Rambler's Top100
 станки для ремонта двигателей
 
Специализированный моторный центр
 
СМЦ АБ-Инжиниринг - на главную страницу
 
 
Украинское представительство   Translate into English 
 
бюро моторной экспертизы 
 промышленное оборудование ремонт деталей двигателей 
 оборудование для мойки и очистки моторные запчасти 
 вспомогательное оборудование цены на работы 
 слесарный инструмент наши специалисты 
 производство двигателей наши партнеры 
 ремонт двигателей как проехать в СМЦ 
 библиотека наших станков форум мотористов 
 опыт работы и СМИ архив 
Мы на Facebook - заходите в гости      записаться на ремонт  запросить станки     заказать запчасти    
Сервис и механический цех нашего моторного центра: телефон +7 495 545 - 6936, +7 495 502-5964, e-mail: ab@ab-engine.ru

Э.А.Шершер "Тайна гибели Гагарина"


Быстрый переход


Главная страница

ТЕХНОЛОГИИ


Ремонт головок блока цилиндров:
как это делается
- смотрите видеорепортаж из нашего цеха.


Технологии капитального ремонта ГБЦ

Технологии производства Технологии производства двигателей

King Engine BearingsПодшипники King
Технологии ремонта двигателей
Оборудование

ОБОРУДОВАНИЕ


AMC-SchouОборудование AMC-SCHOU ROBBIОборудование ROBBI Оборудование для ремонта головок блока цилиндров DALCAN Machines-DenmarkОборудование DALCAN Machines-Denmark GuysonОборудование GUYSON POLAR TOOLSИнструмент POLAR TOOLS Склад станков и оборудования Библиотека наших станков


Услуги

УСЛУГИ


Ремонт двигателей Бюро моторной экспертизы

Моторные запчасти

Цены на работы


Информация

ИНФОРМАЦИЯ


Как проехать в СМЦ

Библиотека наших станков

Пользователи наших станков

Наши специалисты

Наши партнеры

Наши исследования в авиации
Научная работа Вакансии

Опыт работы и СМИ

Из ремонтной практики СМЦ

Мы рекомендуем...

Форум мотористов


Архив

АРХИВ


Специализированный моторный центр "АБ-ИНЖИНИРИНГ" работает с 1997 г.

Основная деятельность компании - ремонт автомобильных двигателей. Компания имеет центр механической обработки деталей двигателей, оснащенный импортным станочным оборудованием высшего качественного уровня производства фирм AMC-SCHOU (Дания), ROBBI (Италия) и SERDI (Франция).

СМЦ "АБ-ИНЖИНИРИНГ" является российским представителем известных мировых лидеров в производстве оборудования и инструмента - компаний AMC-SCHOU, POLAR TOOLS (Дания), ROBBI, SERDI Srl (Италия), GUYSON (Англия).

Благодаря передовым технологиям и квалифицированному персоналу в сочетании с современным шлифовальным, расточным и хонинговальным оборудованием компания обеспечивает высшее качество ремонтных работ и является одним из лидеров на рынке моторно-ремонтных услуг России.

Наш моторный центр «Шереметьевский»:
тел. +7 495 545 - 6936, +7 495 502-5964,
e-mail: ab@ab-engine.ru

АБ-Инжиниринг - главная страница
Эксклюзивный материал — глава "Катастрофа века" из книги Э.А.Шершера "Тайна гибели Гагарина"
(изд-во "Харвест", Минск, 2006), публикуется в исходном варианте без купюр и исправлений с разрешения автора.


КАТАСТРОФА ВЕКА (окончание)

Основные версии катастрофы самолета УТИ МиГ-15 № 612739 (бортовой №18), опубликованные в различных источниках информации.


1. Версии из категории "среда" (в эту категорию также условно включены версии, не связанные с действиями экипажа и отказами техники)

Версия №1
Суть версии

Вероятной причиной катастрофы является выполнение резкого маневра для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности, или отворота от шара-зонда, с последующим попаданием самолета в закритические режимы полета в усложненных метеоусловиях.

