Rambler's Top100
 станки для ремонта двигателей
 
Специализированный моторный центр
 
СМЦ АБ-Инжиниринг - на главную страницу
 
 
Украинское представительство   Translate into English 
 
бюро моторной экспертизы 
 промышленное оборудование ремонт деталей двигателей 
 оборудование для мойки и очистки моторные запчасти 
 вспомогательное оборудование цены на работы 
 слесарный инструмент наши специалисты 
 производство двигателей наши партнеры 
 ремонт двигателей как проехать в СМЦ 
 библиотека наших станков форум мотористов 
 опыт работы и СМИ архив 
Мы на Facebook - заходите в гости      записаться на ремонт  запросить станки     заказать запчасти    
Сервис и механический цех нашего моторного центра: телефон +7 495 545 - 6936, +7 495 502-5964, e-mail: ab@ab-engine.ru

"Юрий Гагарин. Гибель Легенды. Как это было" (продолжение)

Быстрый переход


Главная страница

ТЕХНОЛОГИИ


Ремонт головок блока цилиндров:
как это делается
- смотрите видеорепортаж из нашего цеха.


Технологии капитального ремонта ГБЦ

Технологии производства Технологии производства двигателей

King Engine BearingsПодшипники King
Технологии ремонта двигателей
Оборудование

ОБОРУДОВАНИЕ


AMC-SchouОборудование AMC-SCHOU ROBBIОборудование ROBBI Оборудование для ремонта головок блока цилиндров DALCAN Machines-DenmarkОборудование DALCAN Machines-Denmark GuysonОборудование GUYSON POLAR TOOLSИнструмент POLAR TOOLS Склад станков и оборудования Библиотека наших станков


Услуги

УСЛУГИ


Ремонт двигателей Бюро моторной экспертизы

Моторные запчасти

Цены на работы


Информация

ИНФОРМАЦИЯ


Как проехать в СМЦ

Библиотека наших станков

Пользователи наших станков

Наши специалисты

Наши партнеры

Наши исследования в авиации
Научная работа Вакансии

Опыт работы и СМИ

Из ремонтной практики СМЦ

Мы рекомендуем...

Форум мотористов


Архив

АРХИВ


Специализированный моторный центр "АБ-ИНЖИНИРИНГ" работает с 1997 г.

Основная деятельность компании - ремонт автомобильных двигателей. Компания имеет центр механической обработки деталей двигателей, оснащенный импортным станочным оборудованием высшего качественного уровня производства фирм AMC-SCHOU (Дания), ROBBI (Италия) и SERDI (Франция).

СМЦ "АБ-ИНЖИНИРИНГ" является российским представителем известных мировых лидеров в производстве оборудования и инструмента - компаний AMC-SCHOU, POLAR TOOLS (Дания), ROBBI, SERDI Srl (Италия), GUYSON (Англия).

Благодаря передовым технологиям и квалифицированному персоналу в сочетании с современным шлифовальным, расточным и хонинговальным оборудованием компания обеспечивает высшее качество ремонтных работ и является одним из лидеров на рынке моторно-ремонтных услуг России.

Наш моторный центр «Шереметьевский»:
тел. +7 495 545 - 6936, +7 495 502-5964,
e-mail: ab@ab-engine.ru

АБ-Инжиниринг - главная страница
(публикуется с личного разрешения автора).

7. Следствие ведут "ЗНАТОКИ"

Да, версии мы перебрали, перечитали и переворошили ВСЕ(!) или почти все. И после ознакомления со всеми версиями, мы с Михаилом Фёдоровичем (Шерлоком Холмсом) совершенно независимо и абсолютно не сговариваясь пришли к ОДНОЗНАЧНОМУ выводу, что НАИБОЛЕЕ вероятными и НАИБОЛЕE объективными на данный момент версиями являются ДВЕ и ТОЛЬКО ДВЕ версии.

Думаю, что и многие из вас согласятся с такой постановкой вопроса.

