Rambler's Top100
 станки для ремонта двигателей
 
Специализированный моторный центр
 
СМЦ АБ-Инжиниринг - на главную страницу
 
 
Украинское представительство   Translate into English 
 
бюро моторной экспертизы 
 промышленное оборудование ремонт деталей двигателей 
 оборудование для мойки и очистки моторные запчасти 
 вспомогательное оборудование цены на работы 
 слесарный инструмент наши специалисты 
 производство двигателей наши партнеры 
 ремонт двигателей как проехать в СМЦ 
 библиотека наших станков форум мотористов 
 опыт работы и СМИ архив 
Мы на Facebook - заходите в гости      записаться на ремонт  запросить станки     заказать запчасти    
Сервис и механический цех нашего моторного центра: телефон +7 495 545 - 6936, +7 495 502-5964, e-mail: ab@ab-engine.ru

"Юрий Гагарин. Гибель Легенды. Как это было."

Быстрый переход


Главная страница

ТЕХНОЛОГИИ


Ремонт головок блока цилиндров:
как это делается
- смотрите видеорепортаж из нашего цеха.


Технологии капитального ремонта ГБЦ

Технологии производства Технологии производства двигателей

King Engine BearingsПодшипники King
Технологии ремонта двигателей
Оборудование

ОБОРУДОВАНИЕ


AMC-SchouОборудование AMC-SCHOU ROBBIОборудование ROBBI Оборудование для ремонта головок блока цилиндров DALCAN Machines-DenmarkОборудование DALCAN Machines-Denmark GuysonОборудование GUYSON POLAR TOOLSИнструмент POLAR TOOLS Склад станков и оборудования Библиотека наших станков


Услуги

УСЛУГИ


Ремонт двигателей Бюро моторной экспертизы

Моторные запчасти

Цены на работы


Информация

ИНФОРМАЦИЯ


Как проехать в СМЦ

Библиотека наших станков

Пользователи наших станков

Наши специалисты

Наши партнеры

Наши исследования в авиации
Научная работа Вакансии

Опыт работы и СМИ

Из ремонтной практики СМЦ

Мы рекомендуем...

Форум мотористов


Архив

АРХИВ


Специализированный моторный центр "АБ-ИНЖИНИРИНГ" работает с 1997 г.

Основная деятельность компании - ремонт автомобильных двигателей. Компания имеет центр механической обработки деталей двигателей, оснащенный импортным станочным оборудованием высшего качественного уровня производства фирм AMC-SCHOU (Дания), ROBBI (Италия) и SERDI (Франция).

СМЦ "АБ-ИНЖИНИРИНГ" является российским представителем известных мировых лидеров в производстве оборудования и инструмента - компаний AMC-SCHOU, POLAR TOOLS (Дания), ROBBI, SERDI Srl (Италия), GUYSON (Англия).

Благодаря передовым технологиям и квалифицированному персоналу в сочетании с современным шлифовальным, расточным и хонинговальным оборудованием компания обеспечивает высшее качество ремонтных работ и является одним из лидеров на рынке моторно-ремонтных услуг России.

Наш моторный центр «Шереметьевский»:
тел. +7 495 545 - 6936, +7 495 502-5964,
e-mail: ab@ab-engine.ru

АБ-Инжиниринг - главная страница
(публикуется с личного разрешения автора).

Вместо предисловия

Никогда не думал, что через 46 лет мне снова придётся возвращаться к трагедии, произошедшей 27 марта 1968 года, которой был потрясён весь цивилизованный мир, и ввергнута в шок вся наша страна.

Я почти не сомневался, что на сегодняшний день об этой трагедии всё давно уже известно до последних деталей. Но потом мне как-то попалась на глаза одна статья в Интернете. Читаю и никак не могу понять, что за чертовщина такая – «загадка века…», «…неразгаданная тайна…», «…никто никогда не узнает…», «…даже семья ничего не знает…».

Первой моей реакцией на прочитанное было полное недоумение - я просто этому не поверил. Ну, а чтобы убедиться в том, что информация не соответствует истинному положению вещей, решил позвонить Елене Юрьевне Гагариной, и... как оказалось, действительно, в деле расследования трагедии до сих пор так и не поставлена точка. Как и прежде, нет ничего определённого, только муссируются всякого рода догадки и абсурдные фантазии. То есть, всё обстоит так же, как и 46 лет назад.

