Rambler's Top100
 станки для ремонта двигателей
 
Специализированный моторный центр
 
СМЦ АБ-Инжиниринг - на главную страницу
 
 
Украинское представительство   Translate into English 
 
бюро моторной экспертизы 
 промышленное оборудование ремонт деталей двигателей 
 оборудование для мойки и очистки моторные запчасти 
 вспомогательное оборудование цены на работы 
 слесарный инструмент наши специалисты 
 производство двигателей наши партнеры 
 ремонт двигателей как проехать в СМЦ 
 библиотека наших станков форум мотористов 
 опыт работы и СМИ архив 
Мы на Facebook - заходите в гости      записаться на ремонт  запросить станки     заказать запчасти    
Наш моторный центр «Шереметьевский», телефон +7 495 545 - 6936, +7 495 502-5964, e-mail: ab@ab-engine.ru

Диагноребус. Информация.

Быстрый переход


Главная страница



ТЕХНОЛОГИИ


Технологии производства Технологии производства двигателей

King Engine BearingsПодшипники King
Технологии ремонта двигателей
Оборудование

ОБОРУДОВАНИЕ


AMC-SchouОборудование AMC-SCHOU ROBBIОборудование ROBBI Оборудование для ремонта головок блока цилиндров DALCAN Machines-DenmarkОборудование DALCAN Machines-Denmark GuysonОборудование GUYSON POLAR TOOLSИнструмент POLAR TOOLS Склад станков и оборудования Библиотека наших станков


Услуги

УСЛУГИ


Ремонт двигателей Бюро моторной экспертизы

Моторные запчасти

Цены на работы


Информация

ИНФОРМАЦИЯ


Как проехать в СМЦ

Библиотека наших станков

Пользователи наших станков

Наши специалисты

Наши партнеры

Наши исследования в авиации
Научная работа Вакансии

Опыт работы и СМИ

Из ремонтной практики СМЦ

Мы рекомендуем...

Форум мотористов


Архив

АРХИВ


Специализированный моторный центр "АБ-ИНЖИНИРИНГ" работает с 1997 г.

Основная деятельность компании - ремонт автомобильных двигателей. Компания имеет центр механической обработки деталей двигателей, оснащенный импортным станочным оборудованием высшего качественного уровня производства фирм AMC-SCHOU (Дания) и SERDI (Франция).

СМЦ "АБ-ИНЖИНИРИНГ" является эксклюзивным российским дистрибьютором известных мировых лидеров в производстве оборудования и инструмента - компаний AMC-SCHOU, POLAR TOOLS (Дания), ROBBI, SERDI Srl (Италия), GUYSON (Англия).

Благодаря передовым технологиям и квалифицированному персоналу в сочетании с современным шлифовальным, расточным и хонинговальным оборудованием компания обеспечивает высшее качество ремонтных работ и является одним из лидеров на рынке моторно-ремонтных услуг России.

Наш моторный центр «Шереметьевский»: тел. +7 495 545-6936, +7 495 502-5964,
e-mail: ab@ab-engine.ru

АБ-Инжиниринг - главная страница

СЕРГЕЙ ГАЗЕТИН, ,
технический эксперт компании «АмЕвро»,
СЕРГЕЙ САМОХИН

До сих пор при рассмотрении инструментария современного диагноста объектами нашего внимания были различного рода приборы. Сегодня, раскрывая тайный смысл очередного блока диагностической пирамиды, мы познакомимся с инструментом иного свойства. Имя ему — информация.

Правомерно ли назвать информацию инструментом? Безусловно, да. Причем, информация — инструмент универсальный. С его помощью можно шантажировать и фальсифицировать, манипулировать сознанием масс. Он играет определяющую роль в процессе принятия решений, оказывающих переломное влияние на судьбы человечества.

В общем трудно не согласиться с известным афоризмом, утверждающим, что владение информацией дает власть над миром.

В наши планы не входит разработка стратегии информационного захвата планеты. Наша цель скромнее — разобраться в том, каково место технической информации в процессе поиска неисправностей двигателя автомобиля и какая информация на сегодняшний день доступна диагносту.

Разберемся «по понятиям»

Объем технической информации, касающейся, в частности, автомобильной техники, необъятен. Не стремясь «объять необъятное», определим, о какого рода информации идет речь, какая ее часть входит в «диагностическую пирамиду».

