Продолжаем тренинг для экспертов

Вопросы, касающиеся досудебной и судебной экспертизы неисправностей ДВС

Модераторы: Aston, AB-Engine, Администраторы

Ответить
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Сообщение AB-Engine »

Bad Lama писал(а):а Мондео в России нынче собирают? =)))
там шестерня на конусе, вроде, сидит...
Там нет никакого конуса - просто скользящая посадка - обычный маздовский моторчик.
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Сообщение AB-Engine »

RVR068 писал(а):
AB-Engine писал(а):Поэтому клапана не были деформированы - они могли только упруго гнуться в момент касания поршня, но без заметной остаточной деформации.
Вы хотите сказать, что стержни всех клапанов и внутренняя поверхность направляющих в идеальном состоянии? Включая обломанные?
Да, именно так.
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Сообщение AB-Engine »

Итак, kart ближе всех к истине:
kart писал(а):Может быть провернуло звездочку ГРМа? Отсюда естественно из-за сбитой фазы и дизельный звук с потерей мощности и выпускные клапаны начали встречаться с поршнями? Больно уж цековки выглядят искусственно :roll: судя по проточкам от резца внутри самой цековки и на днище поршня, как будто эти цековки были сделаны именно клапанами, а не при изготовлении поршня :roll: На счет характерного среза стержня клапана не в курсе, опыта маловато, но видимо два выпускных клапана и оборвало от встречи с поршнем, со всеми вытекающими последствиями в виде осыпания поршня в поддон, а уж шатуну то остальных делов натворить недолго :D
Из этого следует:
1. Звездочку ГРМ на коленвалу действительно провернуло, потому что:
- клапана прогрызли в поршня цековки, которые они не могли сделать за 1 или несколько ударов. Значит, звездочка проворачивалась постепенно
- на шкиве следы проворачивания (кольцевые линии- см.фото), что дополнительно говорит о браке при изготовлении - эта поверхность должна быть шлифована, поскольку детали держатся от проворота силами трения при затяжке болта.

2. Клапана нигде не заклинивали, катколлектор нигде не разрушался, с троса ничего не заводилось, обслуживания никакого не делалось.

Остались вопросы - по излому стержня клапана (см.фото) - что это и чего подтверждает? Потому что важно. И почему погнулись все остальные выпускные клапана? Это тоже важно.
Последний раз редактировалось AB-Engine 30 янв 2010, 15:23, всего редактировалось 1 раз.
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
kart
Технический директор
Сообщения: 1002
Зарегистрирован: 29 июн 2009, 15:03
Откуда: Пенза
Контактная информация:

Сообщение kart »

А сами клапана изначально в норме? Не брак? Может просто неправильная термооработка была? А то больно уж срез какой-то ровный, как будто он просто лопнул :roll:
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Сообщение AB-Engine »

kart писал(а):А сами клапана изначально в норме? Не брак? Может просто неправильная термооработка была? А то больно уж срез какой-то ровный, как будто он просто лопнул :roll:
Клапана в норме. Срез-то как раз неровный и о-о-очень характерный. Кто-нибудь знает, что это за срез (излом)??? :roll:
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Bad Lama
Моторист
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 21 янв 2010, 17:48
Откуда: Питер
Контактная информация:

Сообщение Bad Lama »

думаю это усталостное разрушения клапана вследствие длительного и прогрессируещего контакта с поршнем :roll:
kart
Технический директор
Сообщения: 1002
Зарегистрирован: 29 июн 2009, 15:03
Откуда: Пенза
Контактная информация:

Сообщение kart »

Значит на фотке не совсем разобрался ровно это или криво :)
kart
Технический директор
Сообщения: 1002
Зарегистрирован: 29 июн 2009, 15:03
Откуда: Пенза
Контактная информация:

Сообщение kart »

Если это все же именно из-за усталостного разрушения такой срез, то остальные клапана гнутые из-за того что контакт с поршнями был прогрессирующим, а не сразу сильным, поэтому и деформировались они не сильно и мотор хоть как-то, но продолжал работать :roll:
Аватара пользователя
RVR068
Технический директор
Сообщения: 4208
Зарегистрирован: 16 фев 2007, 14:24
Откуда: Сибирь

Сообщение RVR068 »

AB-Engine писал(а):Из этого следует:
1. Звездочку ГРМ на коленвалу действительно провернуло...
2. Клапана нигде не заклинивали...
Сорри, что вынужден выступить оппонентом.
Потому как если вопрос задается, значит имеющийся у автора ответ все-таки для него не вполне однозначен.
Я рассматривал эту версию постепенного проворота звездочки, но пришлось ее отвергнуть по одной-единственной причине.
Двигатель даже с самым минимальным касанием клапанов поршней будет жутко трещать (металл по металлу), громкость такого звука раз эдак в сто превышает стук клапанов самого убитого движка.
Хозяин машинки не мог не услышать такого звука, да и на "дизельный" звук такой треск никак не похож.
kart
Технический директор
Сообщения: 1002
Зарегистрирован: 29 июн 2009, 15:03
Откуда: Пенза
Контактная информация:

Сообщение kart »

При таких тоненьких клапанах и совсем небольшом касании скорее будет просто небольшая деформация клапана без его обрыва и заклинивания(что видимо и проявилось с выпускными клапанами), нежели громкий стук, да и дизельный звук он изначально был от сдвига фазы. Да и после небольшой деформации пока звездочка еще не уехала далеко клапаны уже вполне могли перестать встречаться.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Сообщение AB-Engine »

RVR068 писал(а):
AB-Engine писал(а):Из этого следует:
1. Звездочку ГРМ на коленвалу действительно провернуло...
2. Клапана нигде не заклинивали...
Сорри, что вынужден выступить оппонентом.
Потому как если вопрос задается, значит имеющийся у автора ответ все-таки для него не вполне однозначен.
Я рассматривал эту версию постепенного проворота звездочки, но пришлось ее отвергнуть по одной-единственной причине.
Двигатель даже с самым минимальным касанием клапанов поршней будет жутко трещать (металл по металлу), громкость такого звука раз эдак в сто превышает стук клапанов самого убитого движка.
Хозяин машинки не мог не услышать такого звука, да и на "дизельный" звук такой треск никак не похож.
Он так и трещал, на что дилеры сказали, что надо заменить датчик детонации :lol: .