Удивлению моему не было предела. И когда первое оцепенение прошло, я твёрдо пообещал Елене Юрьевне, что сниму эту искусственно созданную «завесу тайны». Для этого в ближайшее время я напишу персонально для неё специальную статью, в которой доходчиво и простыми словами расскажу об истинных причинах трагедии, и, тем самым, будет положен конец всем пустым измышлениям на эту тему. Поработать над статьёй пришлось не один месяц, и вот, наконец, последняя точка поставлена, теперь остаётся только узнать мнение всех заинтересованных читателей.

В статье использованы исключительно (!) только достоверные факты, нет ничего надуманного, придуманного или кажущегося - только скупые и упрямые факты. Итак...

27-го марта 1968-го года погиб Юрий Алексеевич Гагарин, выполняющий полёт с ОПЫТНЕЙШИМ инструктором, командиром полка полковником Серёгиным. В это просто невозможно было поверить. Дело в том, что полёт и сопутствующая этому ситуация была настолько простой, что проще просто не бывает. Задание в зоне было самое простое, которое они почему-то (?!) даже и не стали выполнять (к этому моменту мы ещё вернёмся), самолёт простейший и надёжнейший.

Лётчики про этот самолёт говорили так: "ты ему только не мешай на посадке, он сам сядет". Кстати говоря, справедливости ради надо заметить, что "ЗАДАНИЯ В ЗОНЕ", как такового, никакого и не было. Полёт в зону выполнялся чисто ЭКСПРОМТОМ, и в зоне они должны были выполнять простейшие фигуры пилотажа по своему усмотрению. Подробно об этом мы будем говорить ниже.

Погода, в смысле пилотирования, была простейшая (не было ни грозы, ни турбуленции, ни электрических разрядов). Были облака с нижним краем 700-900 метров, верхний край 3400-3900 м с прослойками, и для лётчиков эти условия абсолютно обычные. Инструктор, командир полка Владимир Серёгин, был опытнейший инструктор, когда-то он сам испытывал эти самолёты Миг-15.

Юрий Алексеевич Гагарин

Герой советского Союза, полковник, Первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин перед полетом в кабине самолета УТИ МиГ-15.

И вот, анализируя эти простейшие условия, этот простейший полёт, ни один из тех, кто расследовал катастрофу, не высказал ни единой мысли о том, как такое могло произойти, в чём была причина? Эта катастрофа выглядела настолько невероятно, что история обросла огромным количеством догадок, предположений, а то и просто мифов. Масла в огонь подлил ещё и тот факт, что результаты деятельности государственной комиссии, занимающейся расследованием происшествия, были засекречены с первого дня расследования. Недоступными они остаются и до настоящего времени.

Об этих "секретах с первого дня" мы тоже поговорим более детально, чуток позднее. А пока...


1. Если хочешь узнать как живёт король - спроси кухарку.

Время шло. Все гипотезы, версии, догадки и предположения были собраны в тридцать объёмных томов. Остатки разбившегося самолёта запаяны в металлические бочки и поставлены в хранилище с надписью "Хранить вечно". Неповторимая трагедия века, в умах и воображении простого среднестатистического обывателя постепенно стала забываться и отходить на второй план. Время брало своё.

С момента катастрофы прошло 15 лет. Я в то время учился в академии Ю.А. Гагарина в Монино, на заочном отделении. Приезжая из частей на сессии, мы жили там же в академгородке в гостинице. И вот однажды, к одному из заочников нашей группы, майору Виктору Милушкину, приехал его друг, как потом выяснилось, который служил в 1968-м году командиром звена в полку Серёгина, и в звене у которого была именно та спарка УТИ МиГ-15, бортовой номер 18, на которой впоследствии Серёгин и Гагарин и полетели в свой последний полёт.

В один из свободных вечеров собрались в чьей-то комнате, сидели разговаривали и ... кто-то совершенно случайно затронул тему полёта Ю.А. Гагарина в космос.