Автор Комиссия
Подтверждение версии фактами:
Прямое нет
Косвенное нет
Факты, опровергающие версию

В этот день шары-зонды не запускались. Многочисленные очевидцы на земле видели пикирования и горки перед падением самолета.

Оценка вероятности версии в % менее 5
Комментарий

"Резкий маневр" высосан из пальца"- космонавты Леонов, Попович, Быковский. "Облачность - не бетонная стена"- космонавт Г.Титов. "Резкий маневр" это означает, что Гагарин допустил грубую ошибку, а инструктирующий его Серегин, либо вообще не принял никаких мер для ее устранения, либо, взяв управление на себя, действовал неумело, с нарушением всех требований безопасности (Л.Каманин).

Версия №2
Суть версии

Столкновение с шаром-зондом

Автор С.Микоян, генерал, летчик-испытатель
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

Собрано примерно 40% остекления фонаря кабины; прибор показывал разряжение в кабине - 0,01кг/см2

Факты, опровергающие версию

Установлено, что в тот день их не запускали, а найденные на земле зонды не имели следов столкновения с самолетом. До столкновения с землей экипаж был работоспособен (комиссия). Многочисленные очевидцы на земле видели пикирования и горки, а также слышали, как перед падением самолета двигатель переводился на максимальный режим

Оценка вероятности версии в % 5-10
Комментарий

Версия имеет много сторонников и противников

Версия №3
Суть версии

Столкновение с птицей

Автор Рабочая версия комиссии
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

С места происшествия были доставлены останки птицы. Это была сойка - лесная птица, высота ее полета не более 50-70м. Собрано примерно 40% остекления фонаря кабины.

Факты, опровергающие версию

Двигатель в момент удара самолета о землю работал, экипаж был работоспособен, что делает влияние птицы маловероятным.

Оценка вероятности версии в % 5-10
Комментарий

Версия устраивала комиссию, но не подтвердилась.

Версия №4
Суть версии

Попадание самолета в спутную струю другого самолета (Су-11 или Су-15), фамилия летчика до сих пор не установлена.

Автор А.Леонов, генерал, космонавт
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

Этот самолет принадлежал фирме Сухого и действительно взлетел с аэродрома ЛИИ в Жуковском.

Факты, опровергающие версию

Версия отвергается А.Щербаковым, проводившим летные испытания по влиянию спутной струи на устойчивость УТИ-МиГ15. "В зоне полетов такого самолета вообще не было" (полковник И.Рубцов - член комиссии). "Самолет все же был, но к гагаринской машине на опасную дистанцию не приближался" (В.Меницкий, засл. летчик-испытатель). Летчик известен - это летчик-испытатель ЛИИ Л.Рыбиков (позднее он погиб).

Оценка вероятности версии в % менее 5
Комментарий

"Попадание в вихревой след вызывает недоумение. А как же тогда летают "Стрижи" и "Русские витязи" (Л.Каманин)

Версия №5
Суть версии

Самолет, летящий под верхним слоем облаков, может набрать до 1,5 млн. Вольт статистического электричества. Экипаж летел между двумя слоями облаков, возможно, тут и произошел грозовой разряд, и оба летчика потеряли сознание.

Автор М.Исаев, ученый
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

нет

Факты, опровергающие версию

На деталях и обломках самолета не обнаружено признаков грозового разряда. До столкновения с землей экипаж был работоспособен. Многочисленные очевидцы на земле видели пикирования, горки, а также слышали, как перед падением самолета двигатель переводился на максимальный режим.

Оценка вероятности версии в % менее 5
Комментарий

без комментариев

Версия №6
Суть версии

Всему виной ЛГР - локальный геофизический резонанс - влияние на землю других небесных тел. Если частоты возбуждения нескольких планет совпадают, возникает резонанс, а с ним земные катастрофы.