На наш взгляд, техническую информацию, используемую в работе диагностом, правомерно подразделить на две категории. К первой относится базовая информация. Она представляет собой сведения о физических основах рабочих процессов в двигателе и его системах. Базовая информация абсолютно открыта и доступна. Ее можно почерпнуть из учебников, специализированных книг и периодических изданий. Проблема овладения базовой информацией заключается не в том, как ее получить, а в том, как ее усвоить. Процесс усвоения опирается на хорошие знания физики, химии, электротехники и других технических дисциплин и требует длительного времени и огромных усилий.

Как многое другое, что дается нам большим трудом, базовые знания бесценны. Это тот самый багаж, который «плечо не давит», хотя постоянно находится с нами. Его «размер» вместе с умением мыслить логически главным образом определяет успех в работе диагноста. Вывод прост: без овладения базовой информацией успешно заниматься диагностикой двигателя невозможно.

Существует категория технической информации, которая имеет иной характер. Это информация справочная. Она довольно специфическая и конкретная. Объем ее огромен, поэтому таскать ее постоянно за плечами ни к чему. Потребность в справочной информации возникает лишь время от времени. Тем не менее, она занимает важное место в диагностическом процессе и именно она имелась в виду как составная часть «диагностической пирамиды».

Для чего нужна справочная информация?

Процесс диагностики связан с измерением большого массива параметров, отражающих текущее состояние двигателя. Определение характеристик с использованием рассмотренных нами приборов — не самоцель, а всего лишь средство. Цель выполняемых измерений — установить, соответствуют ли параметры двигателя и его систем норме, то есть ответить на вопрос — много, мало или в самый раз? Чтобы дать ответ, нужно знать нормативный уровень измеряемых величин, который определяется производителем и является одной из составляющих справочной технической информации.

Исследуемые системы современного двигателя состоят из большого числа электромеханических и электронных элементов. Они объединены в единое целое замысловатыми электросхемами и связаны непростой логикой функционирования. Часто для обнаружения неисправности требуется точное знание внутреннего устройства самого элемента или его взаимосвязи, в том числе электрической, с прочими компонентами системы. Иногда приходится тратить много времени только лишь на то, чтобы обнаружить интересующий электрический элемент на автомобиле. Держать эти сведения в голове, особенно если речь идет о работе в условиях универсального автосервиса, немыслимо, да и не за чем. Ознакомиться с электрическими схемами, узнать расположение электрических элементов и их внутреннее устройство можно, используя справочную информацию.

В технической информации для диагностов можно найти и такой полезный раздел, как алгоритмы или блок-схемы поиска неисправностей. Он содержит подсказки, позволяющие по симптомам неисправности вести системный поиск дефекта. Ценность этих сведений для диагноста зависит от уровня его квалификации. Практика показывает, что алгоритмы поиска неисправностей чаще используют в работе начинающие диагносты. С ростом профессионального опыта к такой информации обращаются реже.

Среди прочей справочной информации, которая часто используется в работе, можно упомянуть: регулировочные данные и описания специфических процедур регулировки параметров, если таковые предусмотрены производителем; вакуумные диаграммы двигателя; расшифровки кодов неисправностей (на случай, если сканер не дает такой информации); обозначения и заводские номера запасных частей и агрегатов.

Некоторые источники справочной информации содержат такой интересный раздел, как TSB (Technical Service Bulletin). Это в своем роде конференция по обмену опытом. В разделе описываются необычные случаи или проблемы, с которыми диагносты сталкивались на практике при обслуживании и ремонте различных систем автомобиля, предлагаются возможные методы их решения.

Можно ли при поиске неисправности обойтись без пользования справочной технической информацией? В ряде случаев можно. Многие дефекты удается обнаружить и устранить, не обращаясь к справочным данным. Для этого диагност должен быть хорошо знаком с устройством диагностируемого двигателя и иметь четкое представление об основах работы неисправной системы, то есть обладать хорошим багажом базовых знаний.

Практика показывает, что в зависимости от опыта, то есть качества базовых знаний, диагност в 6-8 случаях из десяти справляется с решением проблемы, не обращаясь к справочной технической информации. Это ни в коем случае не умаляет ее значения. Ведь в оставшихся случаях без нее просто не обойтись.