Мы же все были лётчики, и вопросы полётов, в том числе и в космос, нас интересовали в то время больше, чем кого-либо. Кто-то что-то спрашивал, кто-то что-то говорил, отвечал. И вот в этой дружеской товарищеской беседе наш гость, бывший командир того самого звена, как-то совершенно обыденно, как бы вскользь, выдаёт такую фразу: "Да, жаль Юрия Алексеевича. По глупому погиб."

Сначала эта фраза осталась как бы незамеченной, а потом Тагир Вафич Хизбулин его спрашивает:
- Позволь, что значит "по глупому"? А ты что, знаешь, что произошло?"
- Да, конечно. Этот самолёт был в моём звене. Самолёт был уже старенький, плановые полёты на нём уже прекратили и его решили приспособить для показательных катапультирований. Сначала планировали на нём делать и тренировочные катапультирования лётчиков-космонавтов, но потом от идеи тренировочных катапультирований отказались, а в планах остались только показательные катапультирования.

15-го марта эту спарку поставили в ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть, по-просту мастерская) и сняли РУС (ручка управления самолётом) в задней кабине (кабине инструктора), чтобы она не мешала офицеру-парашютисту при катапультировании.

Вот этот самолёт и притащили 27-го утрoм на полёты и начали "быстренько" готовить к вылету. В результате "быстренькой" подготовки подвесные баки не сняли, самописец параметров полёта бумагой не заправили, кран вентиляции кабины лётчика не закрыли! И вот на этом "быстренько подготовленном" самолёте, без в ручки управления задней кабине, они и полетели в свой последний полёт..."

Новость эта для нас была хоть и запоздалая, но тем не менее весьма необычная. Кто-то что-то ещё уточнял, кто-то что-то ещё спрашивал, потом этот разговор закончился, но эта "весьма необычная" новость навсегда запала в наши сознания!

Вот и получилось, что "высокопоставленные комиссии", похоже, до сих пор ищут иголку в стоге сена, а "кухарка" пришла и рассказала всё, как оно было на самом деле!

Прошло ещё 30 лет и... Хоть и говорят, что "две бомбы в одну воронку не падают", но... тут, видимо, всё же упали. Как-то случайно зашёл на авиационный форум. Читаю и глазам своим не верю. Один из известнейших лётчиков-истребителей, эксперт, участвовавший в расследовании нескольких десятков авиационных катастроф, в том числе и катастрофы с Юрием Гагариным, в одном из своих сообщений пишет: "Да, действительно, спарка стояла в ТЭЧ. Да, в задней кабине не было РУС".

Этот лётчик-истребитель-эксперт - Григорий Андреевич Левчук. Живёт в Москве. Нашёл его телефон, звоню, спрашиваю, уточняю. Отвечает, да, действительно, всё так и было.

И чтобы не быть голословным,- a я ещё в самом начале написал, что моя статья основывается ТОЛЬKO на фактах и ТОЛЬКО на аргументах,- привожу его запись из авиационного форума полностью.

"Levchyk:
Уважаемые форумчане!
В этом году мне исполняется 50 службы в авиации.
В ИА -32 года и 18 ГА.
Освоено 19 типов и модификаций
Училище ХВВАУЛ 1961-1965гг.
Ути МиГ-15 были как с АГИ так и АГД.
С 1963 по 1980г в полку использовал кроме УБС - Ути Миг-15. Подготовлен в полном обьеме курсов при минимуме 60Х800
Главнокомандующий лично в мой полк ГСВГ направил 25 шт. для обучения молодого летного состава полетам под шторкой.
Замполитом полка был Федоринов Вячеслав, прекраснейший летчик с Чкаловской, который возил космонавтов, и летчиков из отряда на Ути МиГ-15.
Информацию, которую изложил Ветеран ВВС подтверждал и Федоринов (сейчас проживает в Воронеже).
Как Юрий Васильевич Куликов так и я ознакомились с теми материалами, которые являлись закрытыми и остаются практически до сих пор закрытыми по ряду причин, в том числе и этических. Находятся в опечатанном железном ящике. Да - самолет стоял в ТЭЧ, да - в задней кабине не было РУС. ( ... )
Куликов Ю.В. был начальником управления СБП МО СССР, затем в ГА и в авиакомпании. Очень честный и порядочный человек. Первый в слух озвучил информацию журналистам.
С уважением,
летчик -истребитель-инструктор-эксперт, более 70 расследований, участий в отслеживании работ комиссий по расследованию АП."