А вот то, что двигатель работал, показывает, что деформации клапанов не было. По практике - в таких случаях клапана рвутся при пробеге до 1000 км, что фактически и произошло.
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Аватара пользователя
RVR068
Технический директор
Сообщения: 4208
Зарегистрирован: 16 фев 2007, 14:24
Откуда: Сибирь

Сообщение RVR068 »

AB-Engine писал(а):[Он так и трещал, на что дилеры сказали, что надо заменить датчик детонации :lol: .
Может быть пригодится эта реальная, но уже поросшая мхом история.
Был у меня когда-то очень-очень давно зюзик. И надумал я ему сделать капиталку. И сделал ее...
Все было хорошо, пока не вышел на трассу. Скорость под 90, и... страшный клапанный стук под капотом. Причем на стоянке все отлично, обороты от и до, и никаких стуков.
Вскрытие показало коцки на всех поршнях. Абсолютно никаких "косяков" нигде не обнаружено, все в идеальном состоянии. Причина - сниженная по против номинала высота приобретенных "горшков". Выкрутился установкой по три медных кольца под каждый цилиндр.
Почему на стоячей машинке никаких стуков не было - до сих пор ХЗ.
ЗЫ. Пружинные свойства стержней клапанов - реальность.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Сообщение AB-Engine »

Bad Lama писал(а):думаю это усталостное разрушения клапана вследствие длительного и прогрессируещего контакта с поршнем :roll:
Да, это именно усталостное разрушение.

Вообще, кому интересно - открываем любой учебник по любимому всеми студентами "Сопротивлению материалов" :lol: .

А так - попробуем объяснить на пальцах.

Изображение

Смотрим внимательнее на излом. Первое, что видим - так называемые линии отдыха в средней части излома (они расположены на фото примерно горизонтально). Это линии, которые показывают развитие трещины, причем трещина развивается перпендикулярно этим линиям. Напряжения в металле стремятся трещину раскрыть. Как только трещина раскрывается на некоторую величину, напряжения падают, и дальше трещина не растет - некоторое время. Затем процесс повторяется, и на поверхности постепенно образуются линии :wink: .

Место, откуда трещина начала раскрываться - на переднем плане. Хорошо видно, что в нее уже попал нагар, и эта область заметно потемнела. Эта часть обычно имеет гладкий, иногда даже полированный вид - это деталь "дышит", и обе части соприкасаются друг с другом. Кстати, она действительно гладкая. Если бы это был не клапан, там бы все блистело, а так закоптилось от нагара.

А на заднем плане - зона долома. Когда сечение стало совсем небольшим, клапан разломился на 2 части. Все - приехали :cry: .

Усталостное разрушение обычно характеризуется числом циклов нагрузки. А нагрузка - это удар поршня по клапану, которая кстати, не приводит к поломке и даже к деформации, потому что нагрузка эта заведомо меньше предела текучести материала клапана.

Так вот, число циклов для такого нагружения до поломки обычно от 100 000 до 10 000 000. Для средней величины 1 000 000 получаем 2 000 000 оборотов, что при средней величине в эксплуатации 2000 об/мин соответствует времени работы 1000 мин или 16,7 часов. При средней скорости по городу 25 км/час получаем средний пробег до поломки - 416 км :wink: .

В данном случае машинка областная, там средняя скорость больше, поэтому и пробег до поломки оказался больше. Кроме того, мы не знаем точно, как сдвигалась шестерня - вероятно, периодически сдвиг ее прекращался - поэтому вероятно, что это увеличило пробег до кончины.

Кстати, мораль сей басни - не пытайтесь дотянуть даже "на свой аэродром" при таком дефекте, когда клапана и поршни встречаются :wink: .
Последний раз редактировалось AB-Engine 30 янв 2010, 17:21, всего редактировалось 1 раз.
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Сообщение AB-Engine »

kart писал(а):Если это все же именно из-за усталостного разрушения такой срез, то остальные клапана гнутые из-за того что контакт с поршнями был прогрессирующим, а не сразу сильным, поэтому и деформировались они не сильно и мотор хоть как-то, но продолжал работать :roll:
Мотор просто работал на поздних фазах - у него упала тяга. То, что клапаны не были гнутыми, доказывает то, что мотор именно работал - иначе бы он не проехал и 10 м, не то, что 1000 км :wink: .
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Сообщение AB-Engine »

Итак, картина уже почти прояснилась - осталось выяснить, почему все-таки остальные выпускные клапана оказались сильно гнутые?

Это на самом деле очень интересно. Кстати, эксперты, которые уже проводили экспертизу по заказу сервиса, в один голос закричали - перекрут, потому что клапана гнутые! Мы понимаем - чего только не сделаешь за 30 серебрянников, хотя возможно, они просто неграмотные были. Тем более, что среди них оказался некий трассолог - спец то ли по следам в стволах орудий, то ли по траекториям автомобилей.

Короче, никакого перекрута здесь не было. А что было - кто знает? :D .
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Ответить