Автор А.Синяков, профессор
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

нет

Факты, опровергающие версию

нет

Оценка вероятности версии в % 0
Комментарий

без комментариев

Версия №7
Суть версии

Уфологическая версия трагедии - экипаж был парализован кораблем НЛО.

Автор В.Воробьев, физик
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

нет

Факты, опровергающие версию

нет

Оценка вероятности версии в % 0
Комментарий

без комментариев

Версия №8
Суть версии

Экипаж был без сознания. "Объяснить движение самолета, по рассчитанным группой динамики полета траекториям, никакими сознательными действиями экипажа невозможно".

Автор Г.Седов, В.Ильюшин - заслуженные летчики-испытатели, и другие
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

В крови не найдено адреналина. Экипаж не выходил на связь после доклада. Разрежение в кабине + осколки 40% остекления. Если остекление было разрушено, это могло повлиять на работоспособность экипажа.

Факты, опровергающие версию

До столкновения с землей экипаж был работоспособен (комиссия). После последнего доклада самолет полетел не к аэродрому, а в обратную сторону и там, пока не врезался в землю, выполнял разные фигуры. Многочисленные очевидцы на земле видели пикирования, горки, а также слышали, как перед падением самолета двигатель переводился на максимальный режим.

Оценка вероятности версии в % менее 5
Комментарий

"Такое движение самолета, вероятнее всего, могло быть при временной потере экипажем работоспособности в воздухе вследствие какого-либо воздействия на экипаж" Г.Седов, В.Ильюшин

Версия №9
Суть версии

Диверсия - самолет взорвался. Первый хлопок был в воздухе. Разгерметизация кабины могла произойти в воздухе из-за взрыва вблизи одной из кабин.

Автор В.Быковский, заместитель руководителя полетов.
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

Собрано всего 40% остекления кабины. Прибор показывал разряжение в кабине -0,01 кг/см2. В крови не найдено адреналина.

Факты, опровергающие версию

Оценка вероятности версии в % 0
Комментарий

без комментариев

Версия №10
Суть версии

Диверсия. Между Ю. Гагариным и Л.Брежневым произошел серьезный инцидент. Ю.Гагарин, пользуясь правами народного депутата, пытался противостоять режиму и стал неугоден правящей верхушке.

Автор Б.Волков, Б.Мурасов и др.
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

нет

Факты, опровергающие версию

Комиссия КГБ искала следы диверсии, а нашла следы разгильдяйства и невыполнения требований руководящих документов в отношении разведки погоды, метеоусловий и подготовки к полету.

Оценка вероятности версии в % 0
Комментарий

без комментариев



2. Версии из категории "самолет", связанные с отказами техники


Версия №11
Суть версии

Самовыключение двигателя в полете

Автор В.Козырев, доктор технических наук
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

Отсутствие пожара после столкновения самолета с землей. "На шкале термометра выхлопных газов стрелка стояла на отметке "0" (И.Шулинский)

Факты, опровергающие версию

Режим работы двигателя определялся в соответствии с существующей методикой: по цвету окисных пленок на изломах лопаток турбины устанавливается их температура, а по ней - обороты двигателя (n = 8700 об/мин.) Двигатель ушел глубоко в землю и не успел поджечь топливо. Такие случаи в авиации известны.

Оценка вероятности версии в % менее 5
Комментарий

Версия не объясняет причину, по которой самолет оказался на малой высоте, что позволило многочисленным очевидцам на земле видеть пикирования и горки, а также слышать, как перед падением самолета двигатель переводился на максимальный режим.

Версия №12
Суть версии

"Взрыв" гидроаккумулятора

Автор Кириллов, полковник ГНИКИ ВВС
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

нет

Факты, опровергающие версию

Поршень гидроаккумулятора находился внутри цилиндра, а значит, никакого взрыва не было.