Справедливости ради, надо сказать, что такого совпадения, чтобы два абсолютно разных источника, выдали бы одну и ту же информацию, да ещё с разносом по времени в 30 лет... такого не может быть просто "по определению"!

А теперь давайте посмотрим вместе, почему же в этой трагедии, причины которой лежат прямо на поверхности, было столько неразберихи, столько кривотолков, а порой и просто откровенного хаоса.


2. С чего начинается Родина.

Для того, чтобы наиболее объективно и наиболее научно разобраться в существующей неразберихе тех далёких лет, я попросил помочь мне в этом вопросе моего давнего и лучшего друга Михаила Фёдоровича Кукушкина.

Михаил Фёдорович всю свою сознательную жизнь проработал следователем в следственном отделе. Его профессиональные способности не вызывали сомнения. Друзья и коллеги в шутку называли его "Шерлок Холмс". Сейчас он уже на пенсии. Занимается, в основном, воспитанием внуков.

Вот его-то я и попросил "вспомнить былое", полистать страницы прошлых лет и высказать своё "следовательское" мнение oтносительно той неразберихи и того тупикового положения, в котором оказались все "расследующие" органы и структуры.

Михаил Фёдорович любезно согласился, но перед этим я всё-таки предупредительно спросил его, а не смущает ли его тот факт, что дело в данном случае касается чисто авиационных вопросов, а с авиацией его связывает разве что пассажирский рейс аэрофлота Москва-Новосибирск.

На что он мне ответил, как мне показалось, даже с какой-то ноткой назидания, что неважно, что ты расследуешь - важна методика расследования. Важно, как ты подходишь к данному вопросу, как оцениваешь вновь появляющиеся, казалось бы, "мелочи", как прорабатываешь те или иные совершенно очевидные и общедоступные данные, как ты докапываешься до истины в мелочах.

Я изложил Михаилу Фёдоровичу существо вопроса, и... подготовка к работе была завершена. Можно было начинать.

Начали мы с того, что попытались найти и установить связь с участниками и свидетелями событий тех дней. Нам это удалось, причём участники событий оказались едва ли не самые ключевые фигуры, принимавшие непосредственное участие в расследовании.

Это генерал-майор Юрий Васильевич Куликов - в то время начальник управления СБП (служба безопасности полётов) МО СССР; Степан Анастасович Микоян - заслуженный лётчик-испытатель, генерал-лейтенант авиации, принимавший участие в расследовании; полковник запаса А.М.Устенко - бывший командир эскадрильи, который 22-го марта дал допуск Юрию Алексеевичу на самостоятельные полёты на Миг-17; подполковник в отставке Владимир Ильич Ткаченко - заместитель командира полка, который и составлял плановую таблицу на полёты на 27-е марта.

Со всеми ними мы связались по телефону, по Интернету, по Скайпу, и все они любезно согласились помочь нам - всем, чем смогут.

Юрий Алексеевич Гагарин

Самолет - спарка УТИ МиГ-15 (учебно-тренировочный истребитель), на котором в свой последний полет отправились Ю.Гагарин и В.Серегин.

Всё было готово. Можно было начинать. Спрашиваю Михаила, ну что, с чего начнём? "Шерлок Холмс" выдержал пару секунд паузу и задаёт совершенно неожиданный встречный вопрос:
- А вот скажи, Николай, С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

Сначала я немного растерялся, при чём тут Родина?...

Но уже в следующее мгновение всё понял и представил себе всё до мелочей. Вообще-то, я так и предполагал, что авиационные вопросы для Михаила вряд ли будут "подъёмными", поэтому, скорее всего, он всё это сведёт к шутке.

Ну что ж, шутка так шутка... Зато вон как пообщались через столько-то лет разлуки. Когда бы ещё так "задушевно" поговорили?...