Какие же эти ДВЕ, наиболее реалистические и наиболее правдоподобные версии?.. (Оговоримся сразу, что остальные, ВООБЩЕ не имеют какого-либо здравого смысла). Правда, можно, конечно, в самых общих чертах говорить и ещё о двух предположениях, но... слишком уж они маловероятны. Но мы о них тоже очень коротко скажем. А вот ЭТИ ДВЕ...

Какие же они, эти самые реальные и самые объективные версии? Рассмотрим по порядку.

ПЕРВАЯ версия - это, конечно же, без всякого на то сомнения - ВЕРСИЯ БАБЫ ВАНГИ ! Её утверждение о пришельцах-инопланетянах знает весь мир. Повторяться тут просто нет смысла. Вне всяких сомнений, её версия занимает заслуженное ПЕРВОЕ МЕСТО.

А вот ВТОРАЯ по значимости версия... тут нам придётся поговорить более подробно и более детально и, по возножности, ответить на некоторые, на первый взгляд, ну совсем НЕОБЫЧНЫЕ вопросы. Впрочем, всё по порядочку.

Вначале отвлечёмся на секундочку и рассмотрим одну оч-чень интересную методику оценки выступления мызыкантов-исполнителей на музыкальном конкурсе. Участники конкурса исполняют свои произведения на сцене за закрытым занавесом. Это для того, чтобы жюри не попало под впечатления каких-то знакомств или каких-то внешних эффектов исполнителей - только музыка и слух. После исполнения номера, жюри не видя исполнителей, выставляет им оценку.

Очень интересная методика. Давайте и мы воспользуемся этим же методом оценки. Я сейчас доведу до вашего сведения одну из версий случившейся катастрофы, пока не называя автора, а вы постарайтесь ответить, КТО такую версию мог написать: лётчик, техник, механик или... колхозный пастух?!...

Вот эта версия.

"20 лет я боролся, чтобы рассказать правду о гибели Юрия Гагарина. В официальном (заключении о гибели) написали, что самолет (Гагарина) совершил резкий маневр, связанный с отворотом, вошел в штопор и при этом столкнулся с Землей. Экипаж погиб. Бред! На самом деле все было по другому: 27 марта 1968 года во время пилотирования самолета (с экипажем Серегин-Гагарин) в этом же районе несанкционированно оказался другой самолет: Су-15, выполнявший полет с аэродрома Жуковский. При этом летчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров — а я это знаю, так как беседовал со свидетелями — на форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10-15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. Самолет (Гагарина) совершил полтора витка и на выводе (из штопора) столкнулся с Землей. Это уже не версия, а истинная причина гибели первого космонавта планеты."

Попытайтесь всё же ответить, КТО ТАКОЕ мог написать: лётчик, техник, механик или колхозный пастух? При этом обязательно надо учесть тот факт, что" — а я это знаю, так как беседовал со свидетелями ... и одним из свидетелей как раз и был колхозный пастух, который именно в том районе в тот день производил УТРЕННИЙ ВЫПАС СТАДА. Он абсолютно точно подтвердил, что слышал форсажный рёв мотора и взрыв сверхзвукового барьера. А когда ему показали макет Су-15, то он без ошибки, с первого раза сказал, что В ОБЛАКАХ летел именно этот самолёт и он ни с чем не мог его перепутать. При этом он поклялся и побожился, что в тот день ни капли не брал в рот".

Да простят меня мои читатели, - но я не мог... ну никак не мог не написать такого, никак не мог избежать хотя бы слабого "привкуса сатиры". И написал с единственной целью, чтобы показать, кто же, какие же на самом деле "ЗНАТОКИ" вели всё это расследование?.. Вот и получается, что даже и не "ЗНАТОКИ", а не выше... деревенских "ЗНАХАРЕЙ".

Больше, чем уверен, что вы НИКОГДА не отгадаете, чьему перу принадлежит эта вторая версия. Я вам подскажу.