Оценка вероятности версии в % 0
Комментарий

без комментариев

Версия №13
Суть версии

Кабина была разгерметезирована - при снижении с большой вертикальной скоростью (145 м/сек) давление в кабине возрастает со скоростью 9-14 мм рт. ст./сек, что вызывает аэродинамический удар и приводит к потере работоспособности экипажа.

Автор И.Кузнецов, инженер НИИ ЭРАТ
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

Кран вентиляции в кабине Серегина был закрыт, а в кабине Гагарина наполовину открыт. В крови не найдено адреналина. Прибор показывал разряжение в кабине -0,01 кг/см2.

Факты, опровергающие версию

Анализ мышечных тканей членов экипажа показал, что мышцы были напряжены до момента столкновения с землей. Многочисленные очевидцы на земле видели пикирования, горки, а также слышали, как двигатель перед падением самолета переводился на максимальный режим.

Оценка вероятности версии в % 5-10
Комментарий

Во время войны не было герметичных кабин. Летчики пикировали с такими же скоростями, но о случаях потери работоспособности экипажей не известно.

Версия №14
Суть версии

Причиной катастрофы стала потеря экипажем пространственной ориентировки вследствие несовершенства авиагоризонта АГИ-1, установленного на самолете УТИ МиГ-15.

Автор Летчики А.Пленцов, А.Абрамов, В.Магащук, В.Лаврик, Г.Лялин и др.
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

нет

Факты, опровергающие версию

Версия противоречит фактам. В случае потери пространственной ориентировки у летчиков должно было появиться чувство неуверенности, боязни за благополучный исход полета. Однако в крови летчиков не было обнаружено адреналина, что свидетельствует об отсутствии у них чувства страха, по крайней мере, за 2-3 сек до катастрофы.

Оценка вероятности версии в % 5-10
Комментарий

За время массовой эксплуатации самолета МиГ-15, в том числе, участии в боевых действиях, упоминаний о дефекте или неправильной работе авиагоризонта не найдено, они выявлены только в связи с катастрофой самолета Гагарина-Серегина.

Версия №15
Суть версии

Самолет УТИ МиГ-15 №18 был приспособлен для показательных занятий по катапультированию, и, чтобы ручка управления, которая торчит между ногами, не мешала катапультированию, ее демонтировали. В кабине инструктора ручки управления просто не было.

Автор Н.Сергеев, полковник, летчик-снайпер; Ю.Куликов, генерал
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

Серегин за весь полет на связь не выходил. При подготовке и во время полета допущено много серьезных нарушений.

Факты, опровергающие версию

В крови членов экипажа не найдено адреналина, в то время как Серегин должен был видеть и реагировать на ошибку Гагарина.

Оценка вероятности версии в % 20-40
Комментарий

Для подтверждения или опровержения этой версии необходимо: - среди хранящихся остатков самолета найти обломки ручки управления задней кабины; - найти (или не найти) в формуляре самолета записи о съеме и постановке ручки управления задней кабины.



3. Версии из категории "экипаж", связанные с действиями экипажа и организацией полетов.


Версия №16
Суть версии

Для выхода из пикирования не хватило 200 - 300м высоты или 2-3-х секунд.

Автор А.Белоцерковский, генерал, профессор
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

нет

Факты, опровергающие версию

Пикирований было несколько. Многочисленные очевидцы на земле видели пикирования и горки, а также слышали, как двигатель переводился на максимальный режим.

Оценка вероятности версии в % 10-20
Комментарий

Версия устраивает большинство авиаспециалистов, но не объясняет причину катастрофы. Оценка вероятности условная.

Версия №17
Суть версии

Сваливание в штопор

Автор Многие авторы
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

нет

Факты, опровергающие версию

На УТИ МиГ-15 войти в штопор очень сложно: самолет трясет, и он предупреждает - не тяни ручку, отпусти ее, и он сам выйдет из опасного режима (Г.Титов). Инструкцией по технике пилотирования в случае срыва в штопор на высотах полета менее 4000-5000м, экипажу предписывается немедленно произвести аварийное покидание самолета. Многочисленные очевидцы на земле видели пикирования, горки, а также слышали, как двигатель переводился на максимальный режим.