Необходимо учитывать, что в последнее время значимость технической информации стремительно возрастает. Этому способствует увеличение количества электронных систем в современных автомобилях. Помимо сложности они характеризуются затрудненным доступом к компонентам, что требует использования специальных методов исследования, например применения сканеров. В то же время сама система самодиагностики двигателя усложняется. Количество считываемых сканером параметров увеличивается настолько, что никакого опыта не хватает, чтобы разобраться «кто есть ху» и проанализировать их, не прибегая к справочным данным.

Познакомимся с тем, какие источники справочной технической информации можно использовать при диагностике двигателя.

Источники информации

Если говорить о классификации справочной технической информации, то ее прежде всего можно разделить на авторизованную и неавторизованную. Авторизованная информация готовится самим производителем автомобилей и предназначается для использования официальными дилерами. Поэтому ее также с полным основанием можно назвать первичной информацией или дилерской.

Дилерская информация — естественно, узкоспециализированная. Она касается автомобилей только одной марки. Выпуская на рынок новую модель или серию автомобилей, производитель одновременно с этим распространяет техническую информацию, обеспечивающую возможность их обслуживания. Первичная информация — самая актуальная, в ней можно обнаружить самые свежие данные.

Естественно, никто не обладает более точными данными по автомобилю, чем тот, кто его разработал и производит. В силу этого авторизованная техническая информация — наиболее полная и достоверная и поэтому представляет максимальную ценность для автоспециалистов.

Общих стандартов, определяющих требования к авторизованной информации, не существует. Поэтому информация разных производителей существенно отличается. Отличия могут заключаться в составе, структуре, в подходе к изложению материала, степени проработки и детализации тех или иных вопросов. Так, например, славой наиболее полных и подробно изложенных пользуются базы данных американских автопроизводителей и, прежде всего, концерна GM. Авторизованная информация европейских производителей гораздо более скупая и менее детализированная.

Далеко не все автоконцерны заботятся о том, чтобы переводить выпускаемую ими техническую литературу на языки всех народов мира, в частности, на русский. Чаще она бывает доступна на языке производителя или наиболее распространенных европейских языках (английском, немецком). В этом один из ее недостатков для российских пользователей.

Источником неавторизованной технической информации являются фирмы и издательства, занимающиеся обработкой и публикацией данных, приобретенных у производителей, полученных или добытых иным путем. Таким образом, неавторизованная информация — это информация вторичная. Ее качество зависит, как минимум, от двух факторов: от того, насколько полные данные удалось добыть у производителя и насколько удачно удалось их переработать.

Упомянутые показатели, естественно, выше у известных и мощных фирм, давно работающих на рынке технической информации. Они наработали хорошие связи с автопроизводителями и имеют достаточные материальные ресурсы для периодического пополнения и обновления информации. Переработка первичной информации может заключаться в ее переводе, грамотном отборе наиболее полезных сведений, приведению по-разному оформленных данных к единой форме, удобной для пользователя, дополнению фотоматериалами и т.д. Так что несправедливо утверждать, что потребительские свойства вторичной информации заведомо хуже. Практика работы диагностических участков показывает, что качественные источники неавторизованной информации в подавляющем большинстве случаев позволяют решать все проблемы.

Неавторизованная информация может быть как узкоспециализированной (касаться одной марки или модели автомобиля, рассматривать особенности одной из его систем), так и универсальной. Универсальная информация содержит разносторонние сведения о техническом устройстве большого количества автомобилей. В этом случае говорят о справочно-информационной базе данных. Она характеризуется широтой охвата по моделям и глубиной представленного материала.

Особенности информационных рынков и базаров

Надо отметить, что мировой рынок автомобильной информации имеет ярко выраженные национальные особенности. Особенности определяются не традициями или характером, а действующим на той или иной территории законодательством. Среди прочих особняком стоит американский рынок, в силу множества причин очень «прозрачный».

Федеральные законы американских штатов обязывают «отечественных» производителей предоставлять любую информацию по выпускаемым автомобилям всем заинтересованным организациям. Прежде всего речь идет о технических данных, так или иначе определяющих токсичность, а это касается практически всех систем автомобиля. Под действие этого закона подпадают и прочие производители, импортирующие свою продукцию на территорию США.

Благодаря этому на американском рынке практически вся информация, как авторизованная, так и нет, абсолютно доступна. Этому способствует деятельность многочисленных известных фирм, выпускающих неавторизованную техническую литературу.