ВТОРАЯ по значимости версия, - а её автор совершенно без сомнения заявляет, "что это уже не версия, а истинная причина гибели первого космонавта планеты", - эта истинная причина гибели исходит своими корнями от прославленного космонавта, первым совершившего выход в открытый космос, Алексея Архиповича Леонова... со ссылкой на рассекреченные данные.

Отвечая на вопрос РИА Новости о том, кто именно пилотировал самолет Су-15, и по неосторожности привел к гибели первого космонавта планеты, Леонов сказал: "Мне давали возможность объявить об истинной причине при условии, что я не назову имя летчика, которому сейчас за 80 лет, и состояние его здоровья весьма тяжелое. Я дал слово, что не назову", — заключил Леонов, первый в истории человечества космонавт, выполнивший выход в открытый космос.

Ну, вот, кто такие наши "знатоки" и с кем их можно сравнить, - мы уже узнали. А теперь самый загадочный и самый необычный вопрос, ответ на который мы только попытаемся дать. Да и то, только выскажем свои предположения.

Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза А.А.Леонав - автор самых замечательных версий катастрофы самолета Серегина-Гагарина.

Спрашивается (в задачнике), как, каким образом, версия человека, совершенно далёкого от авиации (Баба Ванга) занимает ПЕРВОЕ место по правдоподобности, а версия лётчика, да ещё и КОСМОНАВТА, да ещё и дважды героя, - только второе место?.. Как, каким образом?..

Точного ответа мы, по-видимому, никогда не получим, но кое-что предположить можно.

Дело в том, что в своих воспоминаниях Алексей Архипович пишет, что по прошествии 25-и лет, когда он вновь начал читать материалы расследования, уже рассекреченные, то он не узнал своих, в то время им написанных, протоколов. Многие факты были изменены, а некоторые абзацы просто удалены. И если бы предположить, какие из абзацев были удалены, и если бы их оставили в тексте протоколов Алексея Архиповича, то... сомнения нет, что именно его версия, а не версия БАБЫ ВАНГИ, заняла бы ПЕРВОЕ МЕСТО.

Нетрудно догадаться, по предыдущему изложению происходящего, какой из абзацев был удалён. Вполне возможно, что приблизительно вот этот (написано синим цветом и подчёркнуто):
"20 лет я боролся, чтобы рассказать правду о гибели Юрия Гагарина. В официальном (заключении о гибели) написали, что самолет (Гагарина) совершил резкий маневр, связанный с отворотом, вошел в штопор и при этом столкнулся с Землей. Экипаж погиб. Бред! На самом деле все было по другому: 27 марта 1968 года во время пилотирования самолета (с экипажем Серегин-Гагарин) в этом же районе несанкционированно оказался другой самолет: Су-15, выполнявший полет с аэродрома Жуковский. При этом летчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров — а я это знаю, так как беседовал со свидетелями — на форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10-15 метров в облаках проходил рядом с Гагариным. Гагарин и Серёгин, увидев знакомого лётчика на расстоянии 10-15 метров в облаках, бросили ручки управления и начали махать обеими руками, посылая приветствия. Самолёт потерял управление и врезался в землю."

И вот, конечно же, если бы этот абзац не удалили из оригинального протокола, то, вне всяких сомнений, версия Алексея Архиповича опередила бы версию Бабы Ванги однозначно.

Oднако и тут, справедливости ради надо оговориться, что и эта, весьма необычная версия Алексея Архиповича не была первой.

Эта его версия, а точнее, как он сам говорит,- истинная причина гибели первого космонавта планеты - появилась уже ПОСЛЕ того, как все документы были рассекречены. А сначала у Алексея Архиповича была СОВЕРШЕННО другая гипотеза.

