) Гагарин растерялся и впал в ступор;
г) Гагарин потерял сознание;
д) Гагарин умер (инфаркт, инсульт и т.д.)?

2. Если Гагарин впал в ступор или потерял сознание - то когда он оклемается? Где гарантия, что густая облачность не до самой земли? (А если у него инфаркт/инсульт - так вообще никогда не оклемается... Если отказ привода управления рулями высоты и элеронами - тоже не отремонтировать...)

3. Вывести самолёт из штопора и посадить его одним рулём направления (то есть педалями) явно невозможно... Будь ты хоть суперпрофи...

4. И сколько так ждать, чем всё закончится? При таком раскладе самолёт в воздухе долго не продержится, упадёт... Надо что-то делать...

По-моему, самое разумное в такой ситуации было - это обоим покинуть самолёт с парашютами...

То есть в статье надо было привести выдержки из нормативных документов для лётчиков-инструкторов - при каких обстоятельствах во время выполнения учебных полётов им можно катапультироваться.

Кроме всего этого, есть ещё одно слабое место... У самолётов МиГ-15 максимальная скорость горизонтального полёта на высоте 1000 метров 1015 км/ч. Вопрос - откуда такая уверенность, что для столкновения с землёй на скорости 700 км/ч самолёт обязательно должен был пикировать с большой высоты? По-моему, так упасть можно было и с горизонтального бреющего полёта - набрать скорость 700 км/ч, резко дать ручку вперёд, и готово...
Вот если бы они на самолёте ПО-2 летели, тогда да - чтобы набрать скорость 700 км/ч в момент столкновения с землёй, им бы пришлось подниматься до 4000 метров и оттуда пикировать на полной мощности...
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: 50 лет со дня гибели Юрия Гагарина

Сообщение AB-Engine »

Про неисправности сразу забыли и не обсуждаем больше эти глупости. Это сразу на другие форумки - там где баба Ванга и инопланетяне :twisted: .

Невозможно представить, чтобы командир катапультировался, а курсант остался - такого вообще никогда и нигде не было. Кроме того, медико-криминалистическая экспертиза установила, что в крови членов экипажа не было адреналина. Это значит, что Серегин воспринимал ситуацию как штатную. Гагарин ее, скорее всего, никак не воспринимал. Поэтому ни о каком катапультировании и речи быть не могло.

Есть также свидетельства о том, что в районе аэродрома облачность была 900 м. Тогда Серегин вполне справедливо рассчитывал, что выход под облака на такой высоте вполне достаточно для выхода из пикирования - Гагарин увидит и возьмет ручку на себя. Так и произошло. Но только там, где они вышли, было всего 400 м, а не 900 м, в результате 100-150 м им не хватило :cry: .
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Romni
Технический директор
Сообщения: 1120
Зарегистрирован: 13 янв 2013, 11:08

Re: 50 лет со дня гибели Юрия Гагарина

Сообщение Romni »

AB-Engine, не знаю кто как, а я, когда буду чей-то самолёт угонять - обязательно парашют возьму... Как-то ссыкатно лететь на том, что механики не подготовили к вылету по всем правилам...

Адреналин... А сколько нужно времени, чтобы его содержание в крови достигло высоких концентраций?

Представляю - плотная облачность, самолёт начало сильно колбасить (все приборы глючат, плюс собственные ощущения), курсант впереди "ни алё", ручки у инструктора нет...
А инструктор спокойно так сидит, разве что чипсы из пакетика не хрумкает... Что, нормальная такая ситуация, каждый день бывает, привык - сейчас поколбасимся в облаках и на высоте 900 м выйдем, очнёмся от ступора, полёт стабилизируем...

"Адреналиновый" довод скорее в пользу версии падения с бреющего полёта - вот тогда действительно всё произойдёт так быстро, что никто ничего не поймёт и не испугается
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: 50 лет со дня гибели Юрия Гагарина

Сообщение AB-Engine »

Самолет не готовили - по приказу Серегина вытащили из ТЭЧ и полетели. Есть подозрение, что Серегин сделал это на зло командирам - типа, ах, еще раз проверить? Тогда получите! У нас же написано - у него было только 2 нормальных варианта, но он выбрал 3-й, скорее всего, намеренно. А адреналин - это практически сразу, нужно испугаться. Но никто не испугался.
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: 50 лет со дня гибели Юрия Гагарина

Сообщение AB-Engine »

Если кому интересно. Хотя это такая сильно специфическая тема 8) . Для настоящих ценителей.

Завтра, 12 апреля 2018г. в 14.30 в музее авиации и космонавтики Киевского политехнического университета - конференция, посвященная Гагарину. Там будет доклад американского полковника Сергеева - вот этого, по основной версии гибели Гагарина.

Интересно, что пресловутый Роскосмос приглашал полковника в Москву перед Новым годом, полковник даже приехал из Далласа и сделал 3-часовой доклад по причине гибели Гагарина в музее космонавтики, а Роскосмос даже сделал фильм про это - к 50-летию гибели Гагарина. Но... поскольку совок он и в Африке совок - фильм был запрещен к показу.

Мы предвидели весь этот совковый бардак, поэтому плавно перенесли обсуждение из Москвы в Киев :D .
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Руслан27
Технический директор
Сообщения: 1255
Зарегистрирован: 07 ноя 2016, 23:00
Откуда: Севастополь, Украина. Киев

Re: 50 лет со дня гибели Юрия Гагарина

Сообщение Руслан27 »

AB-Engine писал(а): Мы предвидели весь этот совковый бардак, поэтому плавно перенесли обсуждение из Москвы в Киев :D .
И это правильно!
Бандеровец
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: 50 лет со дня гибели Юрия Гагарина

Сообщение AB-Engine »

Вот - кому интересно, фотоотчет-слайдшоу про Круглый стол, посвященный 57-й годовщине полета Юрия Гагарина в космос и 50-й годовщине его гибели, который прошел в Киеве в Киевском политехническом институте им.И.Сикорского 12 апреля 2018 года.

Изображение
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Ответить