Оценка вероятности версии в % менее 5
Комментарий

С версией не согласны Н.Каманин, А.Щербаков, космонавты Леонов, Попович, Быковский и др. Версия не объясняет причину сваливания.

Версия №18
Суть версии

Гагарин после травмы, полученной в санатории (перестала работать гайморова пазуха из-за покалеченной брови), мог потерять сознание, навалиться на ручку управления самолетом.

Автор А.Карташев, полковник, летчик.
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

нет

Факты, опровергающие версию

Экипаж проходил предполетный медицинский осмотр. Экипаж в момент удара находился в работоспособном состоянии, об этом свидетельствуют отпечатки рук и ног на боковых пультах и органах управления (оба летчика находились в рабочих позах).

Оценка вероятности версии в % менее 5
Комментарий

без комментариев

Версия №19
Суть версии

Сердечный приступ у Серегина

Автор М.Попович, В.Поваляев, Д.Покаржевский, Н.Кузнецов-генерал.
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

В течение всего полета Серегин на связь не выходил.

Факты, опровергающие версию

Если в полете одному из членов экипажа стало плохо, то обычно летят к аэродрому, а не в противоположную сторону.

Оценка вероятности версии в % менее 5
Комментарий

без комментариев

Версия №20
Суть версии

Потеря Гагариным ориентировки в пространстве, он не умел летать по приборам.

Автор И.Владимиров, В.Малкин-доктор мед.наук, Ю.Куликов-генерал
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

Малый налет у Гагарина; сложные метеоусловия.

Факты, опровергающие версию

У членов экипажа не обнаружено адреналина в крови; большой опыт у Серегина, он мог вмешаться и исправить ошибку.

Оценка вероятности версии в % 5-10
Комментарий

без комментариев

Версия №21
Суть версии

Гагарин не умел выходить из пике

Автор В.Серов, летчик-испытатель САЗ
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

Малый налет у Гагарина; сложные метеоусловия.

Факты, опровергающие версию

Большой опыт у Серегина, он мог вмешаться и исправить ошибку.

Оценка вероятности версии в % 5-10
Комментарий

без комментариев

Версия №22
Суть версии

За две недели марта Гагарин налетал семь часов. Не мало вообще, но, катастрофически, мало для того, чтобы в крайней ситуации суметь, за доли секунды, принять единственно правильное решение

Автор Г.Санин, летчик
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

Небольшой налет у Гагарина; сложные метеоусловия

Факты, опровергающие версию

Большой опыт у Серегина, он мог вмешаться и исправить ошибку.

Оценка вероятности версии в % 5-10
Комментарий

без комментариев

Версия №23
Суть версии

Самоубийство Гагарина, т.к. Гагарин не вписался в элитную часть советского общества, ибо был простым сельским парнем.

Автор И.Владимиров
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

нет

Факты, опровергающие версию

нет

Оценка вероятности версии в % 0
Комментарий

без комментариев

Версия №24
Суть версии

Экипаж был "навеселе"

Автор Анонимная
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

25 марта, т.е. за 1,5 суток до полета, оба были на банкете в честь 50-летия замполита полка И.Крышкевича, где Гагарин был тамадой.

Факты, опровергающие версию

Алкоголя в крови обоих пилотов не обнаружено.

Оценка вероятности версии в % 0
Комментарий

без комментариев

Версия №25
Суть версии

Полеты были организованы с нарушением всех документов, регламентирующих безаварийную работу. Это является причиной катастрофы

Автор А.Пушкин, генерал, А.Щербаков, летчик-испытатель, Ф.Аминов, летчик-снайпер, М.Изюмов, летчик, и другие
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

Практика показывает - нарушение руководящих документов приводит к летным происшествиям. Не работал наземный радиовысотомер; неоправданным в условиях густой облачности был выпуск через одну минуту после Гагарина пары скоростных истребителей МиГ-21. Взлет самолета-разведчика погоды задержался, и Гагарина выпустили, не дожидаясь его сообщений, в итоге экипаж имел неверную информацию о высоте и толщине облаков.