Вот как об этом в своих воспоминаниях пишет генерал Каманин:
"Вечером 27 апреля Леонов был в больнице у Гагариной и бухнул ей: «Ты знаешь, Юру и Серегина обвиняют в том, что они выпивали перед полетом». На Валентину Ивановну такое заявление произвело удручающее впечатление, и она сказала: «Еще одно такое «товарищеское» сообщение, и я, наверное, перестану вас больше утруждать».
Для этого «товарищеского» сообщения у Леонова не было никаких оснований".

Конечно же, подобные предположения заведомо могли быть ошибочными... ведь тогда ещё всё было засекречено, но, справедливости ради надо сказать, что интуиция никогда не подводила Алексея Архиповича...

Чуть выше мы уже говорили о том, что для того, чтобы у нас не оставалось абсолютно НИКАКИХ сомнений относительно наших "ЗНАТОКОВ", мы очень коротко коснёмся ещё парочки второстепенных версий.

Лётчик-испытатель 1-го класса, д.т.н., полковник М.Попович - автор одной из самых экзотических версий гибели Гагарина.

Одна из версий - это "размышления" Марины Лаврентьевны Попович. Марина Лаврентьевна Попович - автор 101 мировых рекордов. Но мало кто знает о её увлечениях в личной жизни. Так, например, Марина Лаврентьевна просто абажает песни Владимира Высоцкого. Она готова слушать их часами. Однажды, сидя за письменным столом, включила магнитофан, а там Владимир Высоцкий как раз пел: "Кто-то там впереди навалился на дзот, и земля на мгновенье..."

Песня ещё не закончилась, а Марину Лаврентьевну вроде как осенило. А почему бы и нет?!.. Так родилась её, строго индивидуальная, очередная "догадка".

Марина Лаврентьевна основывается на логике, опирающейся на её богатую лётную практику:
«Серёгин в этот день не завтракал и я не исключаю, что Серегин даже потерял сознание. И тогда два варианта: или он ПРЯМО ТАМ, ВПЕРЕДИ, НАВАЛИЛСЯ НА... РУС (ручку управления - авт.), или же, наоборот, опрокинулся на спину и… потянул штурвал на себя. Менее опытный Гагарин не смог справиться с уходящей в штопор машиной самостоятельно. У него просто не хватило физических сил вытянуть заклинивший штурвал в одиночку».

Да, вполне возможно, что... "Кто-то там, впереди навалился..." Высоцкий зря песни не сочинял - всё брал из жизни.

Ну, вот, как говорится, - для полного счастья, - нам осталось совсем вскользь коснуться последней, заявленной нами второстепенной версии. Как такового, прямого отношения к гибели Юрия Гагарина и Владимира Серёгина она, может быть, и не имеет, но...

Эта версия как никакая другая, наиболее красочно показывает, какие у нас сейчас в стране есть "АКАДЕМИИ" и, тем более, какие "научные профессорА" (не профEссоры, а именно, профессорА, с ударением на посленей букве "А"). Посмотрим и проследим вместе.

"Профессор Петербургской государственной академии аэрокосмического приборостроения Александр Синяков считает, что всему виной ЛГР - локальный геофизический резонанс. Это - результат совместного влияния на Землю других небесных тел. Если частоты возбуждения нескольких планет совпадают, возникает резонанс, а с ним -земные катастрофы.
Синяков восстановил геофизическую ситуацию времени падения "спарки" с помощью своих компьютерных программ и обнаружил, что самолет попал в очень острый ЛГРПУХУЪСКЬЪРЙЁРПХУXУХOХO. В результате пилоты потеряли ориентацию, а когда пришли в себя, им не хватило высоты, чтобы выровнять машину."

И, действительно, с "профессором" нельзя не согласиться, вот только надо узнать, что же на самом деле, означает его "загадочное"... ЛГРПУХУЪСКЬЪРЙЁРПХУXУХOХO? И кто ему за такие "ИЗЫСКАНИЯ" платит деньги налогоплательщиков?!Надеемся, что в дальнейшем он нам расскажет...