Я готов был уже закрыть эту тему, но... вопрос поставлен, надо отвечать.
- Ну, как, говорю, с чего? Тут каждый первокласник знает: "С КАРТИНКИ В МОЁМ БУКВАРЕ..."
Послушай, Мишель, а не съездить ли нам на рыбалку, пока погода установилась?
- Да, конечно, съездим, но только ответь мне ещё на один вопрос...

Не стал ждать его очередного вопроса, решил опередить:
- Ну а кроме "картинки в моём букваре" ещё и "с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе..."
- Да нет, про товарищей погоди. А теперь скажи мне по-серьёзному, с ЧЕГО НАЧИНАЮТСЯ ПОЛЁТЫ У ЛЁТЧИКОВ?!

Ого! "Шерлок Холмс", похоже, уже не шутит. Я тут же мгновенно перестроился на серьёзный лад и стараясь как можно более простыми словами объяснил, что полёты лётчиков начинаются с ПЛАНОВОЙ ТАБЛИЦЫ.

Плановая таблица составляется накануне. Её доводят до лётчиков, они готовятся по запланированным упражнениям, затем проходят контроль готовности к полётам, и... назавтра - полёты.

- Ты знаешь, Николай, я бы хотел посмотреть плановую таблицу, куда был запланирован лететь Юрий Алексеевич,- не унимался Фёдорович.

Вообще говоря, я - человек довольно далёкий от сентиментальностей, но тут не сдержался от комплимента:
- Послушай, Михаил Фёдорович, а тебя, видимо, не зря твои друзья "Шерлоком Холмсом" называли. Ведь посмотри, ни один из сотен специалистов, расследовавших эту трагедию, ни один не задался вопросом "Куда же, согласно плановой таблицe должен был лететь Гагарин?" И все абсолютно уверены, что лететь он должен был с Серёгиным в зону. А ты что, подвергаешь этот факт сомнению? Мало того, я и сейчас обзвонил десятки моих друзей и задал ТОЛЬКО один вопрос: "Куда должен был лететь Юрий Гагарин 27-го марта?" И, представь себе, что все в один голос ответили, что лететь он, согласно плановой таблицe, должен был с Серёгиным на УТИ МиГ-15 в зону по Упражнению номер два. И при этом ВСЕ АБСОЛЮТНО заявляли в один голос, что плановая таблица - это святой закон, и никто её нарушать и изменять не может. Ты что, сомневаешься в святости этого закона - плановой таблицы?!.. Ты, человек, который про авиацию только и знает, что пассажирский рейс "Москва-Новосибирск"?!.. А пытаешься посягнуть на святое святых в авиации - плановую таблицу!

Я уже готов был, защищая авиационные законы, чуть ли не поссориться со своим лучшим другом, но... В ответ он как-то, ну очень уж обыденно заметил:
- Не сердись, Николай. Вспомни, что я тебе говорил в самом начале. Не столь важно то, ЧТО ты расследуешь, сколь ОЧЕНЬ важно то, КАК ты расследуешь. Важна М Е Т О Д И К А расследования. Мы должны "тянуть" за каждую малюсенькую ниточку, и только убедившись и доказав, переходить к следующей детальке, иначе мы с самого начала будем блудить в двух соснах... и так на протяжении всех 46-и лет! Учись, Николай, пока я жив. Может, и тебя в дальнейшем будут называть, если и не Шерлоком Холмсом, то по крайней мере "доктор Ватсон" - подытожил Михаил Фёдорович.

На этом все наши дискуссии, согласования, уточнения и "пристрелки" закончились, и мы с Михаилом Фёдоровичем перешли к каждодневной скрупулёзной и захватившей нас надолго исследовательской работе. Ниже мы покажем результаты нашей работы и выставим их на ваше обсуждение.

А начнём мы с того, что для начала покажем, как "рождаются" блудёжки в двух соснах, как потом эти блудёжки от двух сосен заходят в непроходимые дремучие джунгли и... аж на целые 46 лет.

Итак, терпение...

ПРОДОЛЖЕНИЕ


В начало




Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
СМЦ "АБ-Инжиниринг"© 2001. Все права защищены