Факты, опровергающие версию

нет

Оценка вероятности версии в % 70-90
Комментарий

Каждое в отдельности нарушение может не представлять опасности, но в совокупности это ведет к созданию аварийной ситуации. Таких примеров в авиации много.

Версия №26
Суть версии

Нарушения в организации полетов

Автор Комиссия КГБ; В.Русяев - офицер КГБ
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

Упражнение №2 КБП ИА-67 должно выполняться в простых метеоусловиях и без подвесных баков (эти условия были нарушены, вопреки требованиям упражнения №2 КБП, самолет был выпущен с подвесными баками и в довольно сложной метеообстановке).

Факты, опровергающие версию

нет

Оценка вероятности версии в % 70-90
Комментарий

Каждое в отдельности нарушение может не представлять опасности, но в совокупности это ведет к созданию аварийной ситуации.

Версия №27
Суть версии

Гагарин имел очень большие перерывы в полетах и, как следствие, слабую летную натренированность в полетах в данных метеоусловиях (многослойная облачность). Руководитель полетов не имел права выпускать в воздух экипаж для выполнения упражнения. Пренебрежение летными законами сделало возможным полет в несоответствующих метеоусловиях.

Автор В.Чижевский, летчик
Подтверждение версии фактами:
Прямое

нет

Косвенное

Не работал наземный высотомер, что не позволило руководителю полетов контролировать высоту полета (Серегин был в курсе этого). Гагарин имел малый налет.

Факты, опровергающие версию

Серегин имел большой опыт и мог вовремя исправить ошибку.

Оценка вероятности версии в % 10-20
Комментарий

без комментариев

Версия №28
Суть версии

Нарушения в организации полетов, выполнение фигур пилотажа, не предусмотренных полетным заданием, ошибка пилотирования В.Серегина, как командира экипажа, не предотвратившего несвоевременный выход из пикирования. Экипаж, сделав несколько виражей, доложил об окончании выполнения упражнения и, отлетев в сторону, начал выполнять произвольные фигуры. Выполняя одну из них, немного не рассчитал и столкнулся с землей.

Автор Э.Шершер, полковник и другие
Подтверждение версии фактами:
Прямое

Многочисленные очевидцы на земле видели пикирования и горки. После последнего доклада самолет полетел не к аэродрому, а в обратную сторону и там, пока не врезался в землю, выполнял разные фигуры. Видимо, это было зафиксировано на проводке самолета.

Косвенное

Такого рода летных происшествий в авиации было много. В кабине был сам командир полка, которому не перед кем было отчитываться. Это подтверждается: - прекращением задания на 15 минут раньше; - самолет упал в направлении, обратном аэродрому (в момент прекращения связи самолет был в 30-ти км от аэродрома и летел к нему, а упал в 64-х км от аэродрома и курсом на юго-запад); - пикирование - самое эмоциональное во всем пилотаже. - не работал наземный высотомер, что не позволило руководителю полетов контролировать высоту полета УТИ МиГ-15 (В.Серегин об этом знал), поэтому снижаться они могли, оставаясь незамеченными.

Факты, опровергающие версию

нет

Оценка вероятности версии в % 70-90
Комментарий

Каждое в отдельности нарушение может не представлять опасности, но в совокупности это ведет к созданию аварийной ситуации. Для подтверждения этой версии необходимо просмотреть и еще раз проанализировать радиолокационную проводку этого полета и протоколы опроса очевидцев.

* - ссылки на источники информации содержатся в книге Шершер Э.А. Тайна гибели Гагарина. Почему падают самолеты.- Изд-во "Харвест", Минск, 2006.- 592с.

В НАЧАЛО


На главную




Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
СМЦ "АБ-Инжиниринг"© 2001. Все права защищены