Мы изложили четыре наиболее возможные версии. Как говорится, вопросов и сомнений теперь нет: "Оставь сомнения, всяк сюда входящий..."

Теперь мы знаем и воочию представляем, с какими "ЗНАТОКАМИ" нам приходилось иметь дело. Ну а чтобы уж совсем представить картину и атмосферу происходящего расследования, обратимся к воспоминаниям одного из участников тех событий.

Огромный интерес представляет интервью Э. Шершера, которое даёт представление о ситуации расследования в целом. Эдуард Шершер входил в подкомиссию генерала Мишука (техническую, во главе с заместителем главкома ВВС по инженерно-авиационной службе генерал-полковником Мишуком).

Работа, по его словам, проходила в условиях секретности, суеты, боязни не только высказать предположение, но и просто обронить слово, не согласованное с вышестоящим начальством:
"С большой долей вероятности могу утверждать, что он (Мишук) вполне мог получить "политический заказ". Причём всё должно было быть обставлено так, чтобы ложь о причинах катастрофы выглядела достаточно убедительно и была похожа на правду".

В чём состоял смысл этого "политического заказа"? В том, чтобы не бросить тень на героев. Такой подход был выгоден и руководству ВВС, и Министерства обороны, и отряда космонавтов, и авиапромышленности. Ведь если экипаж всё делал правильно, значит, виновниками катастрофы "назначаются" либо погодные условия, либо отказ техники."

Конечно же, нам, с позиции сегодняшнего дня довольно трудно, а порой и просто невозможно понять полную вакханалию тех событий, но... даже отдельные воспоминания тех участников, повергают в откровенный и ни с чем не сравнимый ужас всего тогда происходящего.

Вот, например, что вспоминает в своих мемуарах тогдашний командующий Дальней авиацией генерал-полковник В.В.Решетников:

"...не было в моей жизни ни одного расследования летного происшествия, когда бы абсолютно достоверный факт и лежащая на поверхности очевидность, ставшие причиной рокового исхода полета, не оспаривались бы, не подвергались бы массированным атакам со стороны тех, чьи ведомственные "уши" предательски торчали из обломков... Однажды я спросил одного из видных членов государственной комиссии, крупного и известного в своей области специалиста (главного инженера ВВС генерал-полковника М.Н.Мишука.), участвовавшего в расследовании причин катастрофы Ю.Гагарина:
- Сознайтесь, Михаил Никитич, ведь комиссия с самого начала, не сговариваясь, поставила перед собой задачу "не найти" истинную причину? Он чуть улыбнулся и произнес: " Естественно".

Профессор, д.т.н., генерал С.М.Белоцерковский - один из инициаторов повторного расследования причин катастрофы самолета Серегина-Гагарина.

А вот это вспоминает Сергей Михайлович Белоцерковский. Он генерал-лейтенант авиации, профессор, доктор технических наук, главный научный сотрудник ЦАГИ, лауреат Государственных премий СССР, заслуженный деятель науки и техники. Был руководителем дипломной работы Ю.А.Гагарина в академии им.Жуковского. Входил в состав комиссии по изучению причин катастрофы. Вот его впечатления о работе комиссии:
"Все происходило на фоне огромной ответственности, кипения страстей, борьбы с яростным стремлением защитить честь мундира, ведомственные интересы и собственное благополучие. Когда есть много влиятельных людей на всех уровнях, которые не заинтересованы в установлении истины, путь к ней становится почти непроходимым".

Говорить о тех безобразиях можно бесконечно. Но мы на этом остановимся и ответим на один из главных вопросов: "Что же их на самом деле погубило?.." Но предварительно восстановим полностью картину того рокового трагического дня и посмотрим ещё раз, как же всё-таки всё это было?!..


8. Так как же всё-таки всё это было? В тот рoковой мартовский день далёкого 68-го года...