В Европе все обстоит с точностью до наоборот. Европейским автоконцернам до сих пор удается лоббировать запрет принятия законов, предписывающих им предоставлять необходимую для ремонта и технического обслуживания информацию всем желающим. Поэтому производители автомобилей в Европе предоставляют привилегию пользоваться ею своим дилерам. По этой причине европейский рынок неавторизованной литературы довольно беден.

Какова с этой точки зрения ситуация в Азии доподлинно неизвестно. Судя по дефициту баз данных по «праворуким» японцам, запрет на распространение информации «на островах» даже жестче, чем в Европе. Он усугубляется жесткой конкуренцией между производителями на внутреннем рынке. В проблеме заложен и языковый барьер: большинство литературы выпускается с использованием иероглифического алфавита, что создает трудности для перевода.

Национальные особенности приводят к курьезным ситуациям. Техническую литературу по европейской и японской продукции, представляющую тайну за семью печатями на родине автомобилей, в Америке можно свободно приобрести в любом магазине.

Главная особенность российского рынка технической информации в том, что это пока не рынок, а базар. Особенно в той части, которая касается автомобилей зарубежного производства. Авторизованная информация у нас не продается. На рынке вторичной информации профессионального уровня официально работают лишь одна-две фирмы. Для остальных путь, связанный с приобретением прав на издательство чужой интеллектуальной собственности, видимо, экономически неприемлем.

Зато, как и водится на любом нормальном «привозе», нелегально у нас можно приобрести практически все, правда, неизвестно какого качества. До недавнего времени вся автомобильная справочная информация выпускалась в виде печатной продукции — книг. Их нелегальное тиражирование — вещь непростая, требующая больших материальных вложений и времени.

С развитием компьютерной техники большинство массивов технической информации стало распространяться на электронных носителях, компакт-дисках. Тут-то нам, как говорится, «фишка и поперла». Отечественные хакеры не ударили в грязь лицом и наводнили «привоз» взломанной продукцией. Их деятельность окончательно поставила крест на легальной торговле качественным информационным товаром. Некоторые автоконцерны, например, Toyota и Honda, а также ряд производителей неавторизованной информации до сих пор предпочитают работать «по старинке».

Основная причина кроется в том, что они опасаются бесконтрольного распространения их интеллектуальной собственности, которая, как известно, стоит немалых денег.

Справедливости ради, нужно сказать о том, что доставшиеся нам в наследство из «прошлой» жизни традиции высокого уровня технической литературы еще живы. Претензий к отечественным автозаводам в части доступа к информации, обеспечивающей возможность ремонта их последней продукции, нет. Вся необходимая для диагностики отечественных двигателей литература хорошего качества и продается свободно.

Рекомендации

Ввиду важности информационного обеспечения процесса диагностики задумываться над вопросом формирования подходящей для ваших задач справочной базы данных необходимо. Возможны несколько путей.

Тем, кто специализируется на обслуживании одной-двух марок автомобилей, имеет смысл поискать авторизованную документацию. На компьютерных развалах можно найти нелегальные копии информации для дилеров. Наиболее распространены базы данных на популярную у нас продукцию европейских производителей: Mercedes-Benz, VAG, Opel, евро-Ford.

Трудности могут возникнуть в приобретении авторизованной информации по BMW. Компьютерная база этой фирмы в целях защиты информации выполнена для использования на IBM-несовместимой компьютерной платформе. Этим затрудняется ее взлом и дальнейшее использование.

Нужно иметь в виду, что авторизованная информация, даже нелегальная, не дешева. Цены на базы Mercedes-Benz и VAG могут доходить до 400 «условных рублей», на остальные — примерно в два-три раза ниже. Поэтому этот путь экономически целесообразен для специализированных автосервисов.

Если ваше предприятие имеет универсальный характер с точки зрения обслуживаемых автомобилей, приобретение авторизованных баз может оказаться экономически нецелесообразным, так как их стоимость может составлять 2-3 тысячи долларов. Тем более что в таком подходе кроется еще один недостаток. Как упоминалось, базы данных разных производителей имеют разную организационную структуру. Хорошее освоение сразу нескольких по-разному построенных программ требует от пользователя профессиональных навыков не только в диагностике, но и в работе с компьютером. Поэтому для универсальных сервисов предпочтительнее использование столь же универсальных, неавторизованных баз данных. Какие информационные базы наиболее полезны при диагностике двигателя?