На 27-е марта были запланированы полёты. 26-го числа до лётчиков довели плановую таблицу, началась предварительная подготовка к полётам. Юрию Алексеевичу Гагарину были запланированы два самостоятельных полёта по кругу на самолёте Миг-17, бортовой номер 19. Один полёт по кругу с проходом, продолжительностью 30 мин, и один полёт по кругу без прохода, 10 минут. Лётчики подготовились, прошли контроль готовности и... назавтра - полёты. Полёты были запланированы с 10 до 16-и часов.

Утром, 27-го, лётчики, как обычно, приехали на аэродром, переоделись в лётные комбинезоны и пошли на самолёты. Kаждый на свой самолёт, согласно плановой таблицы, проходить предполётный тренаж.

Траектория движения самолета непосредственно в момент падения.

Юрий Гагарин должен был проходить тренаж на самолёте МиГ-17, бортовой номер 19, но заместитель командира полка майор Ткаченко сказал, что пришло указание из Москвы выполнить ещё два контрольных полёта на учебном самолёте с командиром полка. Командир полка сейчас определит, на каком самолёта они полетят. Гагарин ответил "Понял" и стал ждать. Минут через двадцать на старт притащили УТИ МиГ-15, бортовой номер 18. Самолёт для Юрия Алексеевича был знакомый, он летал на нём неоднократно. Техник самолёта старший лейтенант Алексей Александрович Левицких начал готовить самолёт к полётам. Инженер эскадрильи капитан Владимир Самарин контролировал подготовку. Гагарин тем временем занял своё место в кабине самолёта и начал проходить предполётный тренаж.

Подготовка самолёта к полёту была почти закончена и техник самолёта спрашивает инженера Самарина: "Подвесные баки снимать?" На что капитан Самарин ответил, что командир полка сказал, что баки не снимать, задание на полёт будет простое.

Подошёл командир полка полковник Серёгин. Рассказал Гагарину, куда они полетят и какое задание будут выполнять в данном полёте. Даже со стороны было видно, что состояние командира далеко не из лучших. К тому же, ещё 15 минут назад должен был взлететь разведчик погоды, но он почему-то не взлетал. Серёгин явно был не в духе, по всему было заметно, что он очень нервничал.

Серёгин по природе своей был несколько вспыльчив и нервничал, когда кто-то с ним не соглашался или что-то делали не так, как он хотел. В данном случае возмущался и нервничал справедливо, из-за задержки начала полетов.

Вот что об этом пишет генерал Кузнецов, который находился в тот день на аэродроме:
"Вылет разведчика погоды не разрешал начальник чкаловского гарнизона, у которого в это время, отведенное для Центра космонавтов, находился в воздухе на испытаниях транспортный самолет. Когда летчики направились к самолетам, возмущенный задержкой командир полка решил зайти к начальнику гарнизона. Гагарин сидел уже в кабине, на мой вопрос, где Серегин, ответил:
- Выясняет отношения с начальством"
.

О чем они там говорили и как - можно лишь предполагать. В итоге взлёт разведчика погоды задержался на 50 минут. И сел разведчик погоды всего лишь за одну минуту до взлёта экипажа Серёгин-Гагарин.

Глядя снизу, с земли, погода выглядела вполне нормальной: облачность не полная, 5-7 баллов, многослойная, два , местами три слоя. Видимость более 10-и километров. Однако, справедливости ради, надо сказать, что хоть глядя с земли погода и не вызывала никаких опасений, но вместе с тем, надо заметить, что метеообстановка в этот день была крайне неустойчивой. Фронт с мокрым снегом и ограниченной видимостью приближался именно со стороны той зоны, в которую они собирались лететь.

За четыре минуты до взлета гагаринского МиГа зону прошел АН-10, пилотируемый генералом Кирсановым. Позже он рассказывал, что там бушевал атмосферный фронт. Облачность - слоеный пирог, видимость почти нулевая. Естественно, когда Гагарин с Серегиным нырнули в этот ад, они почти тут же доложили, что задание в зоне "закончили" и запросили разрешения разворот на привод.

Белоцерковский первым обратил внимание на то, что Гагарину и Серегину были сообщены неверные сведения о погоде. Скорее всего, это и сыграло роковую роль.

Перед самым вылетом им передали, что основной слой облаков 8-10 баллов имеет высоту 900 метров, а второй слой 3-4 балла - высоту 600-650 метров. На деле же, как потом установили, нижний край плотной облачности был на высоте 500-600 метров, а менее плотной - на высоте 300-450 метров. Был ещё и средний слой и тоже неполный, с верхним краем 3900 м.

Как бы там ни было, решение лететь было принято, и они полетели. Прилетели в зону и обнаружили, что на самом-то деле погода оказалась хуже, чем это следовало из прогноза, который доложили летчикам и руководителю полетов. К тому же транспортный самолёт, заходящий на посадку на соседнем аэродроме, доложил: " Приближается фронт. Мокрый снег. Нижний край 300 метров. Видимость 3 км". Очевидно поэтому, через 15 секунд после этого доклада, Серегин сократил программу, отменил выполнение упражнения и принял решение о возвращении на эродром.

Да, погодные условия оказались сложнее, чем прогнозировались, но трудностей для выполнения сравнительно простого задания не представляли, тем более для летчика первого класса, каким являлся Серёгин. Так чего же так напугался командир полка? (Жаль, что и на этот момент никто не обратил никакого внимания при расследовании).

Тогда ответим мы с Михаилом Фёдоровичем.

Дело в том, что Серёгин чётко понимал и отдавал себе отчёт, что если эта низкая фронтальная облачность выйдет на посадочный курс, то Гагарин Н И К О Г Д А не сядет в таких условиях. А подсказками по радио Серёгин Н И К А К ему не поможет. А больше Серёгину помогать Гагарину было и нечем - ручки-то управления у него не было!!!

Вот поэтому и... ТОЛЬКО ПОЭТОМУ И БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ КАК МОЖНО СКОРЕЕ ВОЗВРАЩАТЬСЯ НА АЭРОДРОМ.

В 10.26 Гагарин (позывной "625") приступил к выполнению задания, а ровно через 4 минуты, в 10.30 поступил следующий его доклад руководителю полётов (РП):
"- 625-й задание в зоне 20 закончил, прошу разрешение на курс 320.
- 625-й, разрешаю.
- Понял, выполняю.

Верхушки деревьев, срезанные самолетом перед падением, показывают угол крена и тангажа.

Это были последние слова Гагарина, которые запечатлела магнитофонная плёнка. Дальнейшая связь с ним прервалась, на вызовы РП он больше не отвечал.

Голос Гагарина, записанный на ленте, был тщательно проанализирован медиками. Динамика его частотного спектра свидетельствовала о том, что космонавт пребывал в совершенно нормальном состоянии: речь его была спокойной и размеренной.

А дальше произошло вот что. После своего доклада о прекращении задания и получении разрешения разворота на привод Гагарин начал разворот на курс 320 градусов со снижением и на высоте 3900 метров вошёл в облака. А дальше, как пишет генерал Юрий Васильевич Куликов: «Гагарин потерял ориентацию, поскольку не умел летать по приборам».

Отпечатки педалей на подошвах ботинок Серегина.
На подошвах ботинок Гагарина таких отпечатков нет.

Да, так оно и было. Самолёт начал заваливаться в крен и начал опускать нос. Серёгин сразу же абсолютно точно понял всё происходящее и, видимо, кричал ещё по радио: "Юрий тяни... Юрий тащи... Юрий бери ручку на себя...", но...

Если лётчик потерял пространственную ориентировку в облаках, то... помочь восстановиться ему может ТОЛЬКО единственный момент - выход из облаков. Серёгин, как опытнейший инструктор, всё это прекрасно представлял.