В работе с автомобилями американского рынка отлично себя зарекомендовала техническая информация издательства Mitchell. Она довольно давно выпускается в электронном виде и представляет собой сборник из полутора десятков компакт-дисков. В ней приведена иллюстрированная разносторонняя и, самое главное, достоверная информация по всем автомобилям, продаваемым в США с начала 80-х годов, большой объем данных по двигателям и их системам: расположение электрических компонентов, электросхемы, коды неисправностей, вакуумные диаграммы. В общем, все, что нужно диагносту.

Ценность базы еще и в том, что в ней можно найти информацию по европейским и японским автомобилям, если они поступают на рынок США.

Среди аналогичных продуктов отметим базу данных AllData. Она несколько слабее, чем Mitchell по широте охвата и подробности информации.

Из «бумажной» технической информации, различными путями поступающей к нам, можно упомянуть книги издательств Chilton и Haynes. Первое из них выпускает литературу, отвечающую профессиональным требованиям. Второе — в большей степени полупрофессионального уровня или категории «сделай сам». Официально в России распространяется только литература Haynes. Права принадлежат петербургской фирме «Алфамер Паблишинг», которая продает не только оригинальные книги, но и переводные версии некоторых из них. Покупать лучше либо англоязычные оригиналы, либо книги, русифицированные официальными дистрибьюторами.

Для работы с автомобилями европейского рынка (включая продаваемые здесь японские автомобили) из универсальных баз данных на компакт-дисках можно рекомендовать справочно-информационную базу данных ESI[tronic], предлагаемую фирмой Bosch. По данным специалистов фирмы, она содержит основные технические данные почти о 40 тысячах автомобилей 38 автопроизводителей. Наиболее полные данные представлены по автомобилям, на которые Bosch поставляет запчасти и агрегаты. ESI[tronic] содержит специальный диагностический раздел, включающий программное обеспечение фирменного сканера модели KTS, и обширную информацию по дизельным агрегатам (регулировочные данные, конструкция, инструмент).

Тем, кто больше привык работать с книгами, стоит приобрести техническую литературу хорошо известного европейского издательства Autodata. Из огромного количества выпускаемой издательством литературы в работе диагностического участка наиболее ценными будут книги по регулировочным данным, системам впрыска топлива, системам зажигания. Недавно выпущены новые сборники по системам управления двигателем, объединяющие информацию по впрыску и зажиганию. В них приводятся описание компонентов, их расположение, процедуры проверки, электросхемы, конфигурации разъемов, коды неисправностей с расшифровками, алгоритмы поиска дефектов и другая полезная техническая информация по европейским и азиатским автомобилям.

Более подробную информацию по кодам системы самодиагностики можно почерпнуть в отдельно издающемся томе. Интересен сборник PinData, в который вошли данные о конфигурации разъемов блоков управления, типичных осциллограммах сигналов, проверке электрических цепей. Также отдельно можно приобрести схемы автомобильного электрооборудования.

Литература Autodata распространяется в России через официального представителя — столичную фирму «Легион-Автодата». Она сама издает массу автомобильной литературы профессионального уровня, необходимой в работе диагностического участка. Среди наиболее дефицитных экземпляров можно отметить недавно вышедшую серию книг по двигателям японских автомобилей с правым рулем.

Какими бы обширными и подробными ни были публикуемые справочные данные, в них не всегда удается найти нужную информацию, хотя бы потому, что вам она нужна в иной, устраивающей вас форме. Поэтому помимо пользования готовыми базами данных, в процессе работы стоит накапливать свою собственную. Многие современные диагностические приборы позволяют выводить измеряемые параметры на компьютер или устройства печати. В конце концов, можно использовать тетрадь и карандаш. Действуя таким образом, за некоторое время можно собрать бесценную «авторскую» информацию.

В заключение отметим, что не стоит стремиться приобрести сразу всю необходимую справочную литературу. Информационную базу правильнее формировать постепенно, в соответствии с возникающими потребностями. Это позволит более точно понять, что нужно в работе именно вам. Ведь, как было сказано, недостаток справочной литературы не является непреодолимым препятствием в работе. В большинстве случаев главное — базовые знания, практический опыт и логика мышления.

P. S. Несмотря на постоянный поиск синонимов, слово «информация» и его производные пришлось употребить в статье 80 раз. Это еще раз убедительно доказывает, что без информации, что называется, «ни туда и ни сюда».



Другие наши статьи...





Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
СМЦ "АБ-Инжиниринг"© 2001. Все права защищены