В следующий момент он совершенно без труда, посредством ПЕДАЛЕЙ вывел самолёт из крена и скольжения и... ждал, когда самолёт выйдет под облака. А там уже, как говорят, дело техники: Гагарин тут же восстановит ориентацию, возьмёт ручку управления "на себя" и самолёт в горизонте.

Да, в действительности, так оно и было. Серёгин удерживал самолёт без крена. Самолёт вышел под облака, Гагарин тут же, прямо перед собой, увидел горизонт, схватил ручку управления "на себя", потянул, перегрузка около 10-и, самолёт задрал нос, но... не успел изменить траекторию снижения, т.е. не успел выйти в горизонт - слишком низкие были облака, около 450-500 метров. А это всего лишь 3-3,5 секунды. Одна секунда потребовалась, чтобы восстановить ориентировку. Ещё одна секунда, чтобы потянуть ручку на себя и... полторы секунды - это очень мало, чтобы самолёт успел изменить траекторию снижения и выйти в горизонт. Им не хватило буквально 120-150 метров высоты.

О том, как Серёгин выводил педалями самолёт из крена и скольжения, говорят отпечатки оставшиеся от ПЕДЕЛЕЙ НА ЕГО БОТИНКАХ.

Серёгин, как только понял, что Гагарин потерял ориентировку, тут же, сразу же убрал крен и скольжение и самолёт с самого начала в облаках не имел никакой спирали, ни тем более, никакого штопора - просто самолёт пикировал с углом 45-50 градусов. То, что самолёт ещё в облаках был уже без крена и только пикировал с углом 45-50 градусов - это очень важный момент.

Этот момент говорит о том, что самолёт, ещё будучи в облаках, прекрасно управлялся по крену и почему-то совсем не управлялся по высоте (по тангажу). И если бы самолёт до самого удара о землю даже и не пытался бы выйти в горизонт, и если бы не было никакой перегрузки, то можно было бы предположить всё что угодно, например, что чем-то заклинило рyчку управления по высоте, но... В том-то и дело, что при выходе из облаков ручка была отклонена почти полностью назад. А кто её отклонил? Серёгин?.. Конечно же, НЕТ! Иначе бы он её отклонил ещё в облаках.

И последнее в этой главе. Тут много идёт дискуссий, почему они не катапультировались?

Как говорит мой товарищ: "Вапрос канешна интересный..." А ответ будет очень и очень простой. Дело в том, что в данном случае катапультирование было ИСКЛЮЧЕНО просто по определению.

Причины две.

Первая. Дело в том, что Юрий Алексеевич в данном случае был в невменяемом состоянии, он потерял пространственную ориентировку (надо просто знать, что это такое). Но, даже и это не главное. Например, когда самолёт взорвался в воздухе и развалился на две половины, то тут, как говорится, не до сентиментов - тут только одно: "Спасайся кто как может!"

Тут другая причина. Серёгин совершенно отчётливо знал и представлял, что их положение было не настолько уж безнадёжным. Ведь когда они взлетали, то нижний край облаков был приблизительно 750-800 метров. И если бы облака не понизились на какие-то всего 150-200 метров и оставались бы хотя бы на высоте 600 метров, то они (а точнее, Гагарин) успел бы вывести самолёт в горизонт, но... В том-то и дело, что Серёгин не знал истинной высоты нижнего края облаков. Да и для детального анализа у него просто не было времени. Тут уж только на судьбу надежда. А она тут как раз и подвела...

Подытоживая, ещё раз скажу, что вот именно так должно было бы идти расследование о котором в самом начале говорил Юрий Васильевич Куликов: быстро, объективно и надёжно (если бы не было "семь... сот нянек")...

Но, ничего тут с этим, видимо, не поделаешь... Такие уж мы есть... Я почему-то даже и не сомневаюсь, что большинство, прочитавших эту статью по-прежнему будут думать, считать и полагать, что "люмень - есть люмень"...

ПРОДОЛЖЕНИЕ


В начало




Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
СМЦ "АБ-Инжиниринг"© 2001. Все права защищены